Информационные технологии для мегаполиса

Э.Н. Крючков



Седьмого мая этого года было объявлено о слиянии двух компаний – компании Compaq и Hewlett-Packard. 64% акционеров на сегодня – это бывшие акционеры НР, 36% – это акционеры Compaq. В настоящий момент работает более 140 тыс. сотрудников по всему миру – мы являемся крупнейшей мультинациональной корпорацией. По обороту мы выходим на те же позиции, что и IBM. Думаю, что в ближайшее время развернется активная конкуренция за лидерство в нашей области.

Говоря о спектре предлагаемых нашей компанией услуг, следует отметить, что мы не только принтерная компания, как это привык считать обычный обыватель. Кроме принтеров, мы создаем высокопроизводительные компьютерные системы. После объединения с Compaq это три платформы: традиционные наши RISC системы, Tandem, Digital Alpha. Кроме того, мы одна из крупных IT-консалтинговых компаний. В российском офисе у нас более четырехсот человек, из них многие осуществляют технический консалтинг. У нас существует свой центр поддержки, и мы работаем двадцать четыре часа в сутки, покрывая всю территорию России, все одиннадцать часовых поясов. К слову сказать, в России мы присутствуем с 1968 года, в следующем году будет тридцать пять лет.

В настоящее время осуществляется очередной этап развития человечества – формирование информационного общества. Современные информационные и телекоммуникационные технологии существенно меняют не только способ производства продуктов и услуг, но и организацию и формы проведения досуга, реализации человеком своих гражданских прав, методы и формы воспитания и образования. Они оказывают решающее воздействие на социальную структуру общества, экономику, политику, развитие общественных институтов.

Экономической основой информационного общества являются отрасли информационной индустрии (телекоммуникационная, компьютерная, электронная, аудиовизуальная), которые переживают процесс технологической конвергенции и корпоративных слияний, развиваются наиболее быстрыми темпами, оказывают воздействие на все отрасли экономики и конкурентоспособность стран на мировой арене. Происходит интенсивный процесс формирования мировой «информационной экономики», заключающийся в глобализации информационных, информационно-технологических и телекоммуникационных рынков, возникновении мировых лидеров информационной индустрии, превращении «электронной торговли» по телекоммуникациям в средство ведения бизнеса.

Технологической основой информационного общества являются телекоммуникационные и информационные технологии, которые стали лидерами технологического прогресса, неотъемлемым элементом любых современных технологий, порождают экономический рост, создают условия для свободного обращения в обществе больших массивов информации и знаний, приводят к существенным социально-экономическим преобразованиям и, в конечном счете, к становлению информационного общества.

В сфере информационных технологий мы работаем в следующих измерениях: предоставление пользователю устройств доступа, которые обеспечивают возможность доступа к инфраструктуре постоянной готовности или к IT инфраструктурам в любое время из любой точки; предоставление электронных услуг.

Важность доступа и мобильности сегодня не оспаривает уже никто. Информация стала четвертым фактором производства в промышленно развитых странах, которые уже близки к информационному обществу. Поэтому делается все для того, чтобы обеспечить пользователя необходимыми средствами доступа к информации из любой точки земного шара и в тот момент, когда ему это нужно. Наряду с этим нельзя забывать о защите информации и ее конфиденциальности.

Hewlett-Packard имеет лицензии ФАПСИ, программное обеспечение и определенные наработки в этой области. Еще раз подчеркну, что доступ двадцать четыре часа в сутки должен осуществляться для большинства организаций, которые работают на рынке, прежде всего, для телекоммуникационных компаний, банковских систем, которые несут прямые убытки от простоя своей инфраструктуры.

Управление муниципальными образованиями, сложным хозяйством большого или малого города сегодня уже не мыслится без информационных технологий, без внедрения современных средств связи, без эффективных инструментов информационного взаимодействия государства с хозяйствующими субъектами, без перехода к электронному документообороту между органами власти различных уровней. Управление городом как сложной корпоративной структурой сегодня уже невозможно без электронной основы. Поэтому наша компания разработала концепцию «электронного города». Ключевое понятие в этой концепции – электронные услуги. Причем пользователи, получая их, не должны задумываться, какие технологии или программные продукты лежат в основе.

Теперь я хотел бы перейти к портфелю решений компании Hewlett-Packard, которые мы готовы представлять.

У нас существует стратегия внедрения электронных услуг как для финансовых, так и для государственных организаций и крупных компаний. В рамках этой стратегии была создана архитектура (я ее называю «электронный мегаполис» или «электронное правительство»), которая состоит из следующих блоков. Здесь представлены разнообразные устройства доступа – от интерактивного телевидения или интерактивного пульта, обычного и мобильного телефонов до интернета. Пользователь сам выбирает наиболее удобный для него вид доступа. В зависимости от своей потребности он обращается к разнообразным системам или приложениям. Если он решил поучаствовать в торгах на бирже, то через телефон и портал получает доступ на мировые биржевые площадки. Если надо осуществить платеж в сберкассе, то это можно осуществить с помощью мобильного телефона, даже не вставая со стула. Разумеется, такие услуги требуют мощного программного обеспечения. Традиционными партнерами по созданию хранилищ и таких систем у нас являются компании Oracle и Microsoft.

Я хотел бы особо подчеркнуть, что существует значительное различие между порталом и web-сайтом. Во многих выступлениях звучит слово портал, а описывается функциональность web-сайта. Если web-сайт не оказывает услуги по предо-

ставлению пользователю возможности иметь персонифицированный экран доступа или домашнюю страницу, в которой будет собраны именно те ресурсы, которые он хочет видеть, которыми пользуется каждый день – это не портал, это обычный информационный web-сервер. Портал должен интегрировать следующие электронные услуги – доступ к различным приложениям, доступ к информации, доступ к бизнес-процессам, если говорить о корпорации – доступ к вычислительным ресурсам. Интерфейс должен быть индивидуальным для различных классов пользователей: бизнес-менеджера, специалиста по информационным технологиям, наконец, конечного пользователя.

Решения HP Integrated Service Management предназначены в основном для телекоммуникационных компаний. Ключевыми словами здесь являются: расчеты, управление и соглашение о качестве услуг. Наша компания имеет серьезные наработки в области систем управления, это всем известная OpenNew – наша ниша рынка (67-70%), практически все мировые лидеры из телекоммуникационных компаний используют наше программное обеспечение. В России мы столь же активно сотрудничаем со многими компаниями – МТС, Ростелеком и другие.

Сбор и предварительная обработка данных об использовании ресурсов – еще одна ключевая услуга. Нередко клиенты, построив современную инфраструктуру, не задумываются, во что она им обходится. Они не знают, сколько оборудования простаивало, не знают трафика, который проходит через их информационную инфраструктуру. В конечном итоге они не могут правильно оценить возврат инвестиций, вложенных денег. Иногда это просто «закопанные деньги» – например, есть клиенты, которые после внедрения наших систем Internet User Management, увидев, что реальная загрузка их инфраструктуры составляет 10-15%, просто пересмотрели свои бизнес-планы.

Нашим традиционным партнером при создании интеллектуальных центров обработки вызовов является Компания Oracle. Эти центры могут быть созданы на межведомственном уровне – например, для МВД, МЧС и других организаций, – и взять на себя функции сбора звонков от населения, их классификацию и перераспределение в конкретное ведомство в зависимости от типа проблемы.

Особо хотелось бы подчеркнуть, что построение систем хранения данных на базе высокопроизводительных серверов – это также одна из основных сфер нашего бизнеса, где мы можем предложить решения, позволяющие создать единую систему не только в рамках одного города, но и в рамках континента и всего земного шара. И все будет работать как единая среда.

Коротко перечислю успешные примеры реализации наших продуктов для государственных нужд в европейских странах: Бельгия – полиция (950 отделений, 44000 сотрудников); Германия – полиция (100 крупных серверов для обработки и хранения); Министерство юстиции и права в Дании; Министерство обороны во Франции; Министерство обороны в Великобритании. Кроме того, 8000 почтовых отделений в Польше, Пенсионный фонд и МВД в Швеции.


Крючков Эдуард Николаевич - представитель компании Hewlett-Packard.


© Информационное общество, 2003, вып. 1, сc. 79-80.