Вперед к обществу знания в Малайзии: видение и стратегии

К. Дж. Джон


Определение контекста

Малайзия – свободное, многонациональное, демократическое мусульманское государство, получившее независимость в 1957 году. Это развивающаяся страна, которую инициативный Премьер-министр стремится в рекордно короткие сроки – к 2020 году – превратить в экономически развитую.

Вот уже 45 лет управление экономикой опирается на модель централизованного стратегического планирования, которая лежит в основе пятилетних планов социально-экономического развития страны. Сейчас выполняется девятый пятилетний цикл. Мы стремимся с помощью информационно-коммуникационных технологий стать развитой нацией к 2020 году, что нашло отражение в программе "Видение 2020", которая охватывает тридцатилетний период. В течение этих лет мы собираемся на базе нашей собственной многонациональной культуры и национальных ценностей создать общество знаний, в котором экономический рост будет определяться в основном объемом и эффективностью использования знаний.

В первые годы после обретения независимости (1957-1970 гг.) Малайзия, как и раньше, оставалась в основном сельскохозяйственной и горнодобывающей страной, поставлявшей на мировой рынок каучук и олово. Ее правительство практически не вмешивалось в экономику, которая сильно зависела от импорта.

Хотя первостепенной задачей государства уже тогда считалось внедрение прогрессивных технологий во все отрасли экономики, до принятия в 1971 году Новой Экономической Стратегии (НЭС) программы сельскохозяйственного и индустриального развития не были согласованы между собой.

Реализация НЭС подразумевала коренные экономические изменения и имела для страны далеко идущие последствия. Эта социально-экономическая модель основывалась на группах как основных составляющих развития и экономически процветающих предприятиях как двигателях роста. Частные лица и компании определяли цены и экономический рост, а потребности различных слоев общества формировали государственные интересы.

Основные социально-экономические программы Малайзии

НЭС (1971-1990 гг.) базировалась на модели "справедливого роста". Она была направлена, прежде всего, на перераспределение общественного богатства и отмену отношений, основанных на этнической принадлежности. В 1969 году происходили беспорядки на расовой почве, это был период большой политической нестабильности. Чтобы устранить причины беспорядков, правительство и разработало программу Новая Экономическая Стратегия.

Суть стратегии заключалась в том, чтобы за счет высокого экономического роста быстро увеличить размер доходной части государственного бюджета – своеобразного экономического "пирога", и обеспечить его социально справедливое распределение среди всех этнических групп населения. Следствием НЭС стала стабильная экономическая и политическая система. Мы не отрицаем, что в Малайзии все еще есть нерешенные проблемы, но по-прежнему считаем необходимым контролировать экономический рост и добиваться, чтобы он вплоть до 2020 года составлял в среднем 7% в год.

В 1991 году НЭС сменилась Политикой Национального Развития (ПНР), целью которой стало сбалансированное развитие всех секторов экономики. Эта программа была реализована в течение 10 лет, с 1991 по 2000 гг.

С 1980 по 1996 гг. темпы ежегодного экономического роста Малайзии стабильно держались на отметке 8-8,5% и лишь однажды, в 1985 г., резко упали – до 1%. Следующий экономический кризис произошел в 1997-1998 гг., затем, с менее разрушительными последствиями, – в 2001 г. Справедливости ради следует заметить, что эти кризисы явились следствием глобального ухудшения экономической ситуации и ощущались во всем мире.

Структура производства: 1970-2001

За последние 30 лет мы значительно перестроили свою экономику. Если в 1970 году ее основу составляло сельское хозяйство, то сегодня эта роль по праву принадлежит отраслям промышленности и сфере услуг. Для сравнения приведем цифры. В 1970 году доля сельскохозяйственного сектора в экономике страны составляла 29%, а промышленного – 13,9%. В 2001 году те же показатели равнялись, соответственно, 8,7% и 30,2%. За эти же годы отмечен весьма значительный рост и в сфере услуг – с 36,2% до 56,4%.

Тем не менее, мы все еще не удовлетворены существующими темпами экономического роста. Хотя индустриализация ускорила развитие страны, 7% годового прироста ВВП явно недостаточно, чтобы в обозримом будущем Малайзия перешла из стран третьего мира в разряд развитых государств. В связи с этим правительство решило пересмотреть основы и приоритеты государственной экономической стратегии.

Была разработана Политика Национального Видения (ПНВ), поэтапное внедрение которой началось с середины 1990-х годов. Ее главной задачей на ближайшие 10 лет стало превращение Малайзии в конкурентоспособную страну. Мы расширили понятие "экономика знаний", включив сюда "мультимедийный суперкоридор" или МСК. Цель создания МСК – позволить Малайзии, используя ИКТ, "перескочить" через одну стадию развития.

Стратегия "скачков" в области развития знаний

Стремительное развитие глобальной мировой экономики привело к тому, что новые методы ведения бизнеса вытесняли старые приемы гораздо быстрее, чем люди успевали осознать этот процесс. Стало очевидным, что экономика Малайзии должна измениться в соответствии с новыми реалиями или мы навсегда останемся среди слаборазвитых государств. Идея "перепрыгивания" через стадии развития общества стала не просто одним из возможных вариантов развития, а насущной потребностью.

Традиционное (поступательное) развитие – это медленный и трудный путь от простого к сложному. Этот путь в человеческой цивилизации стал ступенями различных общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической. В настоящее время ведущие страны мира переходят от развитого индустриального строя к постиндустриальному или информационному обществу.

Малайзия собирается пропустить одну ступень развития – развитого индустриального (капиталистического) общества, экономика которого основана на извлечении природных ресурсов, и стать современным государством, экономика которого опирается на знания. В этом случае экономический рост будут определять в основном объем и эффективность использования знаний. Рынок знаний станет наиболее динамично развиваться и носить глобальный характер. Чтобы добиться такого результата, потребуется полностью изменить мировоззрение. Экономика знаний требует постепенного изменения привычного подхода к традиционной функции производства, в основе которой лежит труд, земля и капитал. Эти традиционные вводные, оставаясь значимыми, зачастую перестают быть ключом к конкурентоспособности фирмы или к увеличению темпов роста производительности той или иной структуры. Прогресс в производстве все в большей степени базируется на знаниях и обучении, а поскольку знание, будучи однажды приобретенным, может гораздо легче распространяться по всему миру, нежели физический капитал, экономика приобретает все более глобальный характер, ибо глобальными являются ее ключевые ресурсы. Отсюда появилась идея "Знания для Развития".

Видение K1-Малайзии

К 2020 году Малайзия должна стать государством с экономикой на основе знаний, позволяющей превращать знания в доход, причем не только в отраслях, непосредственно связанных с высокими технологиями. В таком государстве каждый гражданин, государственная организация, учебное заведение и коммерческое предприятие должны иметь доступ к интернету. Пользователи должны иметь возможность входить в сеть в любом месте, в любое время, с любой целью. Эту концепцию называют "информационное общество для всех" или "информационное общество для каждого".

Чтобы добиться такого результата, принят к реализации план перехода, состоящий из трех стадий. В соответствии с ним к 2005 году будет сформировано информационное общество, которое к 2010 году станет обществом знаний. К 2020 году мы рассчитываем полностью перейти к экономике, в которой лидирующую роль занимает производство и потребление знаний.

В данном контексте развитие и повсеместное внедрение информационно-коммуникационных технологий становится важным стратегическим ресурсом. ИКТ являются инструментом распространения интернета в интересах каждого. Они способствуют экономическому росту, созданию новых рабочих мест; соединяют отдаленные местности с городскими центрами и повышают уровень жизни.

Существенно то, что ИКТ могут создавать новые ценности или увеличивать стоимость уже существующих продуктов и услуг. Информация становится важнейшим ресурсом производства. Как только ее прибыльность становится реальностью, начинает развиваться производство информации и менять канонические общественные отношения. Прежде всего, меняется организация производства и его технологические формы. Открываются возможности совершенствования продукции и роста ее наукоемкости. Возникает экономическая потребность в новом знании. Но видение K-Малайзии не ограничивается этим. Установку массового сознания на то, что нужно жить за счет запасов нефти, газа, олова или каучука, продавая их, оно считает ошибочным. Важнейшей функцией государства должно стать обеспечение спроса на знание. Информация должна считаться таким же предметом общественного потребления, как вода, газ или электричество, и должна быть легко доступна для тех, кому она необходима. Люди должны быть научены использовать эту информацию с максимальной пользой. Правительство и деловые круги должны сотрудничать в предоставлении доступа к интернету всем без исключения гражданами, поощрять его использование в школах и высших учебных заведениях. Такая политика приведет к возникновению единого высоконравственного, свободного демократического общества.

Принципы развития Малайзии сегодня

Чтобы достичь K-Малайзии, необходимо сначала перейти к обществу знаний и к экономике знаний. Эти категории взаимосвязаны, поскольку К-Малайзия основывается на модели "справедливого роста", что включает в себя справедливое распределение богатств.

Здесь ИКТ являются инструментом, повышающим компетенцию граждан. Чем больше доступ населения к информации, тем более осведомленными они становятся и тем выше их компетенция. Довольно скоро мы окажемся в ситуации, когда минимальный уровень "цифровых" знаний будет необходим каждому. А с развитием экономики, основанной на знании, процент высокотехнологичных специальностей от общего числа рабочих мест будет только расти. Мы говорим не об инженерах, но, скорее, о людях, способных творчески работать с информацией.

Таким образом, необходимы меры для защиты тех групп населения, которым угрожает исключение из информационного общества. Включение в информационное общество каждого гражданина – не только обязанность социального государства, но и экономическая необходимость.

Когда эта цель будет достигнута, улучшение качества жизни всех малазийцев произойдет само собой. Это послужит новым толчком для дальнейшего экономического развития Малайзии, а ИКТ станут новым сектором роста. На базе ИКТ мы создадим новые отрасли промышленности, которых раньше никогда не было в нашей стране.

Роль и деятельность Национального Совета по информационным технологиям (НСИТ) Малайзии

НСИТ

В 1994 году мы сформировали Совет, в который вначале входили два сектора – государственный и частный, а потом три – государственный, частный и общественный. Эти сектора активно сотрудничают при выявлении актуальных проблем, выработке решений и их внедрении.

НСИТ, возглавляемый Премьер-министром, объединяет три основных сектора страны (напоминаю – государственный, частный и общественный) на одной платформе, позволяя всем высказывать свое мнение и являясь идеологом национальных планов в области ИКТ.

Так как мировая экономика становится все более динамичной и конкурентной, для каждой конкретной страны возникает необходимость разработки собственной стратегии использования знаний для того, чтобы повышать эффективность традиционных отраслей производства, развивать новые отрасли и не упустить возможности догнать тех, кто сейчас находится на передовых позициях. Это и является центральной задачей НСИТ. Он функционирует как мозговой центр, призванный обеспечить лидерство страны в глобальной экономике, основанной на знаниях. НСИТ указывает органам исполнительной власти, какие планы в области ИКТ следует выполнять, а какие не стоит, исходя из задач K-Малайзии и ресурсов, которыми мы располагаем. При этом обязательно учитываются особенности и приоритеты национальной экономики.

Национальная повестка развития ИТ (НПРИТ) основывается на Национальной Стратегии Развития ИТ, которая способствует продолжению политики "справедливого роста". Поскольку основная цель НПРИТ – защита интересов людей, это подразумевает социальную направленность ее проектов. Условно главные задачи Национальной повестки развития можно представить в виде треугольника, на вершине которого – всестороннее развитие человека. Тогда левая сторона будет обозначать информационную инфраструктуру, обеспечивающую в том числе равный для всех доступ к ИКТ. Третья сфера первостепенной важности (следующая сторона треугольника) – это контент и практические проекты. Эти три сферы являются ключевыми факторами успеха.

При условии правильного управления и своевременной коррекции с учетом меняющихся обстоятельств эта программа создаст ценности и обеспечит политическое равноправие и доступ к ИКТ для всех малазийцев. Это станет основой преобразования к 2020 году нашего сегодняшнего общества в общество знания.

Необходимо признать, что эти преобразования носят также и политический характер. Если мы не признаем это, мы просто слепы. Если же мы слишком много внимания уделим этому вопросу, то покажемся радикальными. До второго Совета мы работали, как упоминалось выше, на основе двух секторов экономики. Гражданское общество было включено в состав лишь третьего Совета, поскольку объединение мультимедиа предполагает этот вид интеграции.

Секретариат НСИТ

С 1994 года Секретариат НСИТ располагается в компании "Мимос Берхад" и управляется Отделением национальной политики ИКТ. За последние 8 лет он предложил более 18 стратегических инициатив или решений.

Благодаря своему положению в компании "Мимос" Секретариат располагает командой из 30 высококвалифицированных специалистов. Сотрудники Секретариата специализируются во всех основных областях, связанных с целями и задачами национального видения K-Малайзии. В перечне тем – электронные сообщества, электронные услуги обществу, электронное правительство, дистанционное обучение, электронный суверенитет, стратегия и организация экономики знаний.

НСИТ периодически представляет доклад Кабинету Министров, обязательным разделом которого являются предложения и рекомендации по использованию ИКТ для развития страны. Иногда такие предложения вносит Премьер-министр, затем они обрабатываются НСИТ и направляются для внедрения в соответствующие департаменты правительства. Мы также тесно сотрудничаем с частным и общественным секторами и СМИ.

На секретариат возложено пять ключевых функций: исследование стратегий, ориентированное на практическую деятельность; К-Стратегия или стратегическое влияние; управление грантами, направленными на ускорение электронного развития; пропаганда идеологии ИКТ для развития на международном уровне и обеспечение деятельности самого секретариата.

Основное направление работы НСИТ – это содействие усилиям по трансформированию роли ИКТ. Это влечет за собой:


Мы считаем, что от внедрения информационных технологий должны выигрывать все, особенно простые люди. Все участники рискуют в равной мере, и, соответственно, они должны получать одинаковую награду. И, наконец, совместные действия, предпринимаемые ими, направлены на достижение единой или общей цели, к которой стремятся все партнеры. Например, мы считаем, что у нас общие цели с Глобальным Партнерством во имя Знания (GKP), поэтому у нас размещается Секретариат Партнерства, у нас отличные отношения с Председателем и партнерами GKP.

Путь НСИТ

В то время как НПРИТ прокладывает дорогу реформам, нужно обеспечить также последовательный переход и преобразования. При традиционной модели правления государственный, частный и общественный сектора работали отдельно друг от друга. По мере того, как страна развивалась, была разработана модель "Малайзия Inc", где государственный и частный сектора нашли общие интересы для взаимного сотрудничества.

Однако "конвергентная" модель правления должна включать и общественный сектор, поскольку любое действие, предпринимаемое государственным или частным сектором, оказывает непосредственное влияние и на остальных людей. С другой стороны, и государственный, и частный сектор нуждаются в общественном участии; поддержка общин определяет, что будет работать, а что нет. Участие и действия больше не носят односторонний или двусторонний характер, они многосторонни.

НСИТ предоставляет платформу для обсуждения самых различных точек зрения. Поскольку это некоммерческая организация, у Совета нет интересов в частном секторе. НСИТ может предложить свои решения, но только в качестве рекомендаций заинтересованным сторонам, так как не обладает полномочиями по их осуществлению. Такой статус делает НСИТ наиболее подходящей структурой для того, чтобы объединить всех участников процесса развития за дискуссионным столом и помочь выработать наиболее приемлемое решение.

Благодаря высококвалифицированному персоналу НСИТ может вырабатывать стратегические планы действий, предлагать программы и инициативы, а также разрабатывать проекты, которые действительно могут изменить восприятие и использование ИКТ людьми.

Стратегические планы действий Совета включают подготовку стратегических решений на государственном уровне, определение стратегических действий, обеспечение стратегической координации и интеграции. В национальном масштабе Совет способствует выработке государственных программ и инициатив, составной частью которых являются тактические действия и координация межсекторных инициатив. Он также контролирует и оценивает эти действия и работает как канал обратной связи с партнерами.

Стратегии НСИТ в качестве идей для подготовки конкретных проектов поступают в департаменты различных министерств, которые затем на их основе разрабатывают программы и инициативы. Для реализации этих идей НСИТ располагает определенным бюджетом. В настоящий момент он составляет 100 миллионов рингит (примерно 26,3 млн. долларов). Эти деньги через Схему реализации грантов на демонстрацию приложений (СГДП) будут потрачены на финансирование проектов, удовлетворяющих его критериям.

Стратегические намерения НСИТ направлены на улучшение конкурентоспособности страны, использование электронной коммерции для продажи товаров народного потребления, обеспечение электронного развития общества, создание электронного правительства. Все три сектора экономики – государственный, частный и общественный – должны участвовать в улучшении качества жизни и, в конце концов, добиться его. При помощи модели 3W2R1A НСИТ уже внедрил около 15 инициатив, основанных на этой философии.

Инициативы НСИТ

Первый НСИТ был созван в 1994 году и немедленно приступил к созданию Мультимедийного суперкоридора (МСК), который стал его первой инициативой. МСК – это коридор шириной 15 и длиной 50 км, который идет на юг от центра Куала-Лумпура в международный аэропорт Куала-Лумпур (KLIA). Его отличает современная информационная инфраструктура, которая является экспериментальной площадкой для внедрения новых идей и идеалов и средой для внедрения инноваций в области ИКТ.

С 1994 по 1998 год первый НСИТ разработал Национальную повестку развития ИТ (НПРИТ) и добился ее принятия в качестве национальной стратегии развития. Он также сформировал национальную целевую группу по решению проблемы 2000 года и организацию под названием NISER (National ICT Emergency Response Team – Национальная Группа по чрезвычайным ситуациям в сфере ИКТ). NISER – основная организация, занимающаяся вопросами безопасности в сфере ИКТ.

В 1998 году НСИТ способствовал созданию Национального постоянного комитета по электронной коммерции, который разрабатывает стратегии развития электронной коммерции в Малайзии. Он также учредил СГДП для финансирования проектов, опирающихся на все три сектора национальной экономики и направленных на развитие общества, а также воплотил в жизнь понятие Мобильного Интернет-Узла (МИУ), призванного обеспечить возможность доступа к ИКТ и интернету неимущим слоям населения и жителям сельской местности.

За время деятельности второго Совета, с 1998 по 2001 год, было разработано еще семь инициатив. Этот Совет принял правительственную повестку развития и определил пять областей "электронного прорыва":

1. электронный суверенитет,

2. электронные общественные услуги,

3. электронное сообщество,

4. дистанционное обучение,

5. электронная экономика.

Эти области были признаны наиболее важными для развития. Второй Совет также контролировал SJ2005 – территорию, которая станет экспериментальной площадкой для развития "умного" сообщества к 2005 году. В 1999 году его усилия концентрировались, в основном, на утверждение понятий "знания" и "экономика знаний" как задач национального развития.

В следующем, 2000 году вторая международная конференция "Глобальное Знание" (GKII) стала поворотным событием для развивающихся стран по вовлечению их в процесс использования знаний для развития. По мере роста инициатив стало очевидно, что для преодоления информационного неравенства, устранения цифрового разрыва между теми, кто обладает информацией и умеет ею пользоваться, и теми, кто не обладает доступом к информации и, следовательно, вряд ли сможет воспользоваться возможностями информационных технологий, требуются согласованные усилия.

Программа Преодоления Информационного Неравенства (ПИН), обширная по своим задачам, направлена на то, чтобы дать возможность социально незащищенным слоям малайзийского общества с помощью ИКТ получать и использовать информацию и знания. В эту группу входят пожилые люди, инвалиды, молодежь, женщины, бедные горожане, неимущие сельские жители, а также представители предприятий малого и среднего бизнеса (МСП).

Признав социальный приоритет Программы ПИН, правительство Малайзии выделило на ее реализацию 1,97 миллиардов рингит (518,55 миллионов долларов). Эти деньги будут потрачены на ликвидацию информационного неравенства и создание цифровых дивидендов.

В качестве примера успешной деятельности правительства в этой сфере можно назвать проект TIGeR, запущенный в 2001 году. Он направлен на повышение конкурентоспособности промышленной продукции – прежде всего, предприятий электроники и электротехники. TIGeR (Technology, Industry and Government for Economic Revolution – Технология, индустрия и правительственная деятельность для Э-революции) дает возможность МСП Малайзии включиться в глобальную мировую экономику, в мировое разделение труда, стать конкурентоспособным звеном в мировой цепочке поставок (продаж) электронных и электротехнических изделий.

Например, если компания Intel переедет в Китай, МСП Малайзии, которые сейчас поставляют детали для завода Intel в Малайзии, все равно смогут поставлять их на завод Intel в Китае, поскольку они будут связаны с компанией Intel через глобальную виртуальную сеть поставок, в чем и заключается задача проекта TIGeR. Стратегическая цель проекта TIGeR – способствовать принятию отечественными предприятиями протокола RosettaNet – стандартного протокола сообщений, который сейчас используется производителями данных секторов экономики по всему миру, и внедрению ими решений в сфере электронного бизнеса, которые повысят их конкурентоспособность на мировом рынке.

В 2002 году был созван третий НСИТ. Так как с точки зрения экономики знаний возможность учиться превращается в ключевой, определяющий фактор конкурентоспособности человека, своей первой задачей Совет выбрал создание Малазийской Сетки Обучения (MyGfL). Это платформа дистанционного обучения, разработанная для любых форм образования – обязательного, дополнительного, очно-заочного, для системы повышения квалификации и т.д. Ее девиз – предоставление образовательных услуг в любом месте и в любое время. Основа Глобального Знания Малайзии (GKM) также была заложена в 2002 году.

Оценка прогресса

Обязательным условием любой деятельности является оценка результатов и своевременное внесение корректив в процесс развития. С этой целью сейчас разрабатывается Индекс императива знания (ИИЗ). Ожидается, что ИИЗ измерит социальные преобразования с социальной и технологической точек зрения. Другой метод оценки, который сейчас внедряется, – макромодель экономики знаний для определения роста ее наукоемкой продукции, основанной на человеческом капитале и знаниях.

Успешно решить эти задачи нам помогает тесное сотрудничество с Всемирным Банком. С его помощью была разработана Национальная программа оценки, чтобы отразить процесс работы и убедиться, что все элементы, которые нужно учитывать, оцениваются, и все соответствующие вопросы согласованно решаются.

Ссылки

1 К – от английского слова "knowledge" (знание).


Д-р К. Дж. Джон - Исполнительный директор Национального совета по информационным технологиям, Малайзия.


© Информационное общество, 2002, вып. 1, сc. 21-26.