Юго-Восточный округ в "Электронной Москве"

Т.Г. Сысоева



На протяжении последних 12 лет Россия находится в полосе серьезных политических и экономических преобразований. Главной задачей после формирования рыночных экономических отношений, стоящей сейчас перед руководством России и Правительством Москвы, является задача построения эффективной системы государственного управления. Современные представления о реформировании государственного управления наряду с другими элементами включают и концепцию создания "электронного правительства", которая охватывает исполнительную составляющую деятельности правительства, т.е. то, что называют правительственной машиной. В основе преобразования лежат три следующих принципа:

1. Правительство должно концентрироваться на гражданах, это записано в Конституции.

2. Правительство должно ориентироваться на результаты своей деятельности.

3. Правительство должно базироваться на рынке, активно продвигая инвестиции.

Взяв за основу эти три составляющие, базируясь на федеральной программе "Электронная Россия" и на Концепции движения Москвы в информационное общество, префект округа, Владимир Борисович Зотов, разработал стратегию создания окружной программы "Юго-Восточный электронный округ". 2 августа этого года в префектуре ЮВАО была проведена коллегия по вопросу "О первоочередных мероприятиях по разработке и внедрении системы "Электронный округ" в ЮВАО. В результате программы были определены следующие главные цели:


20 ноября 2002 года состоялось расширенное совещание-семинар, посвященное реализации окружной программы "Юго-Восточный электронный округ". На семинаре присутствовало более 450 человек. Это были представители общеобразовательных школ, библиотек, поликлиник, структур социальной защиты, малого бизнеса, а также крупных предприятий и фирм, оказывающих интернет-услуги. Открывая семинар,

В. Б. Зотов сказал: "Мы живем в новое время, когда информационные технологии развиваются семимильными шагами. Мы, конечно, можем оставаться сторонними наблюдателями, а можем создавать условия для их продвижения, устранить препятствия. Главная задача – это улучшение работы с населением. Сегодня у префектуры есть возможность усовершенствовать механизм обратной связи, используя современные информационно-коммуникационные технологии. Для этого создан информационно-справочный web-портал префектуры, который дает возможность предоставлять равный доступ к информации, обеспечивает открытость политики, социальное партнерство, учет интересов общества в целом".

С информацией о подготовке к реализации городской программы "Электронная Москва" выступил генеральный директор ОАО "Электронная Москва" Юрий Игоревич Припачкин. Выступления участников совещания-семинара комплексно отразили направление создания в ЮВАО "электронного округа".

Одно и самых заметных направлений программы – информационно-справочный web-портал ЮВАО. Он позволяет обеспечить быстрый и удобный доступ к информации о работе органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также о деятельности учреждений и организаций округа. В задачи портала входит информирование посетителей портала о значимых событиях и мероприятиях, проводимых в округе, отражение точки зрения должностных лиц территориальных органов исполнительной власти на те или иные проблемы, интересующие население. Одной из целей создания портала является вовлечение жителей в прямой диалог с органами исполнительной власти и местного самоуправления. Благодаря разработанной системе уже сейчас над информационным наполнением портала работают не технические специалисты, а те сотрудники префектуры и окружных организаций, которые непосредственно отвечают за вопросы, освещаемые порталом. В настоящее время идут работы над созданием системы, позволяющей адресовать вопросы жителей непосредственно исполнителям и дающей возможность руководителям контролировать ход отработки этих обращений. Главные цели портала – создать новый механизм общения власти и жителей, позволяющий им стать ближе и понятней друг для друга, а также упростить с помощью современных технологий для всех желающих порядок получения нужной им информации.

Развитие системы общественных центров доступа к современным информационно-коммуникационным технологиям на базе Центральной библиотечной системы "Люблино". Здесь жители могут посмотреть новостные сайты, отправить электронное сообщение, профессиональные консультанты обучают основам работы в системе интернета. В нашем округе 6 таких пунктов открыто в Марьино, по 4 – в Текстильщиках и Печатниках, 2 в Капотне, по одному – в Лефортово, Рязанском, Выхино-Жулебино. Также на базе ЦБС "Люблино" созданы Молодежные Интеллект-Центры. В 21 веке библиотека должна стать базой непрерывного повышения информационной культуры личности, здесь стоит задача создания "Школ информационной культуры".

Образование с использованием современных информационных технологий – необходимый элемент формирующегося информационного общества. В ЮВАО создан в 2002 году Технопарк инноваций как воплощение идеи о возможности использования новых технологий в образовании и научно-техническом творчестве учащейся молодежи различных уровней. Ближайшая задача – создание Технопарком инноваций главного информационного узла образовательной компьютерной сети, системы экстернат-образования ЮВАО, включающей в себя образовательные учреждения округа (школы, компьютерные клубы, учреждения дополнительного образования и др.). Технопарком инноваций предполагается создание информационно-образовательного портала с БД по следующим направлениям:


Проектный метод обучения – это:
Развитие интернет-кафе в округе обеспечивает свободный доступ населения к необходимой и достаточной информации. Задача префектуры округа и управ районов – всемерно помогать развитию этого вида деятельности малого предпринимательства, оказывать им поддержку в выборе помещений, реализовывать методическую и практическую помощь в работе.

Предоставление мультимедийных услуг жителям (или программа "Последняя миля") реализуется на территории всех районов округа. В ЮВАО примерно каждый четвертый дом подключен к волоконно-оптической сети, около 3000 абонентов-жителей округа имеют выход в интернет. Создается реестр организаций, предоставляющих интернет-услуги. Префектура активно работает с этими организациями, оказывая всемерную помощь в реализации подключения к интернету не только жителей округа, но и социальных объектов.

В рамках реализации программы выпущен справочник "Юго-Восток в интернете", в котором вместо привычных номеров телефонов предприятий и учреждений округа можно будет найти их электронный адрес и web-сайт. Его получили все участники и гости семинара.

Сегодня существует множество проблем в управлении на территориальном уровне. Перед администрацией округа и районов остро стоят задачи оптимизации управления финансовыми ресурсами территории, муниципальной собственностью, целевого использования бюджетных средств. Важным моментом здесь является охват и возможность учета задач управления по направлениям деятельности и социосферы региона, а также работа администраций всех уровней округа с показателями норм уровня жизни населения, что в конечном итоге и требуется от социально направленной системы управления.

В связи с этим немаловажной задачей, стоящей перед Префектурой, является интеграция наработанных информационных ресурсов в городских системах и предоставление доступа к имеющимся базам данных как населению, так и должностным лицам в режиме онлайн. Сегодня с нами начали работать такие организации как Москомрегистрация, готовится соглашение об информационном взаимодействии со службой Государственного градостроительного кадастра, Управлением развития систем и проектов Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города, прорабатывается вопрос взаимодействия с МосГорБТИ. Этот процесс – сложный, требует системного подхода, понимания важности и насущной необходимости решаемых задач в комплексе.

В декабре 2002 года в ЮВАО сдан в опытную эксплуатацию автоматизированный интегрированный банк данных "Население". Это очень сложная задача, потому что организовать электронное взаимодействие паспортных столов нижнего уровня – участков ДЭЗ и УВД районов – с верхним уровнем системы требует больших организационных усилий. Во-первых, нет квалифицированных кадров. Государственные чиновники на невысоком уровне владеют информационными технологиями (уровень пользователя), то есть не обладают навыками работы с электронной почтой, электронными таблицами и т.д. Очень большой проблемой оказалось, когда мы открыли наш портал www.uvao.ru, предоставление информации чиновниками. Выяснилось, получение информации от государственного служащего сегодня не поставлено на службу жителю. Предлагаемые решения:

1. ввести в должностные инструкции государственного служащего (квалификационные требования) умение работать с программными продуктами Microsoft Office;

2. разработать регламент предоставления информации государственным служащим в рамках информирования населения о деятельности государственных органов исполнительной власти.

И в заключение – в нашем округе имеются все предпосылки для реализации "пилотного" проекта "электронный округ", включая желание руководящего состава и понимание важности проводимых мероприятий сотрудниками органов исполнительной власти. Мы хотим научиться жить в мире новых информационных технологий и грамотно использовать их в повседневной жизни.


Сысоева Татьяна Геннадьевна - системный администратор Юго-Восточного административного округа.


© Информационное общество, 2003, вып. 1, сc. 74-76.