О городской целевой программе "Электронная Москва"

Ю.В. Росляк



Москва уже много лет занимается внедрением электронных технологий, причем на системной основе, с созданием необходимых документов, механизмов внедрения, соответствующих структур и организаций. Учитывая накопленный опыт, мы совместно с Московской городской Думой пришли к пониманию необходимости разработки программного документа, отвечающего вызовам времени. Таким документом стала утвержденная в 2001 году Концепция движения Москвы к информационному обществу. Она заложила концептуальные основы для создания в городе системы поддержки, регулирования и координации деятельности всех участников процессов информатизации, определила общие и конкретные по видам деятельности цели перехода к информационному обществу.

Утверждение Концепции движения Москвы к информационному обществу стало серьезным шагом в реализации на региональном и муниципальном уровнях государственной политики в организации процессов информатизации. Новый программный документ определил для российской столицы стройный комплекс взаимоувязанных мер, реализация которых создаст условия для превращения Москвы в информационный город – то есть город с постиндустриальной структурой экономики, приоритетным развитием функций центра информационной индустрии и информационной деятельности.

В настоящее время в столице создан координационный совет городской целевой программы "Электронная Москва". Его возглавил Мэр Москвы Ю.М. Лужков. В состав этого совета вошли специалисты практически всех отраслей городского хозяйства и управления, так как Программа "Электронная Москва", как известно, фактически затрагивает интересы всех, как минимум, структур органов управления города.

Также создано и зарегистрировано юридическое лицо – Акционерное общество "Электронная Москва", которое в соответствии с законами, в том числе по антимонопольной политике, будет заниматься реализацией программных целей, поставленных в ГЦП "Электронная Москва".

Разработка Программы "Электронная Москва" завершена, и она была опубликована на официальном сайте. Этот документ прошел непростой путь согласования и учета мнений многих потенциальных пользователей, ведь Программа обязана отвечать интересам всего общества, всех жителей Москвы, и, на что хочу обратить особое внимание, – всех организационно-правовых структур, расположенных на территории столицы. "Электронная Москва" должна быть интеграционным инструментом для решения всех задач, которые стоят на повестке дня тех, кто заинтересован в упрощении процедуры общения и получения информации. При этом все мы прекрасно понимаем, что рынок информационного пространства постоянно наполняется все новыми и новыми разделами, и новая городская Программа должна давать возможность соответствовать в режиме реального времени тем потребностям, которые возникают у различных ее субъектов и пользователей. А это очень непростая задача. Вместе с тем Программа также должна определить приоритеты реализации отдельных проектов или подразделов и помочь сконцентрировать ресурсы, в том числе бюджета города Москвы, на создании соответствующих инфраструктурных элементов для достижения намеченных целей.

Авторами этого программного документа было отмечено, что в Москве уже накоплен богатый опыт использования ИКТ для информационной поддержки процессов решения экономических и социальных задач, стоящих перед Правительством столицы. Городские структуры осуществляют ведение большого числа информационных баз данных для нужд Мэрии Москвы, Московской городской Думы, административных округов и районных управ, комплексов и департаментов Правительства Москвы. Завершено несколько десятков крупных проектов по созданию автоматизированных информационных систем, для которых характерен высокий уровень автоматизации управленческого труда и компьютерной грамотности управленцев различного ранга. При создании систем использованы технологии открытых систем, позволяющие обеспечить их масштабируемость при изменении требований пользователей, применяются программные средства интеграции данных, облегчающие объединение отдельных подсистем, созданных в разное время муниципальными службами.

В процессе создания информационных систем для муниципального управления и местного самоуправления накоплено значительное число информационных ресурсов, имеющих высокие потребительские свойства. Кроме того, в городе имеется большое число высококвалифицированного персонала, обладающего опытом построения сложных распределенных информационных систем, в том числе в области государственного управления.

В прошлом году я говорил о внедрении и дальнейшем развитии общегородской информационной системы ЗАГС, о создании, ведении и развитии Государственного градостроительного кадастра Москвы, об информационной системе Комитета социальной защиты и ряде других. Эта работа продолжается. Естественно, прежде чем организовывать взаимодействие между базами данных и возможность широкого использования накопленной в них информации, надо сначала создать эти базы данных. Поэтому, повторяю, мы продолжаем эту работу.

Сейчас активно реализуется проект по созданию системы АИС "Налог 2. Москва". Фактически уже готова типовая модель системы и программное обеспечение типовой территориальной налоговой инспекции. В ближайшие полгода сюда будут перенесены все данные по всем налогоплательщикам. Когда новая интегрированная АИС будет внедрена во всех налоговых инспекциях, в этой базе данных в агрегированном виде сосредоточится огромное количество информации о хозяйственных субъектах и налогоплательщиках Москвы, необходимой не только налоговым органам. Например, это даст возможность, не нарушая Закон "О налоговой тайне", упростить решение такой задачи как выплата субсидий гражданам, исходя из их конкретного совокупного дохода семьи. Таким образом, технология создания баз данных налоговых органов позволяет выработать определенный алгоритм взаимодействия различных властных структур и упростить решение очень непростой для населения города Москвы процедуры подтверждения своих доходов при оформлении жилищных субсидий и получении социальной помощи из бюджета города. Хочу напомнить, что речь идет о достаточно большой на сегодня категории жителей, точнее, о почти 300 тысячах семей, которые получают из городского бюджета жилищные субсидии. И каждый раз для их оформления люди должны приносить ворох справок и подтверждающих документов о том, что имеют льготы или доход, позволяющие пользоваться субсидиями.

Еще более сложной станет задача, когда будет решаться вопрос о передаче на персонифицированные счета каждого гражданина Москвы тех денег, которые сегодня бюджет выплачивает ресурсоснабжающим организациям в виде дотаций на покрытие их убытков, вызванных разницей между фактической стоимостью услуг и ценой, которую за них платит население. Такую цель для себя мы уже поставили. Это станет важным элементом проведения жилищно-коммунальной реформы, потому что мы дадим непосредственно потребителю право распоряжаться всеми деньгами на оплату коммунальных услуг – и своими собственными, и теми бюджетными, которые ему полагаются в виде компенсации. Владелец жилья будет покупать эти услуги у тех организаций, качество и цена работы которых его устраивает, причем в том объеме, в котором они ему требуются или реально оказываются. То есть каждый житель Москвы получит возможность управлять процессом самостоятельно, а не ждать, что кто-то за него решит проблему эксплуатации его собственного жилища.

Одновременно мы работаем над очень крупным проектом – созданием автоматизированной системы управления бюджетным процессом. Фактически это система единого городского казначейства в электронном виде. Разработчики новой АСУ были определены по результатам конкурса. Рассчитываем, что в следующем году эта система заработает на 100%.

Параллельно с созданием баз данных совершенствуются технологии автоматического обмена информацией между ними, а также с теми пользователями, которые в этой информации нуждаются. Создание общегородского комплекса стандартов, классификаторов, форматов, метаданных и т.д. позволит унифицировать представление данных и обеспечить согласованное функционирование всех систем. Все это дает возможность в недалеком будущем выйти на безбумажный документооборот, значительно упростить принятие управленческих решений, создать интегрированную систему управления городом, соответствующую требованиям концепции "электронной" власти, "электронного" учреждения и "электронного" Правительства.

В качестве наглядных иллюстраций наших подходов к формированию Программы "Электронная Москва" могут служить два конкретных проекта, обозначенных как приоритетные не только на уровне города Москвы, но и в целом по Российской Федерации.

Первый их них – "Социальная карта москвича". Создавая большие массивы информации в распределенных базах данных, мы, естественно, всегда ставили перед собой вопрос: "А когда и каким образом этими базами данных сможет реально воспользоваться рядовой житель столицы?". Поэтому обычная, на первый взгляд, задача – создание электронного проездного документа – сегодня трансформировалась в информационную систему, которая получила название "Социальная карта москвича". По большому счету, это выход на более серьезную программу использования карточных технологий в интересах жителей. С технической точки зрения социальная карта уже прошла экспериментальную проверку, москвичам выдано более 60 тыс. таких карт, а в 2003 году мы поставили задачу – вооружить пластиковой картой каждого пенсионера столицы.

Фактически эта карта представляет собой персонифицированный электронный ключ ко многим электронным базам, которые сегодня действуют в Москве. Пластиковая карта может использоваться как идентификационное, учетное и универсальное платежное средство – она несет более 10 приложений. Cтруктура ее памяти разделена на 16 секторов, емкость памяти составляет 1 Kb. Каждый из секторов защищен специальным кодом и, соответственно, предназначен для считывания в устройствах Московского метро, Мосгортранса, Московской железной дороги, Московского городского фонда обязательного медицинского страхования, городских структур социальной защиты населения, ряда предприятий торговли и связи. Карта позволяет интегрировано предоставлять огромное количество услуг, может использоваться для учета предоставленных льгот (включая жилищные судсидии), расчетов, оплаты проезда, в качестве банковской кредитки и т.д.

В городе сейчас создается сеть единых расчетных центров, которые призваны упростить процедуру расчетов за пользование жилищно-коммунальными услугами. Сначала социальная карта (для пенсионеров), а в недалеком будущем – "Карта москвича" (которую получат все без исключения жители города) упростят вопросы расчетов за жилищно-коммунальные платежи и исключат бесконечные хождения и многотысячные очереди людей при оформлении их отношений с системами, которые принимают платежи за жилищно-коммунальное хозяйство.

Пластиковые карты удобны не только для отдельного человека. Они позволяют, к примеру, на 100% учитывать передвижение определенных категорий граждан и их право на пользование льготой на городском пассажирском транспорте. Это избавит нас от споров с Метрополитеном, сколько денег нужно заплатить за бесплатный проезд инвалидов, пенсионеров и других пассажиров. Она же даст возможность в громадном пассажиропотоке персонифицировано выявлять ведомственных льготников, что упростит взаимодействие с министерствами Российской Федерации. Мы также достигли договоренности с Министерством внутренних дел о том, что при соблюдении установленных законодательством процедур эта система будет использоваться для идентификации личности, в том числе может заменить водительское удостоверение. Кроме того, пластиковая карта даст возможность сотруднику внутренних дел оперативно проверить в базе данных МВД ту персональную информацию, которую может сообщить ему гражданин. Вся процедура для законопослушного человека займет не более одной минуты – за это время считывающее устройство проверит предъявленную карту в БД МВД.

Кроме того, эти системы должны использоваться в программах дебюрократизации систем управления. Через интегрированный режим взаимодействия будет создан целый ряд пользовательских систем, которые позволят через широкополосные сети доступа расширить комплекс услуг, оказываемых населению. Возможности трудно перечислить: это и телевидение, и доступ в интернет, и решение многих чисто хозяйственных задач.

Напомним, что город Москва стал победителем конкурса Минэкономразвития по мероприятию "Создание общегородской интегрированной системы учета с использованием пластиковых карт". В рамках программы "Электронная Россия" для граждан страны в целом предполагается создать интегрированную систему учета с использованием пластиковых карт. Москва, как победитель этого конкурса, стала пилотным регионом проекта. Поэтому городской проект будет реализовываться с использованием средств федерального бюджета и бюджета города Москвы, а также структур, заинтересованных в его выполнении.

В дальнейшем опыт, полученный в нашем городе, предполагается распространить на другие субъекты Федерации. Сейчас аналогичные проекты готовятся или уже начаты не только в Москве, но и в Московской области и трех других российских регионах.

Второй проект направлен на обеспечение безопасности во всех сферах жизни и деятельности. Вы прекрасно понимаете, что вопрос безопасности проживания на территории мегаполиса и в прошлые годы являлся достаточно актуальным и острым, а сегодня он приобретает абсолютно новое качество. После трагических событий "Норд-Оста", после осознания сделанных ошибок была поставлена задача – создать общегородскую информационную систему, которая бы повысила эффективность действующих систем безопасности на территории столицы. Сегодня у нас существует целый ряд рассредоточенных систем, объединяющих данные диспетчерских, например, Мослифта, систем по контролю за эксплуатацией отдельных элементов инженерной инфраструктуры и т.д. В городе полным ходом идет работа по установлению систем видеонаблюдения с выводом по единым стандартам всей информации о ситуации на единый пульт для принятия оперативных решений и мер реагирования органами внутренних дел. Кстати, будут объединены также службы 02, 03, 04 и другие диспетчерские каналы, так что информация о пожаре, запахе газа, несчастном случае с человеком, прорыве водопровода, обесточивании дома и т.п. может быть передана на соответствующие пульты посредством нажатия кнопки обычного лифта. В результате реализации проекта "Безопасность москвичей" будут решены проблемы оперативного вызова милиции (или других городских служб). При этом от города не потребуется каких-то серьезных вложений – система получит "второе дыхание", когда существующие диспетчерские соединят с соответствующими городскими службами.

Успешная реализация новой городской программы требует решения организационных вопросов, связанных нередко с преодолением межведомственных барьеров, которые, к сожалению, во многих организациях еще присутствуют. Первые шаги уже сделаны. Мэром Москвы созданы рабочие органы, которые приступили к реализации Программы. Затем будут объявлены открытые конкурсы, чтобы с минимальными затратами в максимально сжатые сроки решить поставленные задачи.

В заключение еще раз хочу обратить внимание на тот факт, что сегодня мы от концептуальных работ переходим к системной реализации шаг за шагом тех задач, который были поставлены в Концепции движения Москвы к информационному обществу. Естественно, мы учитываем опыт развитых стран, где информационные технологии к этому моменту достаточно широко используются. Наше отставание в предыдущие годы в какой-то степени сыграло нам на руку – фактически мы сразу получили доступ к самым современным ИКТ, не создавая предыдущие поколения IT техники. Я говорил об этом год назад и снова повторяю – это тот самый шанс, которым обязательно следует воспользоваться. Закупая в передовых западных странах самые современные средства вычислительной техники и программное обеспечение, мы получили возможность на протяжении, как минимум, последующих 10-15 лет работать с этой техникой без дополнительных инвестиций на ее замену и обновление.

Уверен, что каждый профессионал найдет свое место в реализации Программы "Электронная Москва". Желаю всем успеха и не сомневаюсь, что наш город сможет стать по-настоящему электронным.


Росляк Юрий Витальевич - заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы.


© Информационное общество, 2003, вып. 1, сc. 10-13.