Организация электронного обмена между участниками бюджетного процесса

М.А. Евсеев



Основанием для разработки электронного обмена между участниками бюджетного процесса послужил ряд нормативных документов – Постановления Правительства Москвы, распоряжения Мэра. Особо следует упомянуть Распоряжение Мэра № 808 об утверждении технического задания на первую очередь автоматизированной информационной системы управления бюджетным процессом (АИС УБП) Департамента финансов города Москвы.

Первая очередь – это, собственно, и есть автоматизированная система Департамента финансов, предназначенная для поддержки централизованного управления финансовыми ресурсами города, формирования оперативной информации о состоянии бюджета города, повышения достоверности бюджетной информации и прогнозов.

Вторая очередь, в основном, – это организация электронного обмена между участниками бюджетного процесса, автоматизация исполнения бюджета главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств, бюджетополучателями и т.д.

Итак, что такое структура Департамента финансов, которая подлежит автоматизации в первой очереди АИС УБП? Это Департамент финансов города Москвы и десять финансово-казначейских управлений административных округов.

На данный момент система включает около 1300 рабочих станций, десятки тысяч удаленных терминалов операционистов, которые будут располагаться, по всей вероятности, на территории районных управ, чтобы принимать там платежные документы (такая организация работы удобна бюджетополучателям, им не надо далеко ездить). Планируется, что пиковая нагрузка по приему составит до 10 тыс. платежных документов в час, суммарный объем платежных документов в год приблизится к 30 млн.

Функционально информационная система первой очереди состоит из подсистемы формирования бюджета, исполнения доходной и расходной части. Сюда входят целевые бюджетные фонды, управление финансовыми ресурсами, учет бюджетных обязательств, контроль исполнения бюджета и, естественно, управление бухгалтерским учетом. Это все части функциональной подсистемы, которые реализуются прикладными программными средствами. Особо мне хотелось бы обратить внимание на систему мониторинга и управления корпоративной сетью. Сейчас я кратко остановлюсь на технической составляющей первой очереди АИС УБП.

Фактически уже функционируют 10 вычислительных центров, расположенных в финансово-казначейских управлениях, главный вычислительный центр, расположенный на территории Департамента финансов, и резервный вычислительный центр, который берет на себя, в случае аварии, функции главного центра. Он расположен на территории финансово-казначейского управления Северо-Западного административного округа столицы.

Надежность системы обеспечивается по многим параметрам: дублирование основных узлов вычислительных центров, дублирование критически важных вычислительных мощностей, реализация кластерных решений, дублирование критических устройств. Особое внимание уделяется дублированию источников энергопитания.

Хотя вычислительный центр обладает сам очень высокой степенью надежности, никогда не исключен вариант, что он может выйти из строя. В этом случае его функции должен взять на себя резервный вычислительный центр.

В случае выхода из строя каналов связи, на которых реализована корпоративная сеть АИС УБП, предполагается использование каналов связи альтернативных операторов или, в крайнем случае, переход на телефонные линии связи.

При отказе вообще всех каналов связи финансово-казначейские управления, вычислительные центры должны продолжать автономную обработку информации для того, чтобы потом реплицировать ее в единую базу данных единой информационной системы первой очереди.

Структура главного вычислительного центра достаточно стандартна для современных вычислительных центров, она представляет собой вычислительный комплекс из основных серверов: сервер баз данных, сервер приложений и сервер общесистемной инфраструктуры.

Функционально структура резервного вычислительного центра повторяет структуру главного вычислительного центра, чтобы он мог на себя взять, в случае аварии, все его функции.

Функционально структуры вычислительных комплексов в финансово-казначейских управлениях, естественно, менее мощные, чем главный и резервный вычислительные центры. Основная их задача — обеспечить автономную работу финансово-казначейского управления в случае выхода из строя каналов связи.

Создание условий оперативного и достоверного электронного обмена между участниками бюджетного процесса позволит обеспечить возможности анализа текущей ситуации, ее прогнозирования, выработки оптимальных управляющих решений и контроля их исполнения в стратегическом режиме и в режиме реального времени.


Евсеев Михаил Анатольевич - Начальник Управления информатизации Департамента финансов города Москвы.


© Информационное общество, 2003, вып. 1, сc. 56-57.