Начиная с 1992 года, в Москве реализуются мероприятия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ), направленные на его перевод в режим безубыточного функционирования и всестороннего улучшения качества предоставляемых услуг. Достижение данных целей возможно только при создании цивилизованного рынка услуг в области ЖКХ, участниками которого, с одной стороны, выступают потребители ресурсов и услуг (отдельные граждане и их объединения, основанные на совместном пользовании или владении жильем – ТСЖ и кондоминиумы), участниками с другой стороны выступают поставщики ресурсов и услуг, а финансово расчетное взаимодействие обоих сторон обеспечивают уполномоченные банки.
Функционирование конкурентного рынка услуг в области ЖКХ невозможно без наличия информационных систем (ИС), обеспечивающих не только качественное расчетное взаимодействие всех его участников, но и формирование широкого состава статистических данных, необходимых органам исполнительной власти города для выполнения функций координации и управления всем комплексом городского хозяйства.
Многочисленные попытки создания и внедрения систем автоматизации муниципальных предприятий, занятых в сфере ЖКХ, не привели к каким-либо значительным социально-экономическим результатам вследствие того, что построение данных ИС велось, как правило, для решения локальных задач конкретного предприятия – поставщика ресурсов, муниципального образования или городской службы.
На основе глубокой проработки проблем автоматизации ЖКХ были определен базис построения Единой информационно-расчетной системы ЖКХ (ЕИРС), который характеризуется тремя основными положениями:
1. открытая архитектура построения системы, позволяющая легко интегрировать ее с имеющимися территориальными и отраслевыми ИС, что обеспечивает минимальные затраты при внедрении данной системы в целом по городу;
2. гибкая настройка логики и параметров функционирования системы, позволяющая легко адаптировать систему к изменениям нормативно-правовой базы и структуры взаимоотношений участников ЖКХ как в переходный период реформирования, так и в период устоявшихся отношений;
3. строгое соответствие требованиям нормативно-правовых актов РФ и г. Москвы, предъявляемым к информационным системам в части обеспечения информационной безопасности на уровне самой архитектуры системы.
Суть предлагаемой технологии заключается в объединении территориальных баз данных, ИС поставщиков ресурсов и услуг, ИС уполномоченных на прием коммунальных платежей банков в Единую информационно-расчетную систему. В качестве среды передачи данных между субъектами ЕИРС должна выступать Московская волоконно-оптическая сеть (МВОС), каналы которой имеются практически во всех территориальных субъектах ЖКХ. Использование высокоскоростных каналов МВОС позволит без больших капитальных вложений объединить все информационные ресурсы ЖКХ и тем самым сформировать и поддерживать Единую муниципальную базу данных ЕИРС.
База данных ЕИРС формируется и используется общегородскими и территориальными клиентами в соответствии с их функциональными потребностями (обязанностями) и строго разграниченными правами доступа.
Общегородскими клиентами ЕИРС являются:
В результате обработки поступающих данных ЕИРС формирует:
В тех административных территориальных единицах, где на настоящий момент отсутствуют ИС, образующие территориальные базы данных, или имеющиеся ИС не соответствуют требованиям нормативных актов, должен быть сформирован территориальный сегмент ЕИРС, специально предназначенный для локальной автоматизации отношений ЖКХ.
Внедрение ЕИРС позволит добиться следующих положительных социально-экономических результатов:
На сегодняшний момент идет реализация первого этапа этой системы. Во всех муниципальных районах Москвы и Зеленограда (их 121) образованы единые информационно-расчетные центры. Следующим этапом должно стать построение на их базе городской интегрированной информационной системы. Предполагается, что будут использованы принципиальные решения для информационной интеграции путем разработанных регламентов взаимодействия, с четким определением ответственности всех участников системы за поставляемые данные, а также концептуально проработаны вопросы информационной безопасности.
Принято решение, что в городе будет создаваться Государственное унитарное предприятие "Городской единый информационно-расчетный центр". Взаимодействие этого Центра и "Электронной Москвы", на мой взгляд, очень актуально и очень важно на сегодняшнем этапе реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства.
© Информационное общество, 2003, вып. 1, сc. 39-40.