Социальная карта москвича

Д.В. Гаев, А.П. Марченко



Проект "Социальная карта москвича" входит в Федеральную целевую программу "Электронная Россия" и городскую целевую программу "Электронная Москва". В ходе его реализации должны быть созданы системы повышения эффективности и адресности социальной поддержки населения города Москвы по социальным программам, а также учета и контроля использования бюджетных средств, выделяемых на социальные нужды.

Этот проект был начат год назад. В сентябре 2001 года в трех районах Южного административного округа было задействовано районное управление социальной защиты для организации пунктов приема и выдачи карт. Таким образом, в Южном административном округе и г. Зеленограде было роздано около 100 тыс. карт. Эмитентом карт выступил Банк Москвы. На безвозмездной основе были обеспечены льготные категории населения — в основном пенсионеры и учащиеся ряда школ и вузов нескольких районов.

Прообразом "Социальной карты" стал проект по автоматизации оплаты проезда на столичном транспорте. Еще в 1996 г. на Московском метрополитене были внедрены пластиковые транспортные карты, затем эти транспортные карты стали выдаваться студентам учебных заведений – сначала государственных, потом и негосударственных. Выяснилось, что реализация проекта позволила повысить доходность только метрополитена на 20%.

Успех внедрения пластиковых технологий привел к тому, что к 2001 г. было имитировано 1,7 млн. бесконтактных карт. Столь весомое количество наглядно подтвердило, что инфраструктура для приема карт уже создана. В итоге Москва стала победителем конкурса Минэкономразвития по мероприятию "Создание общегородской интегрированной системы учета с использованием пластиковых карт". В рамках программы "Электронная Россия" для граждан страны в целом предполагается создать интегрированную систему учета с использованием пластиковых карт. Москва, как победитель конкурса, является пилотным регионом проекта. В дальнейшем опыт, полученный здесь, предполагается распространить на другие субъекты федерации.

Накопленный опыт показал, что карта с одним приложением работает неэффективно. Поэтому решено было перейти к созданию многофункциональной социальной карты москвича. В ее основу легла пластиковая карточка с бесконтактным интерфейсом. Cтруктура памяти карты разделена на 16 секторов, емкость памяти чипа составляет 1 Kb. Каждый из секторов защищен специальным кодом и, соответственно, предназначен для считывания в устройствах московского метро, Мосгортранса, Московской железной дороги, Московского городского фонда обязательного медицинского страхования, городских структур социальной защиты населения, ряда предприятий торговли и связи. Положительные стороны этой карты – простота использования, стандартные размеры, соответствующие международному стандарту ISO 7810; шестнадцать секторов разделенной памяти, защищенной ключами на чтение и на запись. Доступ к этим секторам отдельный и осуществляется достаточно дешевым устройством для работы с картами. Кроме того, открытая среда разработки, оптимальное соотношение между ценой карты и возможностью распределения ее стоимости между владельцами приложений сделали социальную карту удобным средством идентификации личности, оказания адресных социальных услуг.

В настоящее время население г. Москвы (постоянные жители, временные жители, мигранты, гости, сезонные рабочие и т.п.) составляет, по разным оценкам, от 10,0 млн. до 13,0 млн. человек. Все эти граждане постоянно вступают в разнообразные отношения с городскими органами, ведомствами и службами соответствующего профиля деятельности. Масштабы социально-экономических задач столь сложного в социально-экономическом отношении региона, как Москва, и необходимость доведения социально-экономических мероприятий до конкретных граждан при решении экономических и социальных задач требуют дальнейшего совершенствования методов управления процессами обеспечения социальной поддержки, перехода от плохо контролируемого "валового" принципа распределения льгот к адресной компенсации расходов социально незащищенных слоев населения.

Проект предполагает использование для идентификации получателей льгот персонализированных бесконтактных смарт-карт (БСК). Их применение планируется развивать по следующим основным направлениям:


Введение в обращение интеллектуальных пластиковых карт – социальных карт для жителей Москвы – предусмотрено Постановлением Правительства Москвы от 6 августа 2002 г. N 602-ПП. Работы по созданию общегородской интегрированной автоматизированной системы учета с использованием пластиковых карт (ОИАС ЕРСЛ) являются составной частью комплекса работ по программам "Электронная Москва" и "Электронная Россия". Для реализации проекта "Социальная карта москвича" создано Государственное унитарное предприятие "Московский социальный регистр" (ГУП МСР) в подведомственном подчинении Департамента экономической политики и развития г. Москвы.

Экономически значимый эффект внедрения карты в области социальной защиты будет получен от высокой степени защиты персонифицированных БСК, используемых в качестве социальных карт льготников, возможности безналичного перечисления денежных выплат и дотаций на карточный счет. Переход основной части социальных льготников на использование социальных карт позволит резко сократить возможности неправомерного получения льгот, даст весомый вклад экономии средств городского бюджета, определит истинные затраты организаций, предоставляющих льготы.

Разработка и внедрение системы "Социальная карта москвича" позволит упростить процедуру платежей за ЖКУ, исключить необходимость посещения гражданами различных организаций за счет автоматизации процессов оплаты и контроля за оплатой услуг ЖКХ. Это должно повысить уровень собираемости платежей и, как следствие, эффективность функционирования системы жилищно-коммунального хозяйства.

Помимо этого, в Москве свыше 2,5 млн. человек только пенсионеров, которые, кроме права на бесплатный проезд, обладают иными льготами, включая денежные выплаты. Кроме них существуют еще около 70 категорий граждан, которым предоставлено право бесплатного проезда на городском общественном транспорте. Учитывая крайнюю заинтересованность транспортных операторов в реализации данного проекта, предполагается их активное участие в финансировании изготовления и персонализации социальных карт, используемых для оплаты проезда.

Наш проект основан на взаимодействии корпоративных участников системы. Это, прежде всего, Комитет социальной защиты населения, Комитет здравоохранения, магазины, Департамент потребительского рынка и услуг, транспортные предприятия, Московский городской фонд обязательного медицинского страхования. В перспективе к нему подключатся АСУ "Население" Москвы, ГУВД Москвы и другие учреждения и ведомства. Схема информационных потоков схематично представлена так: сначала предоставляются данные на изготовление карты, производится выверка данных, регистрация в реестре социальных льготников, создается электронный паспорт льготника. Затем данные об эмиссии карты сообщаются участникам системы для того, чтобы они могли вести у себя учет и регистрацию по социальному номеру, идентифицирующему владельца карты. Транзакции по картам стекаются в Московский социальный регистр для ведения сводного отчета по предоставленным льготам. Оформление и выдача социальных карт происходит в районных управлениях социальной защиты, где человеком персонально занимаются сотрудники районного управления. Идет сверка всех его данных, фотографирование человека и через десять рабочих дней ему выдается социальная карта. Не будем останавливаться на технологических аспектах изготовления карт – это достаточно сложный производственный процесс.

Основной предполагаемый экономический эффект от реализации проекта "Социальная карта москвича" заключается в снижении потерь от нецелевого использования бюджетных средств, выделяемых на социальную защиту населения (по некоторым оценкам, до 10% от выделяемых средств).


Гаев Дмитрий Владимирович - начальник Московского метрополитена.

Марченко Александр Петрович - директор Государственного унитарного предприятия "Московский социальный регистр".


© Информационное общество, 2003, вып. 1, сc. 77-78.