Можно было достичь гораздо большего.


Отчет гражданского общества о Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества

___________________________________



18 декабря 2003 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение: наши перспективы после ВВУИО
    3.4. СМИ
2. Вопросы, обсуждавшиеся в ходе тунисского этапа ВВУИО
    3.5. Всемирные принципы проектирования и вспомогательные технологии
    2.1. Социальная справедливость, финансирование и развитие, ориентированное на человека
    3.6. Информация о здравоохранении
    2.2. Права человека
    3.7. Дети и молодежь в информационном обществе и развитие
    2.3. Регулирование в интернете
    3.8. Этические аспекты
    2.4. Глобальное управление
4. Куда двигаться дальше: наше Тунисское обязательство
    2.5. Участие
    Элемент 1: Внутренняя эволюция нашей организации
3. Вопросы, обсуждавшиеся в ходе женевского и тунисского этапов саммита
    Элемент 2: Участие в Форуме по регулированию
    3.1. Гендерное равноправие
    Элемент 3: Участие в процессах воплощения в жизнь решений саммита
    3.2. Культура, знания и общественное достояние
    Элемент 4: Опыт, накопленный системой ООН в целом
    3.3. Образование, исследования и практика
    Элемент 5: Привлечение других групп

1. Введение: наши перспективы после ВВУИО

Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО) дала экспертам в разных областях знаний возможность совместной разработки принципов и приоритетов, ведущих ксозданию демократического, информационного общества для всех. Речь идет о развитии на локальном, национальном и международном уровнях такого общества, в котором возможность доступа, обмена и передачи информации и знаний считается общественным достоянием и способствует развитию культурного разнообразия в нашем мире.

Гражданское общество поставило следующие важнейшие цели на тунисском этапе ВВУИО:


Гражданское общество утверждает, что, несмотря на крайне ограниченные ресурсы, оно внесло положительный вклад в процесс ВВУИО, и этот вклад мог быть еще более весомым, если бы появилась возможность более полного его участия. Мы будем продолжать сотрудничать и после саммита. Наш вклад заключается в конструктивном участии в решении проблем и критической оценке достигнутого.

Высоко оценивая сам процесс проведения саммита и его результаты, мы все же убеждены, что можно достичь гораздо большего. Месяц, последовавший за завершением тунисского саммита, мы посвятили обсуждению хода и результатов ВВУИО. Мы опирались на декларацию «Создание информационного общества, отвечающего потребностям человека», принятую на саммите гражданского общества в Женеве в 2003 году. Мы провели оценку опыта, накопленного за четыре года, в течение которых проводились оба этапа ВВУИО. Настоящий документ был подготовлен в ходе глобального интерактивного обсуждения и является официальным вкладом гражданского общества в результаты саммита.

Вопросы, имеющие для гражданского общества наибольшую важность, представлены в разделах 2 и 3 настоящего отчета. В большинстве областей достижения по некоторым второстепенным вопросам были сведены на нет за счет неудач по вопросам первостепенной важности, и многое еще предстоит сделать. Наибольшее беспокойство вызывают недостаточное внимание и неадекватные рекомендации по вопросам, касающимся ориентации на человека, таким как права человека, свобода выражения мнений, финансовые механизмы для обеспечения развития, которое вообще послужило импульсом для всех процессов ВВУИО; а также создание возможностей для развития. В разделе 4 мы представляем первые основные разделы Тунисского обязательства для гражданского общества. Гражданское общество намерено максимально активно участвовать в процессах и действиях по воплощению решений тунисского саммита. Мы верим, что правительства признали наше участие необходимым условием для достижения всеобщего справедливого информационного общества.

2. Вопросы, обсуждавшиеся в ходе тунисского этапа ВВУИО

2.1. Социальная справедливость, финансирование и развитие, ориентированное на человека

Основной задачей ВВУИО было решение застарелых проблем экономического и социального развития с новых позиций, через использование новых возможностей и преодоление новых угроз, которые несет с собой революционное развитие ИКТ. Саммит должен был определить и сформулировать новые возможности и парадигмы развития, появившиеся в информационном обществе, и разработать параметры государственной политики для реализации и развития этих возможностей. В общем и целом нельзя не признать, что ВВУИО не удалось оправдать эти ожидания. В частности, тунисский этап саммита, названный «саммитом решений», не дал конкретных достижений в вопросах приоритетов развития.

Несмотря на то, что на саммите действительно обсуждалась необходимость новых финансовых механизмов в области ИКТ для развития, участникам не удалось осознать, что ИКТ для развития - нечто большее, чем традиционное финансирование развития. Не смог саммит в полной мере понять, что необходимы новые средства и источники финансирования и исследования новых моделей и механизмов.

Инвестиции в ИКТ для развития - в инфраструктуру, создание возможностей, программное обеспечение и аппаратные средства, а также в разработку приложений и услуг - создают фундамент для всех остальных процессов инновационного развития, обучения и совместного использования, и их необходимо воспринимать именно в этом качестве. Хотя ресурсы для развития крайне немногочисленны и распределять их нужно осмотрительно и благоразумно, финансирование в области ИКТ для развития нельзя рассматривать в отрыве от финансирования других областей развития. Финансирование в сфере ИКТ для развития должно иметь определенный приоритет как на национальном, так и на международном уровнях, причем в каждой стране должен быть выработан собственный подход с учетом уровня ее развития и долгосрочных перспектив. Этот подход должен быть согласован с глобальным видением направлений развития и сотрудничества.

Финансирование в области ИКТ для развития требует социальных и институциональных новаций и использования прозрачных, открытых для оценки и реалистичных механизмов. Финансовые ресурсы необходимо находить на всех уровнях - местном, национальном и международном, выполняя монтеррейские обязательства по предоставлению официальной помощи для обеспечения развития и поддерживая программы и проекты, устойчивость которых невозможно продемонстрировать в краткосрочной перспективе из-за недостаточности ресурсов на начальном этапе.

Доступность интернета для всех и везде, особенно для малообеспеченного населения, а также для сельских областей, должна расцениваться как общественное достояние. Во многих случаях рыночный подход не может обеспечить решение проблемы подключения, особенно неблагополучных групп населения и регионов. В ряде таких регионов сначала нужно в приоритетном порядке внедрять более традиционные ИКТ - радио, телевидение, ви­део и телефонию, одновременно создавая условия для налаживания полноценного доступа к интернету. Развитие информационной инфраструктуры и вообще развитие зачастую требуют серьезного внимания и к более традиционным элементам инфраструктуры, таким как дороги и энергоснабжение.

Несмотря на то, что в целом саммиту не удалось прийти к согласию по вопросу адекватного финансирования ИКТ для развития, гражданское общество смогло внести в Тунисское обязательство (параграф 21) Тунисское обязательство опубликовано в данном номере журнала в рубрике «Официальный раздел». значительные разделы о роли государственной политики в мобилизации ресурсов для финансирования. Это может сбалансировать рыночную ориентацию, характерную для значительной части текста, посвященного вопросам финансирования.

Потенциал ИКТ как инструмента для развития, а не только как средства коммуникации, сегодня должен признаваться всеми государствами. Национальные стратегии в области ИКТ должны быть тесно взаимосвязаны с национальными стратегиями социально-экономического развития и борьбы с бедностью. Стратегии помощи развивающимся странам должны включать в себя ориентиры для использования ИКТ по всем направлениям развития. Использование ИКТ должно быть интегрировано в общие вопросы содействия развитию и способствовать таким образом мобилизации дополнительных ресурсов и повышению эффективности действий, направленных на развитие.

Мы приветствуем создание Фонда цифровой солидарности (ФЦС), который начал свою деятельность в марте 2005 года. Необходимо отметить ту поддержку, которую оказали в деле создания фонда ООН и тунисский саммит. Тем не менее, учитывая, что ФЦС был создан на добровольной основе, мы не можем не выразить озабоченности тем, что правительства и частный сектор не взяли на себя четких обязательств по предоставлению материальной поддержки, необходимой для успешного функционирования этого фонда. Мы приглашаем всех партнеров из правительственного и частного секторов взять на себя обязательства, изложенные в женевской Декларации принципов, в соответствии с которыми каждый государственный контракт в области ИКТ с частной компанией включает в себя добровольное отчисление в ФЦС в размере одного процента от общей суммы. Мы настойчиво рекомендуем местным и региональным органам власти реализовать этот принцип и приветствуем заявление по этому вопросу, сделанное на Всемирном саммите городов и муниципалитетов в Бильбао в ноябре 2005 года, в канун второго этапа ВВУИО.

2.2. Права человека

Информационное общество должно строиться на основе соблюдения прав человека, провозглашенном Всеобщей декларацией прав человека. В это понятие входят гражданские и политические права, а также социальные, экономические и культурные права. Права человека и развитие тесно взаимосвязаны: без соблюдения прав человека невозможно развитие, как без развития невозможно гарантировать права человека.

Об этом говорилось неоднократно, и об этом решительно заявила Всемирная конференция по правам человека, прошедшая в Вене в 1993 году. Это было провозглашено и в Декларации принципов ВВУИО в 2003 году. Любые законы, стратегии, действия в области развития глобального информационного общества должны уважать, защищать и поддерживать стандарты и нормы прав человека.

Несмотря на принятие женевских обязательств, гражданскому обществу предстоит пройти еще долгий путь. Некоторые права человека были практически не упомянуты женевской Декларацией принципов - например, такие комплексные вопросы, как принципы недискриминации, тендерного равноправия и прав работников. Право на конфиденциальность, являющееся основой для автономного развития личности, а следовательно, и гарантией многих других основополагающих прав человека, лишь упомянуто в женевской Декларации в связи с «глобальной культурой кибербезопасности». В Тунисском обязательстве оно вообще исчезло, уступив место пространным описаниям потребностей в защите безопасности, как если бы конфиденциальность была угрозой безопасности, тогда как на самом деле все наоборот: конфиденциальность - важнейшее условие безопасности. Саммит также проигнорировал наше требование обеспечить конфиденциальность и целостность голосования при использовании электронных технологий голосования.

Другие права были упомянуты более явно, но в действительности они нарушаются каждый день. Это касается свободы выражения мнений, свободы распространения информации, свободы объединений и собраний, права на справедливый суд, права на образование и права на уровень жизни, обеспечиваю­щий здоровье и благополучие человека и его семьи.

Более того, как было подчеркнуто на втором этапе ВВУИО, формальное обязательство - это одно, а его выполнение - нечто другое. В соответствии с традицией саммитов ООН, в ходе как женевского, так и тунисского этапов гражданское общество организовало параллельные мероприятия, открытые для широкой общественности. В Тунисе реализация инициативы представителей гражданского общества организовать Гражданский саммит по информационному обществу оказалась невозможной. В ходе женевского саммита мероприятие «Мы ищем» было закрыто и затем возобновлено. Это - четкое напоминание о том, что хотя правительства и подписались под обязательствами соблюдения прав человека, такие фундаментальные права человека, как свобода выражения мнений и собраний не являются непреложными ни в одной части света.

Саммиту не удалось определить механизмы и действия, которые будут активно укреплять и защищать права человека в информационном обществе. После саммита необходимо содействовать укреплению прав человека, обеспечивать их соблюдение в национальном законодательстве и производстве, содействовать обучению и повышению осведомленности о возможностях в сферах развития и соблюдения прав человека, преобразовывать стандарты прав человека в рекомендации по политике использования ИКТ, а также вносить вопросы, связанные с использованием ИКТ, в систему глобального и регионального мониторинга соблюдения прав человека. Другими словами, переходить от деклараций и обязательств к действиям. Для этого необходимо создать независимую комиссию по обзору национальных и международных норм и способов использования ИКТ и анализу их соответствия международным стандартам соблюдения прав человека. Эта комиссия должна также заниматься проблемами возможного применением ИКТ для обеспечения прав человека в информационном обществе.

2.3. Регулирование в интернете

Гражданское общество приветствует решение о создании Форума по управлению использованием интернета, за проведение которого оно выступало с 2003 года. Мы также удовлетворены тем, что этот форум будет заниматься достаточно широким спектром вопросов для решения насущных проблем, в первую очередь - обеспечения соответствия осуществляемых действий женевским принципам, а также других комплексных вопросов, которые невозможно решить оптимальным образом, используя имеющиеся средства. В тоже время мы еще раз выражаем нашу уверенность в том, что форум не должен быть привязан к какой-либо из существующих специализированных международных организаций, подразумевая при этом, что его юридическая форма, финансы и персонал должны быть независимыми. Мы также повторяем, что данный форум должен стать чем-то большим, чем просто площадка для диалога. В соответствии с рекомендациями отчета Рабочей группы по регулированию в интернете (РГРИ), он также должен предоставлять экспертный анализ, мониторинг тенденций и новые возможности, в том числе за счет взаимодействия с партнерами из научного сообщества.

Мы обеспокоены отсутствием подробной информации о том, как будет создаваться этот форум и как он будет финансироваться. Мы настаиваем на том, чтобы принципы форума определялись в тесном сотрудничестве с гражданским обществом. Мы уверены, что успех в деле организации форума, как и в большинстве областей регулирования в интернете, невозможен без полноценного участия гражданского общества. Полноценным участием мы называем нечто большее, чем выполнение чисто консультативной функции. Гражданское общество должно иметь возможность полноправно участвовать в пленарных заседаниях и дискуссиях любых рабочих или проектных групп, а также обладать теми же возможностями влиять на повестку дня и результаты, что и другие участники.

Тунисская повестка включала в себя вопрос политического контроля над критически важными ресурсами интернета в параграфах 69-71. Само по себе это уже достижение. Также представляется важным, чтобы правительства признали необходимость разработки ряда принципов государственной политики в области использования интернета, включающих в себя политический контроль над ресурсами интернета. Эти принципы должны обеспечивать уважение, защиту и укрепление прав человека, что закреплено в международных договорах по правам человека, обеспечивать равноправный доступ к информации и сетевым возможностям для всех, а также содействовать развитию.

Крайне важно, чтобы государства поняли, что ответственность за разработку этих принципов нужно нести сообща. Плохо то, что тунисская повестка дня отражает намерение правительств делиться этой ролью и ответственностью только друг с другом и с международными организациями. Гражданское общество твердо убеждено, что выработка надлежащей государственной политики в области управления использованием интернета требует полноценного и существенного участия всех заинтересованных сторон, а не только правительства.

Относительно параграфа 40 тунисской повестки дня мы выражаем разочарованность тем, что в нем не упоминается тот факт, что борьба с киберпреступностью должна вестись на основе баланса в соблюдении основных прав человека - свободы выражения мнений и права на сохранение конфиденциальности.

В отношении параграфа 63 мы считаем, что страновой домен верхнего уровня (ccTLD) - общественное достояние как для людей в определенной стране, так и для жителей всего мира, которые имеют разнообразные связи с конкретными странами. Правительствам важно защищать свои страновые домены верхнего уровня, но при этом должны соблюдаться права человека, изложенные в существующих международных соглашениях, для чего необходимы демократичные, прозрачные и всеобъемлющие процессы с полноправным участием всех сторон.

Для того чтобы развитие интернета и процесса его регулирования отвечало интересам общества, важно, чтобы все участники обладали лучшим пониманием того, как реализуются ключевые функции регулирования в интернете - например, управление системой доменных имен, распределение IP-адресов и т.д. Очень важно, чтобы те же участники понимали, какие связи существуют между управлением использованием интернета в целом и такими проблемами, как киберпреступность, интеллектуальная собственность, электронная торговля, электронное правительство, права человека, Создание возможностей и экономическое развитие. Ответственность за формирование этого понимания должна лежать на всех, включая тех, кто сегодня занимается регулированием и развитием интернета и новых информационных и коммуникационных платформ. Важно, чтобы это понимали новые пользователи интернета, но не менее важно, чтобы для опытных пользователей оставались открытыми новые возникающие перспективы.

2.4. Глобальное управление

Мир, ставший гораздо более взаимосвязанным, встал перед необходимостью решать с помощью институтов и процессов управления все большее ко­личество проблем. Гражданское общество признает, что в системе Организации Объединенных Наций есть свои недостатки, однако мы уверены, что она остается самым легитимным межправительствен­ным форумом, в котором богатые и бедные страны имеют равные возможности выражать свое мнение, участвовать в выработке решений и принимать совместные решения.

Мы обеспокоены тем, что в ходе ВВУИО правительства некоторых стран, особенно из числа передовых, не желают жертвовать влиянием и вкладывать ресурсы в современную многостороннюю систему, а также осуществлять совместные действия по дальнейшему ее развитию. Мы также сожалеем, что переговоры по поводу создания партнерств государственного и частного секторов и новых пара институтов внутри ООН заслонили собой общее обсуждение вопроса о преодолении информационного неравенства, которое, в свою очередь, должно быть связано с кардинальной реформой ООН и глобальной экономической системы.

В нашем понимании саммит был призван именно разрабатывать принципы, поддерживающие глобальную государственную политику и структуры управления, обсуждать критические проблемы и выбирать подходящие средства их преодоления. Сужающееся пространство глобальной государственной политики поднимает серьезные вопросы, касающиеся того, к какому типу глобального управления мы движемся и что это может означать для людей, живущих в социально, экономически и политически неблагополучных условиях: тех, кто более всего нуждается в защите их интересов на уровне государственной политики.

2.5. Участие

В течение четырех лет постоянного давления со стороны гражданского общества были достигнуты положительные результаты в вопросах участия гражданского общества в этих процессах, включая право голоса в официальных пленарных заседаниях и участие в работе подкомиссий, а также право осуществлять наблюдение за работой проектных групп. Рабочая группа ООН по управлению использованием интернета создала инновационный формат, в котором участники из правительственного сектора и гражданского общества работали на равноправной основе, и гражданское общество выполняло значительную часть работы по планированию.

Вследствие ограничения во времени и необходимости сотрудничества правительства с гражданским обществом в области регулирования в интернете возобновленное заседание ПодгКома-3 оказалось самым открытым из всех. Мы хотели бы подчеркнуть, что эта открытость, вопреки всему, привела к всеобщему согласию.

Вне всяких сомнений, ВВУИО продемонстрирова­ла выгоды от взаимодействия всех участников. Инновационные правила и практика участия, принятые на этом саммите, будут подробно задокументированы, чтобы впоследствии служить ориентиром и вехой для будущих организаций и процессов ООН.

Гражданское общество благодарит те правительства и международные организации, которые в значительной мере поддержали наше участие в ВВУИО. Мы надеемся, что эти достижения закрепятся и разовьются, особенно в таких областях политики, как права на интеллектуальную собственность, торговля, окружающая среда, мир и разоружение.

Необходимо отметить, что правительства ряда развивающихся стран не стремились активно содействовать расширению наблюдательных функций, полагая, что это может привести к чрезмерному доминированию в ходе обсуждений представителей гражданского общества из развитых стран, международных организаций и частного сектора. Мы уверены, что необходимо менять подобные представления путем укрепления независимости и участия гражданского общества в принятии решений не национальном и международном уровнях.

Что касается периода после ВВУИО, документы, принятые в Тунисе, констатируют, что будущие Форум по управлению использованием интернет; и механизмы реализации решений саммита (включая доработку мандата Комиссии ЭКОСОС по науке и технологиям для развития) обязательно должнь учитывать многосторонний подход.

Мы также выражаем озабоченность тем, что текст, описывающий роль гражданского общества отличается высокой степенью неопределенности. Практически в каждом параграфе, касающемся многостороннего участия, для ограничения степени многостороннего участия используется фраза «в соответствии с их ролью и обязанностями». Это ограничение возникло вследствие отказа правительств признать всю полноту прав и обязанностей гражданского общества. Вместо того чтобы сокращать возможности гражданского общества, сводя их до чисто общественной роли в параграфе 35 тунисской повестки, правительства должны как минимум ссылаться на список ролей и обязанностей гражданского общества, приведенный в отчете РГРИ. В этот список входят:


Гражданское общество имеет основания для беспокойства о том, что те незначительные уступки, на которые согласились в последние дни перед саммитом некоторые государства ранее отказывавшиеся признать появление действительно многостороннего формата выработки решений, могут быть сведены нет в последующие месяцы. Поэтому представители общества остаются очень активными. Им необходимо не только гарантировать многосторонний формат будущих структур, но и убедиться в том, что обсуждение их мандатов ведется в открытой, прозрачной манере на основе равноправного участия всех заинтересованных сторон. Гражданское общество надеется на то, что будет обеспечено полноценное участие представителей различных регионов, а также представительство всех языков и культур как из развитых, так и из развивающихся стран.

3. Вопросы, обсуждавшиеся в ходе женевского и тунисского этапов ВВУИО

3.1. Гендерное равноправие

Крайне важным является равноправное и активное участие женщин, особенно в процессах принятия решений. Это включает в себя все форумы, которые будут сформированы в контексте ВВУИО, и все охваченные саммитом вопросы. При этом необходимо создавать возможности для участия женщин в формировании информационного общества на всех уровнях, включая разработку политики по развитию инфраструктуры, финансирование и выбор технологий.

Необходимо по преодолению предпринимать активные действия по преодолению традиции мужского доминирования, пронизывающей все существующие структуры и дискуссии по вопросам развития информационного общества и способствующей росту гендерного неравенства и неравноправия. Без полноценного проведения в жизнь принципов тендерного равноправия, наделения женщин правами и обеспечения недискриминации невозможно достичь справедливого и равноправного информационного общества.

Учитывая то, что женевская Декларация принципов подтрерждает согласие всех сторон с принципом гендерного равноправия и наделения женщин правами и обращая особое внимание на параграф 23 Тунисского обязательства, все подписавшиеся страны должны проследить, чтобы их национальная политика и стратегии разрабатывались и реапизовывались с учетом необходимости создания всеобщего информационного общества, ориентированного на человека и направленного на развитие. Эти программы и стратегии должны учитывать принципы тендерного равноправия и наделения женщин правами.

Мы уверены в необходимости модификации финансовых структур и механизмов в целях сокращения тендерного неравенства, в том числе путем предоставления соответствующих бюджетных средств. Необходимо собрать исчерпывающие данные и показатели по тендерному вопросу на уровне государств, чтобы запустить этот процесс и иметь возможность его отслеживать. Мы призываем правительства всех стран делать все возможное для того, чтобы дискриминации женщин не было ни в одной организации, ни в одном процессе и ни в одном секторе, включая частный. Правительства, участвующие в Конвенции ООН по искоренению всех форм дискриминации женщин (CEDAW), должны двигаться в этом направлении.

3.2. Культура, знания и общественное достояние

Каждому поколению людей необходимо, чтобы их предшественники оставили им устойчивую, стабильную среду для жизни. Среда, о которой мы говорим на ВВУИО - это глобальное знание, являющееся общественным достоянием. Подобно нашей планете с ее природными ресурсами, это достояние является наследием всего человечества, резервуаром, который порождает каждое новое знание. Ограниченная монополия, например, авторское право и патенты, изначально считалась инструментом, способствующим тому, чтобы глобальное знание служило на благо человечества. Каждый раз, когда общество создает монополию, необходимо удерживать хрупкое равновесие: монополизация может сделать наше наследие недоступным для большинства людей, нанося ущерб всем.

Становится очевидным, что это равновесие нарушают интересы индустрии авторских прав, а также оцифровка знаний. Сегодня человечество получило возможность мгновенно обмениваться знаниями в режиме реального времени без потерь и практически бесплатно. Гражданское общество прикладывает все усилия, чтобы эта возможность была доступна всему человечеству.

Бесплатное программное обеспечение (ПО) - неотъемлемая часть этой возможности: ПО - это культурная технология и важнейший регулятор в цифровую эпоху. Доступ к нему определяет тех, кто сможет успешно жить в цифровом мире. Ключевое значение бесплатного ПО было признано еще на женевском этапе ВВУИО, однако в дальнейшем, в ходе тунисского этапа, эта идея отошла в тень. В Тунисском обязательстве бесплатное ПО представлено как модель ПО, сосуществующая с проприетарным ПО, но параграф 29 вновь говорит о «значении проприетарного ПО на национальных рынках». При этом игнорируется то, что рынок проприетарного ПО всегда стремится к зависимости и монополизации, которые разрушительно влияют на экономику и развитие в целом. Проприетарное ПО находится под исключительным контролем его владельца и служит ему во благо. Более того, проприетарное ПО часто пишется в современных «работных домах» для развитых стран, которые таким образом обогащаются за счет развивающихся и наименее развитых стран.

Несмотря на то, что в какой-то мере ВВУИО признала важность бесплатного ПО и ПО с открытым исходным кодом, она не отстояла его необходимость для развития. Другие ключевые для развития вопросы, такие как открытый контент (который, не ограничивается свободным доступом в области научных публикаций), новые открытые парадигмы электросвязи и общественная инфраструктура, вообще не были озвучены на ВВУИО.

Саммиту не удалось внести в число базовых концептов информационного общества такую многостороннюю проблему, как культурное и языковое разнообразие. Информационное общество и его ключевые элементы - знания, информация, коммуникации и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), а также связанные с ними правила и стандарты - являются культурными концептами. В свою очередь, необходимо разрабатывать, поддерживать и выполнять культурно-определяемые подходы, протоколы, процедуры и обязательства. Для обеспечения культурного разнообразия необходимо убедиться, чтобы никто не был лишь получателем западных знаний. Поэтому разработка культурных элементов информационного общества должна вестись при полноценном участии всех культурных сообществ. ВВУИО не удалось признать необходимость пополнения ресурсов знаний, устранения существующей нехватки разнообразия, ухода от парадигмы доминирования сверхразвитых наций и культур и признания необходимости быть открытыми для знаний и иных точек зрения.

Коренные жители отдают свои традиционные и культурные знания, устные предания, фольклор, свои традиции и обычаи, позволяя использовать их и передавать дальше. ВВУИО не удалось оградить их от возможной эксплуатации, злоупотребления и присвоения третьими сторонами. В результате этого традиционные знания, устные предания, фольклор, традиции и обычаи, как и прежде, продолжают эксплуатироваться как косвенными, так и формальными методами (включая авторское право, торговые марки и патенты), тогда как истинные владельцы этого знания не получают от этого никакой выгоды.

3.3. Образование, исследования и практика

Если мы хотим, чтобы будущие поколения понимали истинную основу нашей цифровой эпохи, необходимо сохранить для человечества свободу знаний: бесплатное ПО, открытое ПО для обучения, бесплатные образовательные и научные ресурсы позволяют людям держать свою жизнь в своих руках. Иначе они станут лишь пользователями и потребителями информационных технологий, а не активными участниками и знающими гражданами информационного общества. Каждому поколению приходится делать выбор: поддерживать ли творчество и разум или сделать акцент на продукт. К нашему большому сожалению, ВВУИО показала значительную тенденцию к последнему.

Мы рады, что вслед за сообществом исследователей и ученых саммит признал университеты, музеи, архивы, библиотеки важнейшими общественными институтами. К сожалению, телецентры в документах ВВУИО отсутствуют. Необходимо поддерживать общественную информатику, социальную информатику, телецентры и человеческие ресурсы, например, работу компьютерных профессионалов, а также обеспечивать их обучение, чтобы ИКТ служили для образования, а не образование для ИКТ. Поэтому необходимо обратить особое внимание на создание стабильной системы для развития возможностей с акцентом на исследование и развитие навыков. Для обучения в сфере развития необходимо обращать внимание не только на технологические, но и на социологические вопросы.

Необходимо решать проблемы доступа, регулирования, разнообразия и эффективности, чтобы укрепить взаимоотношения как в области создания политики ИКТ, так и в вопросах повседневного использования ИКТ. Научные исследования должны играть центральную роль при оценке того, служат ли ИКТ многочисленным целям и интересам людей и общества (рабочих, женщин, мигрантов, расовых, этнических и сексуальных меньшинств и др.) во всех неоднородных информационных сообществах мира. Более того, зачастую соотношение сил и социальная ориентация бывают заложены в сами ИКТ, поэтому исследователи должны быть чуткими по отношению к разнообразным и многочисленным потребностям общества в техническом воплощении ИКТ. В свою очередь, учителя на всех уровнях должны иметь возможность разрабатывать учебные планы, которые позволят не только обучать людей работать с ИКТ и использовать их, но и работать в области фундаментальных наук и проектирования ИКТ, совместной разработки ИКТ с профессионалами из разных сообществ, критической оценки ИКТ, институциональных и социальных контекстов их разработки и реализации, а также творческого использования для активизации населения. Молодые люди, учитывая их количество, особенно в развивающихся странах, а также их энтузиазм и опыт в использовании ИКТ - остаются неиспользованным ресурсом, тогда как они могли бы на равных стать инициаторами учебных проектов на уровне сообществ и школ. Эти вопросы также не были рассмотрены саммитом.

Участники, которых необходимо привлечь в процесс превращения этого видения в реальность - это профессионалы и исследователи, учащиеся и их семьи, службы поддержки и человеческие ресурсы из ресурсных центров, политики на всех уровнях, социальные и неправительственные организации, а также частный сектор. В свою очередь, в преподавательской профессии необходимо признать и принять необходимость обучения и эволюции с учетом ИКТ.

Мы подчеркиваем особую роль, которую играют профессии в области вычислительной техники, информатики и инженерного дела для формирования информационного общества, отвечающего потребностям человека. Обучение этим профессиям должно способствовать росту социальной ответственности при проектировании, внедрении и эксплуатации ИКТ. Информационное общество в целом также играет важную роль, участвуя в проектировании ИКТ. Таким образом, мы поощряем более тесное сотрудничество между профессиями в области вычислительной техники, информатики и инженерного дела и конечными пользователями ИКТ, в частности, группами населения. Мы неоднократно подчеркивали уникальную роль, которую ИКТ играют в социально-экономическом развития и выполнении целей развития в соответствии с международными договоренностями, включая цели, изложенные в Декларации Тысячелетия. Это относится и к вопросу доступа к информации и всеобщего начального образования. Для того чтобы гарантировать реализацию этих целей, исключительно важно, чтобы ИКТ как инструменты улучшения процесса обучения были включены в более широкомасштабные стратегии развития на национальном и международном уровнях.

3.4. СМИ

Мы рады, что принцип свободы самовыражения был еще раз подтвержден в текстах ВВУИО II , и что эти тексты имеют много общего с 19 статьей Всемирной декларации прав человека. Тунисское обязательство признает место СМИ в новом информационном обществе, однако мы считаем, что это вообще не должно ставиться под сомнение.

В будущем представители СМИ смогут обеспечить себе участие во всех общественных форумах, обсуждающих развитие интернета и другие важные аспекты информационного общества. Будучи ключевыми участниками информационного общества, СМИ должны занять место за столом переговоров, и это должны признать правительства всех стран и само гражданское общество.

Признавая СМИ и свободу самовыражения, документы ВВУИО не спешат предложить сектору СМИ поддержку в повышении разнообразия контента и предупреждении его концентрации и единообразия. Они обходят вниманием ряд проектов и инициатив, которые особенно важны для гражданского общества и для которых необходимо создать благоприятную обстановку: районные СМИ, телецентры, народные СМИ и СМИ гражданского общества, позволяющие людям быть независимыми и активно участвовать в создании знаний и обмене информацией. Они являются основной возможностью для значительной части населения мира участвовать в информационном обществе и должны стать неотъемлемой частью государственной политики по выполнению целей женевской декларации принципов, в которой гарантируется поддержка разнообразия СМИ и владения СМИ.

Документы ВВУИО в основном сосредоточены на рыночных подходах и коммерческом использовании. В то же время интернет, спутниковые, кабельные и широковещательные системы используют общие ресурсы, такие как атмосферные волны и орбитальные траектории. Последние должны управляться в интересах общественных активов на основе прозрачных и подотчетных принципов регулирования, что должно обеспечить равное распределение ресурсов и инфраструктуры на все виды СМИ, включая и общественные. Мы еще раз выражаем уверенность, что коммерческое использование этих ресурсов начмнается с обязательств в интересах общества.

3.5. Всемирные принципы проектирования и вспомогательные технологии

Мы с удовлетворением отмечаем, что ВВУИО признала развитие ИКТ ключом к решению проблемы информационного неравенства в отношении людей с ограниченной дееспособностью. Параграф 90е тунисской Повестки дня по информационному обществу гласит: «обращать особое внимание на формулировку всемирных принципов проектирования и использование вспомогательных технологий, дающих доступ для всех людей, включая людей с ограниченной дееспособностью». Благодаря значительным усилиям всех сторон, особенно самих людей с ограниченной дееспособностью, можно отметить значительный прогресс во всеобщем восприятии проблемы информационного неравенства по отношению к таким людям и в разработке стратегий реализации целей, изложенных в женевском Плане действий. Эти цели планируется достичь путем развития ИКТ в соответствии со всемирными принципами проектирования, а также с использованием вспомогательных технологий, отвечающих особым потребностям людей с ограниченной дееспособностью.

Что касается равных возможностей участия людей с ограниченной дееспособностью в ВВУИО, это затрагивалось женевской Декларацией глобального форума по ограниченной дееспособности в информационном обществе, и мы благодарны организаторам саммита за их активное содействие, за организацию координационного центра для участников с ограниченной дееспособностью. Однако необходимо сделать еще очень многое, чтобы обеспечить людям с ограниченной дееспособностью равноправное участие в процессе реализации Плана действий ВВУИО.

Мы призываем правительства всех стран, организации частного сектора, гражданского общества и международные организации выполнять, оценивать и контролировать все документы как первого, так и второго этапов ВВУИО, включая пункты, касающиеся людей с ограниченной дееспособностью, во все аспекты разработки, распространения и реализации ИКТ-стратегий, в том числе информационных и коммуникационных услуг, с учетом всемирных принципов проектирования и использования вспомогательных технологий. Мы заявляем, что любая международная, региональная или национальная программа по развитию, финансирование или помощь, призванные создать всеобщее информационное общество, должны включать в себя возможности для людей с ограниченной дееспособностью путем серийного выпуска технологий, учитывающих их особые потребности. Мы призываем правительства всех стран вести процессы переговоров, принятия, ратификации и реализации Международной конвенции по правам людей с ограниченной дееспособностью, в том числе путем внесения поправок в национальное законодательство, так как она содержит важные положения, касающиеся доступа к информации и коммуникациям людей с ограниченной дееспособностью.

3.6. Информация о здравоохранении

Доступ к информации и знаниям в области здравоохранения чрезвычайно важен для общего и индивидуального развития человека и является критическим фактором для преодоления кризисов в сфере поддержания физического и душевного здоровья на всей планете.

ВВУИО упустила из внимания тот факт, что здравоохранение - многосторонний вопрос, и что для достижения Целей развития тысячелетия система здравоохранения должна опираться на целостный подход, включающий в себя поддержание физического и душевного здоровья, а также всеобщую профилактику и лечение физических и душевных заболеваний.

Необходимо понять, что экспертные и научные знания в области здравоохранения крайне важны для помощи больным и травмированным людям, испытавшим на себе последствия войны, терроризма, стихийных бедствий и других происшествий, и что введение систем ИКТ для предоставления информационных услуг по охране физического и душевного здоровья является двусторонним путем, учитывающим культурные и общественные нормы и ценности.

Очень важно, чтобы специалисты в области здравоохранения, практикующие врачи и потребители участвовали в разработке государственной политики по вопросам конфиденциальности и информации о физическом и психическом здоровье в информационных системах и системах доставки.

3.7. Дети и молодежь в информационном обществе

На первом этапе ВВУИО женевская Декларация принципов прямо обращалась к вопросу молодежи в параграфе 11 как к «будущей рабочей силе и ведущим создателям и первым, кто примет ИКТ», и чтобы полностью реализовать это, молодежь должна «получить возможность учиться, разрабатывать, вносить свой вклад, заниматься предпринимательством и принимать решения». Параграф 25 Тунисского обязательства подтверждает стратегическую роль молодежи как участника и партнера в создании всеобщего информационного общества. Это еще раз подчеркивается в параграфе 90 тунисской Повестки дня. Однако мы обеспокоены тем, как специалисты из правительственного сектора, бизнес-сообщества и гражданского общества, ответственные за принятие решений, реализуют это обязательство, так как существующие структуры не открыты для истинного, полноценного и эффективного участия молодежи. Ни один из тунисских документов, особенно тех, что были изданы после ВВУИО, не дает четкого определения тому, как молодежь сможет «активно участвовать в инновационных программах развития на основе ИКТ и... в процессах определения стратегии электронного развития» в соответствии с параграфом 25. Поэтому мы призываем правительства как на национальном, так и на локальном уровне, а также сторонников Фонда цифровой солидарности привлекать молодежь к созданию и разработке цифровых возможностей и национальных стратегий электронного развития. Необходимо привлекать молодежь в качестве общественных лидеров и добровольцев в проектах ИКТ для развития и консультироваться с ними по вопросам глобальных и национальных процессов формирования и ведения политики в области ИКТ.

Мы согласны с тем, что ИКТ предлагают детям и молодежи огромные возможности, но в то же время параграф 90q тунисской Повестки дня и параграф 24 Тунисского обязательства предупреждают о потенциальных опасностях, которые несут детям и молодежи ИКТ. Поэтому параграф 92 тунисской Повестки дня предлагает всем правительствам выделить легко запоминаемый бесплатный государственный телефонный номер для всех детей, нуждающихся в помощи и защите. Мы надеялись, что ВВУИО побудит каждого участника выступить за более широкомасштабное предложение, гарантирующее, что каждый ребенок, особенно с ограниченной дееспособностью или находящийся в неблагоприятных социальных условиях, получит бесплатный доступ к ИКТ, в том числе к бесплатным наземным линиям связи, мобильной телефонии и интернету. Для этого необходимо разрабатывать стратегии, позволяющие любому ребенку или молодому человеку пользоваться выгодами ИКТ, делая ИКТ неотъемлемой частью официального и неофициального секторов образования. Необходимы также стратегии защиты детей и молодежи от потенциальных угроз, которые несут новые технологии, в том числе доступ к неподобающему контенту, нежелательные контакты и коммерческое давление, особенно в отношении порнографии, педофилии и торговли детьми, при гарантии полного соблюдения прав человека на свободу самовыражения. Мы взяли на себя обязательство работать в процессах воплощения замыслов ВВУИО, ведущих к миру, где телекоммуникации позволяют детям и молодежи быть услышанными всегда и где обеспечиваются их права и реализуется их потенциал, формирующий этот мир.

3.8. Этические аспекты

Тексты документов, принятых в Тунисе, были бы гораздо более весомыми, если бы аспекты информационного общества, ориентированного на человека и основанного на соблюдении прав человека и устойчивом развитии, рассматривались в качестве этической точки отсчета в человеческих взаимоотношениях и создании общества и, соответственно, отражались в текстах международных соглашений. Эти этические вопросы являются фундаментальными для равноправного, справедливого и устойчивого информационного общества и общества знаний.

В Женеве были определены этические ценности, важные для поддержания мира, и основополагающие ценности, сформулированные в Декларации тысячелетия, такие как свобода, равенство, солидарность, терпимость, совместная ответственность, уважение к природе. Тунис добавил к этим принципам доверие, помощь, общую ответственность, а также цифровую солидарность. Разрабатываемые нами технологии и укрепляемая нами солидарность должны способствовать созданию взаимоотношений и укреплению социальной сплоченности.

Так, конвенции по правам человека являются критически важными для оценки ИКТ как инструментов, создающих справедливые и мирные условия для человечества. Но тунисскому саммиту не удалось продвинуться в этом направлении. Например, он не подтвердил то, что женевский саммит назвал актами, враждебными информационному обществу - расизм, нетерпимость, ненависть, жестокость и др.

Особый акцент на технологиях в текстах тунисского саммита не должен заслонить собой того, что человек является субъектом коммуникаций и развития. Наша человечность заключается в нашей возможности общаться друг с другом и создавать сообщество. Взаимоуважение, диалог и обмен ценностями между народами, множественность их культур и цивилизаций - вот что необходимо для осмысленной коммуникации. Тексты тунисского саммита не дают четких указаний на то, как это может происходить.

В эпоху экономической глобализации и превращения знаний в товар этика и ценности справедливости, равенства, участия и устойчивости становятся императивом. После Туниса все участники должны стараться вплетать язык этики и ценностей в работу над семантическими сетевыми структурами знаний. Право на общение и справедливость делают человеческие сообщества домом для технологий, а человеческие отношения - их сердцем.

4. Куда двигаться дальше: наше Тунисское обязательство

Гражданское общество взяло на себя обязательство и дальше активно участвовать в обсуждении будущих политических механизмов, в реализации решений саммита и других вопросах информационного общества. Для этого гражданское общество должно опираться на процессы и структуры, разработанные в ходе ВВУИО.

Элемент 1: Внутренняя эволюция нашей организации

Гражданское общество будет работать над тем, чтобы наши структуры постоянно развивались. Это включает в себя использование существующих тематических собраний и рабочих групп, организацию новых собраний, созыв Пленарного заседания гражданского общества, Бюро гражданского общества, а также групп по основным направлениям деятельности гражданского общества. Необходимо определить дату начала процесса разработки устава гражданского общества.

Элемент 2: Участие в Форуме по регулированию интернета

Собрание гражданского общества по регулированию в интернете будет активно участвовать в работе Форума по управлению использованием интернета и искать способы улучшить методы своей работы и укрепить сотрудничество с другими участниками, особенно с научным сообществом, для достижения поставленных целей. Собрание также рассматривает идею создания новой рабочей группы, которая будет разрабатывать рекомендации для Форума и других собраний гражданского общества, в то время как отдельные рабочие группы гражданского общества также будут разрабатывать идеи для Форума и участвовать в нем.

Элемент 3: Участие в процессах воплощения в жизнь решений саммита

Для того чтобы механизмы воплощения в жизнь решений саммита соответствовали духу и букве тунисских документов и чтобы правительства следовали обязательствам, которые они приняли на себя на втором этапе ВВУИО, гражданское общество будет создавать и использовать механизмы:

• активного наблюдения и участия в процессах реализации женевского Плана действий и тунисской Повестки на национальном уровне;

• структурного взаимодействия со всеми организациями ООН и международными организациями, а также региональными и национальными механизмами реализации решений саммита для того, чтобы убедиться, что их рабочие планы включают в себя цели ВВУИО и эффективные механизмы для многостороннего участия в соответствии с параграфами 100 и 101 тунисской Повестки;

• для того чтобы столь сложный политический феномен, как информационное общество, не сводился к перспективе развития технологий, Комиссия ЭКОСОС по науке и технологиям для развития должна в значительной мере изменить свою структуру и полномочия, чтобы стать механизмом воплощения в жизнь решений ВВУИО, при этом сохранив свою изначальную миссию - развитие науки и технологий, в том числе и ИКТ, для развития малоимущих стран;

• для того чтобы преобразованная Комиссия по науке и технологиям для развития стала действительно многосторонней комиссией информационного общества, необходимо, чтобы процесс изменения ее структуры, полномочий и повестки дня был действительно открытым и осуществлялся при участии всех сторон.

Элемент 4: Опыт, накопленный системой ООН в целом

Мы рассматриваем ВВУИО как опыт, накопленный всей системой ООН. Поэтому мы планируем работать с ООН и ее участниками над:

• разработкой более четких и менее бюрократичных правил аккредитации организаций гражданского общества в системе ООН, например, для получения статуса ЭКОСОС и аккредитации саммита, а также для того, чтобы признание правительством объекта гражданского общества не служило основанием для его официального признания в системе ООН;

• обеспечением того, чтобы все будущие саммиты избирали многосторонний подход и были достаточно гибкими. Этого можно достичь либо опираясь на прецеденты, установленные в процессе саммита, либо путем разработки правил процедурного руководства для ведения будущих саммитов и ежедневного участия гражданского общества в работе международного сообщества.

Элемент 5: Привлечение других групп

Представители гражданского общества, активно участвовавшие в процессе ВВУИО, уверены, что информационное общество - это феномен, охватывающий все общество, и что обсуждение вопросов информационного общества должно касаться всех ответственных групп и сторон. Таким образом, мы берем на себя обязательство работать после завершения саммита над тем, чтобы привлечь в этот процесс различные группы гражданского общества, которые по разным причинам не участвовали в процессах ВВУИО, скептически отнеслись к роли ИКТ в своей деятельности или по любым другим причинам остались невовлеченными в обсуждение информационного общества.


© Информационное общество, 2005, вып. 6, с. 26-35.