О цифровом разделе заговорили политики, политологи, экономисты, журналисты. Случайно? Конечно, нет. Интернет, «икона» нового времени и «зеркало» современного развития, «простому человеку с улицы» дал гораздо меньше, чем считают кибероптимисты. Не более 6% населения Земного шара пользуются сегодня интернетом, а ведь эта цифра – только первый, хотя, вероятно, и наиболее яркий из показателей неравенств цифровой эпохи. Цифровое неравенство – не только звучный слоган. Это актуальная проблема, возникающая вместе с прогрессом информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), их внедрением в нашу жизнь, проникновением в самые обыденные и заурядные стороны жизни современного человека – гражданина, профессионала, потребителя.
Однако сегодня подавляющее большинство жителей Земного шара, несмотря на громкую характеристику, не входят в число пользователей глобального интернета. Для медиаисследователей этот вопрос имеет непраздный характер, тем более что доступ к интернету становится вопросом политическим, решаемым во многих странах на уровне центральных правительств и местных органов власти. Проведенные в последнее время исследования выделяют целый комплекс причин, по которым люди остаются «непользователями» интернета. Словом, за каждым индивидуальным решением, за каждым индивидуальным выбором, точнее, невыбором или отказом стоят политико-экономические обстоятельства широкого характера. Пока можно только предполагать, являются ли индивидуальные причины «непользования» интернетом прямым следствием экономических и социальных условий в обществе или взаимодействие, взаимовлияние общего и частного принимает более сложный характер. Однако понятно, что и индивидуальные, и политико-экономические причины, ведущие к цифровому расколу, можно обнаружить во всех обществах, хотя их иерархия, реальное влияние на ситуацию в обществе оказываются различными.
Анализируя двухступенчатость, двухуровневость причин «непользования» интернетом, можно схематично представить их в виде таблицы (табл. 1), рассматривающей нежелание пользователей в широком политико-экономическом контексте.
Таблица 1.Причины "непользования" интернетом
Интернет, цифровой раскол и противостояние Север-Юг
Современная политология, анализируя глобальные противоречия и неравенства сегодняшней жизни, все чаще прибегает к противоречию Север – Юг. Географически богатый Север, конечно же, метафора, но при этом на многих континентах страны, расположенные к северу, действительно представляют экономически наиболее мощные регионы. Это особенно справедливо для Америки и Европы, где экономическому богатству четко соответствует высокий уровень прогресса ИКТ. И здесь интернет и сопутствующие ему телекоммуникационные индустрии вновь выступают своеобразным индексом развития (табл. 2).
Источник: Information Society Statistics. EuroStat. European Communities. 23/2001. P. 1.
Как известно, интернет наиболее развит в странах Северной Европы. Во всех странах Северной Европы практически половина населения имеет доступ к глобальной Сети. К концу 2000 г. в Швеции интернет насчитывал 5 млн. пользователей (56,36% всего населения), в Норвегии – 2,36 млн. (52,6%), в Дании – 2,58 млн. (48,37%) и в Финляндии – 2,27 млн. (43,93%)3 .
Однако возможность доступа, как мы видели в табл. 1, не всегда автоматически ведет к пользованию интернетом. Существует целый комплекс причин, удерживающих людей в оффлайновом режиме. Пример Европы и с этой точки зрения чрезвычайно показателен. Высокие показатели подключения к сети в странах Северной Европы дополняются заметными отличиями в использовании коммуникационных технологических новшеств. На исходе столетия интернет проводит цифровой раскол в коммуникационном поведении и информационных привычках северных и южных европейцев.
Страны Севера и Юга Европы отличаются друг от друга не только по количественным, но и по качественным параметрам, характеризующим новую информационно-коммуникационную среду. Скандинавия, противостоящая Пиренеям внутри самого мощного политико-экономического блока Европы, демонстрирует различие коммуникационных культур, приводящее к разным моделям восприятия медиатехнологий. Уже с момента адаптации ИКТ европейские Север и Юг проявляют определенные различия. Те страны, которые оказались более восприимчивыми к прогрессу ИКТ, сегодня входят в число европейских лидеров по использованию интернета. Напротив, более «медлительные» Италия и Испания только сейчас переживают всплеск массового интереса к глобальной Сети.
Различия в отношении к ИКТ на Севере и Юге Европы возникают уже на уровне телекоммуникационной инфраструктуры. Пропускная способность телефонных и телекоммуникационных линий в северных странах значительно выше, чем в странах южной части Европы. В Северном регионе наблюдается более высокий уровень прикладного использования онлайновой информации. К примеру, более 50% пользователей интернета, живущих в странах Северной Европы, постоянно делают покупки в режиме онлайн. Для жителей развитых стран Южной Европы этот же показатель не превышает трети пользователей.
Важное различие между уровнем использования интернета в странах Севера и Юга Европы связано с возможностью подключения к Сети из дома, с работы или из мест общественного доступа. Как показывают исследования последнего времени, существует прямая связь между развитием интернета и количеством подключений к нему из дома. Доступ к интернету из дома встречается чаще в тех странах, где использование Сети развито больше. Так, в странах Севера Европы уровень доступа к интернету высок как из дома, так и с работы, хотя чаще встречается доступ из дома. В Дании у 37% населения есть доступ из дома и у 33% – с работы, в Швеции эти показатели составляют 36 и 27%. Из стран Западной Европы преобладанием доступа к интернету из дома над доступом с работы выделяются, прежде всего, Нидерланды: 18% населения имеют домашние подключения, 10% – подключения на работе. Аналогичная ситуация в Австралии (31% дома и 25% на работе) и Канаде (29% дома, 21% на работе). Таким образом, страны, являющиеся мировыми лидерами по насыщенности интернетом, обеспечивают свой успех именно благодаря тому, что Сеть приходит непосредственно в дома пользователей.
Вторую группу образуют страны, в которых уровень доступа к интернету с работы преобладает над доступом из дома. Так, в Финляндии это соотношение выглядит как 24 к 21%, в Швейцарии – 26 к 18, в Германии – 13 к 11, во Франции – 10 к 7%.
Великобритания представляет собой «мостик» между двумя группами, имея наиболее сбалансированное сочетание между числом пользователей, имеющих доступ к интернету из дома (15% всего населения) и с работы (14%)4 .
Таким образом, нетрудно заметить, что неравенство в доступе к интернету, специфические формы проявления цифрового раскола даже внутри Европейского Союза обусловлены не только общими причинами экономического, технологического, социального характера, но и особенностями национальной культуры, а также медийного поведения пользователей.
Источник: Nua (данные августа 2000 г. - последняя единовременная статистика); http://www.nua.ie/surveys/how many online/europe.html.
Позитивные тенденции в сфере ИКТ в России проявляются в продолжающемся возрастании уровня телефонизации (сегодня уже 51% населения имеют дома телефоны по сравнению с каждым четвертым в период после развала СССР). В домах россиян растет число персональных компьютеров: сегодня они есть у 11% всех жителей. Развитие самого интернета хотя и не стремительно, но поступательно: к осени 2001 г. максимальная аудитория интернета в России увеличилась до 7% (с 6,3% осенью 2000 г.). При этом, безусловно, позитивными являются следующие факторы:
Конечно, в контексте глобального прогресса ИКТ, российские позитивные тенденции выглядят весьма слабыми ростками будущего благополучия, тем более что оснований для пессимизма у нас по-прежнему более чем достаточно. Помимо очевидных проблем: низкого уровня жизни большинства, продолжающегося структурного кризиса экономики, коррупции – значительной остается роль негативных факторов внутри самой телекоммуникационной индустрии. В России 43% жителей не имеют ни телефона, ни компьютера. Сохраняется низкий уровень доступа к интернету не только из дома, но и из остальных потенциальных мест (работа, общественные центры): более 83% населения просто не имеют технологической возможности подключения к глобальной Сети. Неразвитость сектора цифровых услуг, недостаточность содержания вызывают раздражение и растущее разочарование даже тех элитных прослоек населения, которые интернетом пользуются.
Российский цифровой раскол – следствие множества причин, связанных в тугой клубок нашей непростой историей, проблемами прежнего переходного и современного периода, еще не получившего точного общепринятого определения, наследством социализма, который, по меткому признанию М. Кастельса, был синонимом статизма в экономике и политике. Однако, преодолевая общие для всех постсоциалистических стран проблемы, Россия должна считаться с проблемами национального характера: огромным размером территории, низкой плотностью населения, растущим политическим и экономическим регионализмом. Эти последние проблемы добавляют к общим причинам появления цифрового раскола еще немного нашей российской специфики.
© Информационное общество, 2003, вып. 5, сс. 42-46.