_____________________________________
Б.Г. Медведев
18 апреля 1931 года на заседании Президиума Мосгорисполкома было принято решение организовать городскую плановую комиссию – Мосгорплан. В 1991 году, в поисках эффективной структуры управления, соответствующей запросам нового времени, главный планово-экономический орган столицы был реорганизован в Комитет экономики города Москвы.
Ход реформ показал, что без государственного регулирования рыночной экономики, определяющего «правила игры» и ориентиры развития, обойтись невозможно. Сегодня функции единого центра экономической политики исполнительной власти, некогда возложенные на Мосгорплан, выполняет Департамент экономической политики и развития города Москвы.
В прошлом году московские экономисты, работающие в Комплексе и Департаменте экономической политики и развития города, отметили 75-летие рождения планово-экономической системы столицы. В связи с юбилейной датой мы предлагаем вниманию читателей статью ветерана планово-экономической системы Москвы Б.Г. Медведева, посвященную преемственности старых и новых подходов к государственному регулированию экономики.
Работая с 1971 года в ГлавНИВЦ Мосгорисполкома, а сегодня в его преемнике – НИИ информационных технологий, я в течение многих лет был непосредственно связан с работой Мосгорплана и его последователей.
Осмысливая пройденный этап деятельности Мосгорплана как одной из основоопределяющих структур системы управления городом, на мой взгляд, необходимо отметить главные ориентиры, которыми Мосгорплан постоянно руководствовался в процессе обоснования направления развития города.
Во-первых, Мосгорплан на протяжении всей своей истории находился на острие самых насущных проблем совершенствования планирования и управления развитием города, обогащая результатами и практическим опытом своей деятельности методологию планирования развития экономики не только города, но и страны в целом.
Во-вторых, в многогранной деятельности Мосгорплана всегда присутствовала научная составляющая, делался акцент не только на сохранении достигнутого состояния, но и на развитии системы управления экономикой города путем обеспечения тесной и непрерывной взаимосвязи науки и практики.
В-третьих, эффективность деятельности Мосгорплана в значительной степени обеспечивал высокий профессионализм его сотрудников. Практически весь аппарат состоял из компетентных и очень ответственных специалистов, вобравших в себя глубокое понимание, умение и опыт организации городского управления и планирования, так как повышению уровня квалификации специалистов Мосгорплана уделялось постоянное и первостепенное внимание.
Москва, являясь частью России, естественно, воспроизводит общую для страны картину ее социально-экономического развития. Вместе с тем столице присущи свои индивидуальные черты и особенности, формирующие ее специфический, столичный облик и оказывающие сильное стимулирующее воздействие на ее развитие, позиционирование в национальной экономике, вхождение в мировое хозяйство.
В 1971 году я познакомился с М.А. Гельпериным – начальником отдела сводного плана, внесшего большой вклад в развитие методологии управления народным хозяйством Москвы и распространение накопленного опыта применения тогда еще новых подходов к планированию развития городского хозяйства в других городах бывшего СССР.
Понимая объективную необходимость повышения качества принимаемых управленческих решений, обеспечения их обоснованности и реализуемости, Т.А. Селиванов, С.А. Масленников (бывший председатель Мосгорплана) и М.А. Гельперин способствовали созданию Главного научно-исследовательского вычислительного центра (ГлавНИВЦ) Мосгорисполкома, основной задачей которого являлась автоматизация процессов управления городским хозяйством. Научным руководителем работ был выдающийся ученый, академик В.М. Глушков.
До настоящего времени ГлавНИВЦем и в дальнейшем – НИИ информационных технологий были разработаны и внедрены:
В 70-е годы впервые в практике планирования плановой комиссией Мосгорисполкома, Госпланами СССР, РСФСР был разработан пятилетний план капитального развития промышленности и городского хозяйства Москвы на период 1971–1975 годов. Однако в содержательном смысле система территориального планирования не охватывала многих сторон жизни города и не могла (по известным в настоящее время причинам) обеспечить реальное повышение уровня благосостояния граждан.
В 1975–1980-х годах перед Мосгорпланом руководством страны была поставлена задача по дальнейшему совершенствованию системы планирования и управления развитием города на основе комплексного подхода, позволяющего, с одной стороны, увязать цели экономического развития с решением социальных задач, учитывающих интересы различных социальных групп населения, а с другой – распространить принципы планирования на культуру, здравоохранение, быт, уровень жизни, то есть на те сферы жизнедеятельности и те отношения, где социальный и экономический аспекты принципиально неотделимы. Как известно, эта задача была успешно решена. За разработку и внедрение территориальной системы комплексного экономического и социального планирования развития города Москвы группа работников городских организаций во главе с тогдашним председателем Мосгорплана В.В. Битуновым, начальником отдела сводного комплексного плана В.А. Шульгой, Л.А. Борисовым и И.Н. Антиповым была удостоена в 1980 году Государственной премии в области науки и техники.
В 1981 году издательством «Экономика» выпущена книга В.В. Битунова, Е.Г. Чистякова, В.А. Шульги «Методы планирования хозяйства города», в которой обобщен опыт разработки планов экономического и социального развития Москвы как составной части единого процесса разработки народно-хозяйственного плана, формируемого на основе прогнозно-плановых расчетов, целевых и ресурсных балансов, комплекса социально-экономических программ на базе информационных технологий принятия, реализации и контроля управленческих решений.
В последующем десятилетии социально-экономическое развитие страны и экономики Москвы потребовало перехода от административных методов управления к преимущественно экономическим. В этот период Мосгорпланом под руководством первого заместителя исполкома Моссовета Е.И. Быстрова была разработана новая система управления городом, нашедшая свое отражение в генеральной схеме управления народным хозяйством Москвы. В ее разработке участвовали В.А. Шульга, Б.В. Никольский, В.Н. Вороненко, А.И. Воронин, И.Н. Ершов и ряд других руководителей города, основным критерием повседневной деятельности которых была ориентация на достижение лучших хозяйственно-экономических результатов при минимальных затратах.
Однако идеология планирования в то время исходила из нормативного представления развития социально-экономических процессов, неизменности и директивности их протекания, невзирая на то, что реальная жизнь, хотя и в искаженном виде, вносила свои неизбежные коррективы в планируемые действия.
Следует заметить, что процессы городского управления и планирования могут повлиять только на будущее. Социально-экономические процессы – результат переплетения множества причинных цепочек. Мы не располагаем в настоящее время единой моделью городских процессов и не имеем возможности осуществлять натурные экспериментальные опыты (подобные экспериментам, например, в физике), наблюдая при этом изменения только одного элемента при том, что остальные остаются неизменными.
Понимание городских процессов невозможно без создания системы накопления знаний о сущности социально-экономических процессов в городе как результата совместной деятельности огромного неоднородного множества людей, технологических, природно-климатических, культурных и других факторов и постоянно работающей технологии городского управления и планирования.
План, как предполагает само понятие, разрабатывается с опережением событий. Ясно, что план должен существенно меняться, если ситуация беспрерывно изменяется. Поэтому технология разработки планов социально-экономического развития города должна быть направлена на непрерывное приспособление к изменяющимся условиям.
Процесс планирования, основанный на постоянной корректировке данных, должен быть заложен в организационной структуре, так как только через организационную структуру городское управление может приспосабливаться к окружающей среде.
То есть так или иначе городское управление сводится к тому, чтобы мобилизовать интуицию, ум и знания коллективов людей на решение задач в условиях постоянно изменяющейся среды.
Технология планирования является необходимой составляющей всей человеческой жизнедеятельности и имеет свои определенные организационные приемы и методы, которые не слишком зависят от формы общественного устройства для развитых стран.
В этом смысле вышеупомянутые предшественники внесли очень большой вклад в создание технологии управления и планирования городского развития.
Они осознали необходимость проведения комплексных исследований по проблемам совершенствования управления и планирования социально-экономическим развитием города на регулярной основе, исходя из того, что вложения в эти направления являются наиболее эффективными.
Нынешний Департамент экономической политики и развития города Москвы находится на пути создания технологии управления и планирования городом в целом в условиях изменяющихся основ социально-экономического устройства страны. Социально-экономическая система современного мира, прежде всего, ориентирована на такие показатели как социальная стабильность, свобода личности, образованность, интеллектуальный потенциал, повышение уровня благосостояния на долгосрочный период.
В этих условиях необходима разработка новых подходов к стратегии социально-экономического развития города, базирующихся на осмысливании генерализированных целей и ориентиров его функционирования, реализуемых на основе генеральной программы социально-экономического развития.
© Информационное общество, 2006, вып. 5-6, с. 133-135.