Традиции и новаторство в медиаобразовании

В.В. Тулупов



Уже сегодня ХХI век называют веком коммуникаций. Значит, главной проблемой нового времени станет качество информации, в том числе передаваемой через СМИ. В роли коммуникаторов, использующих этот самый массовый канал, выступают журналисты (корреспонденты и редакторы, собирающие, обрабатывающие и транслирующие общественно-политическую информацию), рекламисты, оформляющие определенным образом коммерческую информацию, и пиармены, использующие СМИ для решения самых разнообразных задач по достижению своей основной цели – управление имиджем. Во всех случаях основным средством выступает слово – печатное или звучащее, дополняемое значимой визуальной информацией. На факультете журналистики Воронежского государственного университета (ВГУ) ведется подготовка по всем трем перечисленным выше специальностям. Учебный план специальности «Реклама» ориентирован на специализацию в редакционном рекламном менеджменте, «Связи с общественностью» – на подготовку пиарменов, деятельность которых будет связана, прежде всего, со средствами массовой информации. Как же готовить квалифицированных коммуникаторов, что положить в основу образовательной концепции, какие методики применять в современных условиях? Что взять от прошлой системы обучения и что принципиально нового предложить, на какую перспективу рассчитывать?

Думается, следует сохранить традиционную для российской высшей школы фундаментальную (в нашем случае – гуманитарную) составляющую. И соглашаясь с тем, что, например, журналистика суть не филологическая, а скорее социальная, политическая наука (дисциплина, профессия), мы убеждены в следующем: помимо таких курсов, как «Философия», «Культурология», «Отечественная история», «Правоведение», «Социология», «Политология», «Психология», «Экономика», ГОСы направления и специальности «Журналистика» непременно должны включать – и в большом объеме – предметы филологического цикла: «Основы теории литературы», «История отечественной литературы», «История зарубежной литературы», «Современный русский (и родной) язык». Наше мнение особенно укрепилось в последние годы, когда уровень филологической подготовки абитуриентов заметно снизился. Это – общая тенденция, связанная с тем, что дети стали меньше читать, что количество часов, выделяемых на литературу, уменьшается, что из школ уходят опытные педагоги и т.д. Между тем именно умение грамотно и образно писать, ассоциативно мыслить, оформлять логику рассуждений в письменную или устную речь – одна из базовых составляющих журналистского мастерства. Тем более, в профессиональной среде российских журналистов уже растет понимание: будущее именно за качественными медиа, объективно востребованными гражданским обществом, и, как показывает мировой опыт, не менее экономически выгодными, чем массовая, бульварная пресса.

В последнее время рейтинги СМИ резко упали, что связано с рядом обострившихся проблем: мы перестаем быть нацией читателей; в информационной политике продолжаем надеяться на власть, но не всегда наши интересы совпадают с интересами власть предержащих; СМИ охвачены безоглядной коммерциализацией; отсутствует подлинная связь с читателем, редакции не заботятся о действенности публикаций, что и приводит к падению доверия к журналистике и журналистам.

Кстати, все эти проблемы хорошо известны провинциальным журналистам, и честь им и хвала, что в тяжелые переходные времена они все же остаются верными своей профессии. Только порой не знают, как переломить сложившуюся ситуацию... Может, молодая смена вернет журналистику на позиции середины 80-х – начала 90-х годов, когда рейтинг СМИ был необыкновенно высок, когда пресса пусть недолгое время, но была свободной? Мы, преподаватели, серьезно озабочены существующим положением дел и с болью наблюдаем, как порой ломают судьбы вчерашних романтически настроенных студентов. К сожалению, и в молодежной среде наступила какая-то апатия: юные уже не митингуют, не дискутируют по поводу судеб страны, предпочитая пресс-клубам клубы ночные; некоторые из них порой большие консерваторы и прагматики, чем преподаватели, сформировавшиеся в далекие шестидесятые и семидесятые...

Ремеслу можно научить за 1–2 года, а вот подготовить культурного, широко образованного человека, способного легко адаптироваться в специализированной среде, – задача много сложнее. Это вовсе не означает, что высшая школа должна ограничиваться лишь теоретическим обучением (есть система лабораторных занятий, ежегодная практика и др.), но всегда «шлифовка» специалиста происходила в производственных условиях. Лишь в реальных производственных условиях формируются профессионалы. Но особой заботой высшей школы должна стать воспитательная работа. Мы должны уделять повышенное внимание внеаудиторной работе, создавать такие условия и стимулировать студентов уже в университетских стенах к активной общественно-политической деятельности. Ведь гражданственность, служение высшим ценностям и идеалам, на наш взгляд, такие же составляющие нашей профессии, как и владение технологией журналистского мастерства.

Нельзя не учитывать усиливающегося конфликта между работодателями (издателями, владельцами СМИ), нацеленными либо на получение прибыли, либо на выполнение политического заказа, и выпускниками, понимающими роль журналистики так, как предписывает наша наука. Напомним: подлинная журналистика – это социальный институт, система средств массовой информации (печать, радиовещание, телевидение, информационные агентства), которая несет рассредоточенной, разнородной, относительно анонимной массовой аудитории актуальную, оперативную, общезначимую, социально ориентирующую информацию, необходимую для оптимального функционирования и развития общества в соответствии с потребностями и интересами аудитории.

Чтобы создавать прецеденты экономически успешных качественных СМИ, опирающихся на эффективные правовую и экономическую базы, следует уделять особое внимание таким дисциплинам, как «Правовые основы журналистики», «Профессиональная этика журналиста», «Международное гуманитарное право и СМИ», «Экономика и менеджмент СМИ», «Основы рекламы и паблик рилейшнз (ПР)».

Понятно, что актуальные проблемы диктуют особые требования к кадровому, учебно-методическому и материально-техническому обеспечению учебного процесса, к организации практик. Возможности классического университета таковы, что цикл общих гуманитарных и социально-экономических, общих математических и естественно-научных дисциплин ведут представители экономического, математического, филологического, исторического, философского, психологического и других факультетов нашего университета. Это позволяет выдерживать высокий теоретический уровень образования. Такие же требования предъявляются к преподавателям общепрофессиональных дисциплин. В России создана прекрасная школа журналистики, опирающаяся на разработанную методику. Замечательно и то, что за последние годы вышло много серьезных учебников, написанных авторитетными авторами, поступивших в библиотеки факультетов и отделений журналистики на бесплатной основе по программам «Открытого общества». Развитие компьютерных технологий, оперативной полиграфии дало возможность и провинциальным вузам активно заниматься издательской деятельностью – выпускать учебники, пособия, методические указания, монографии, обеспечивающие современный учебный процесс.

Следует углублять дисциплины специализаций, на которые теперь выделяется немало часов; заявлять более дробные курсы, приглашая для их ведения практиков. Среди профессионалов немало журналистов, которых привлекают сам факт преподавания в вузе, желание обобщить и передать накопленный опыт молодому поколению, наконец, возможность приобщения к совместной деятельности наиболее одаренных студентов. При этом крайне важно найти возможности для финансовой привлекательности вузовского преподавания. На нашем факультете действующие журналисты разрабатывают и читают спецкурсы в рамках спецдисциплин, ведут сугубо практические предметы («Выпуск газеты», «Фотодело» и т.п.), руководят учебно-ознакомительной и производственными практиками.

К сожалению, трудно сделать раздел «Дисциплины специализации» более свободным. Да, можно обновлять предметы, поскольку эволюционируют требования к журналистике и журналистам, рынок труда также обновляется, какие-то преподаватели уходят в бизнес и, наоборот, практики, довольно высоко оценивая емкость рынка образовательных услуг, все-таки идут навстречу высшей школе... Но излишне формализованная отчетность (одна дисциплина – один зачет или один экзамен в семестр) не позволяет заявлять несколько предметов в рамках выделенных, например, 36 часов. А поскольку в зачетках и выписках из дипломов должны перечисляться, причем в точной формулировке, все дисциплины, возможность необходимой дробности (три курса по 12 часов или два курса по 18) исчезает...

Что же касается претензий некоторых практиков, считающих, что в вузе журналистике не научишься, то еще раз подчеркнем следующее.

Во-первых, «привязка к местности» специалиста происходит в производственных условиях: сегодня, когда сфера массовой коммуникации бурно развивается, нерентабельно, да и нереально готовить слишком узких специалистов. Фундаментальность знаний в сочетании со специальной подготовкой дает возможность человеку в течение короткого времени адаптироваться к условиям и задачам конкретной редакции. Это и происходит на практике: наши выпускники-журналисты в течение двух-трех лет занимают ведущие позиции не только в местных, но и в некоторых центральных СМИ.

Во-вторых, обучение – процесс обоюдный, здесь важны как личность преподавателя, так и личность ученика (надо сказать, что в последние годы заметно повысилась мотивация студентов к получению профессиональных знаний – возможно, сказывается и ранняя профориентация наших абитуриентов: на факультете журналистики ВГУ более десяти лет действует подготовительное отделение для старшеклассников, седьмой год, как открыты спецклассы по журналистике, рекламе и ПР в школах Воронежа).

В-третьих, следует обратить внимание на объективные трудности, связанные с изменением демографической ситуации. Очень скоро количество выпускников превысит количество бюджетных мест в вузах страны (еще неизвестно, решит ли проблему качественного набора единый экзамен). На факультетах и отделениях журналистики 90% обучающихся – девушки, что связано с их лучшей школьной подготовкой, более ранней социализацией (как известно, раньше на факультеты журналистики принимали людей с двухлетним стажем редакционной работы или отслуживших в армии).

Кстати, мы открыли обучение по профессиональной программе переподготовки «Журналистика» на базе высшего образования: ведь в местной прессе даже на руководящих должностях немало таких, что не имеют специального образования. Думается, профессиональная переподготовка действующих журналистов, периодическое повышение их квалификации будет одним из приоритетных направлений нашей педагогической деятельности (ведь только печатных СМИ в Воронежской области насчитывается около четырехсот).

В-четвертых, пока не изменится отношение государства к высшей школе, текучести квалифицированных кадров не избежать. Студенты, аспиранты, преподаватели сегодня вынуждены подрабатывать на стороне (хорошо, если эта работа – по профессии). Журналисты – особенно телевизионщики – неохотно идут на преподавательскую работу по причине мизерной оплаты, аспиранты меньше, чем прежде, защищают диссертаций по тем же причинам.

Единственное, что помогает удержать кадровую ситуацию, – сохранившийся в обществе престиж вузовского специалиста, энтузиазм одиночек и надежда на светлое будущее.

Кстати, на нашем факультете кадровая ситуация неплохая, и вот почему: возможность набора студентов на коммерческой основе позволила повысить уровень заработной платы (правда, за счет интенсивности труда), создать разветвленную инфраструктуру, солидную материально-техническую и учебно-методическую базы. Сказываются и сорокалетние традиции творческого, с большим научным и преподавательским потенциалом, факультета.


Тулупов Владимир Васильевич - Декан факультета журналистики Воронежского государственного университета, профессор, доктор филологических наук.


© Информационное общество, 2003, вып. 3, сс. 16-19.