Отличительным признаком информационного общества является свобода доступа к информации и свобода ее распространения. Это способствует совершенствованию демократических процедур, повышению деловой активности, развитию добросовестной конкуренции, обеспечению прав потребителей. Очевидно, что, только опираясь на полную и достоверную информацию, можно принимать правильные и взвешенные решения в политике, экономике, науке, практической деятельности. Информационное общество несет в себе большой потенциал для оптимального использования местных условий и ресурсов, значительного повышения эффективности производства, развития сферы услуг и образования, для перехода к устойчивому развитию.
В любом демократическом государстве особую ценность имеет свобода и защищенность личности. Информационное общество предоставляет широкие возможности для их обеспечения. Например, передача и распространение электронной информации проще и быстрее, чем обмен бумажными документами. Системы хранения электронных документов значительно надежнее сейфов и хранилищ.
Информационное общество – благоприятная среда для развития так называемого среднего класса, который является основным общественным слоем во всех передовых странах. Традиционными сферами деятельности этого класса являются научные исследования, образование, культура, высокотехнологичные и наукоемкие производства, сложные виды услуг, удельный вес которых из года в год будет стремительно нарастать.
Таким образом, информационное общество обладает огромным потенциалом для улучшения качества жизни населения в целом и каждого человека в отдельности.
Осознавая все преимущества информационного общества, нельзя, однако, не признать, что информационная революция несет с собой не только новые решения и возможности, но и новые проблемы и риски. В частности, появился еще один критерий измерения бедности – так называемое "информационное неравенство". Это понятие отражает рост социальной дифференциации по новому принципу – принципу возможности доступа к современным ИКТ, когда лишь часть жителей имеет доступ к новым технологиям и информационным ресурсам и может реализовать это преимущество.
Таким образом, реализация возможностей информационного общества – вопрос далеко не простой. Поэтому здесь необходима и адекватная государственная политика, и соответствующее требованиям времени информационное законодательство, и своевременные управленческие решения.
Москва не может остаться в стороне от происходящих изменений. Глобализация, интенсификация конкуренции приводят к серьезным изменениям в ее экономике. Опережающими темпами растет информационная индустрия, что вызывает значительные изменения на рынке труда и в социоэкономической динамике. ИКТ занимают центральное место в обновлении и реинжиниринге всех видов деятельности, которые в совокупности составляют сущность города: производство продукции, транспорт, системы "продавец-покупатель" и их вспомогательные службы, а также индустрия отдыха и зрелищ, СМИ, образование, управление, общественные структуры, коммунальные услуги, политическая и культурная жизнь.
Глобализацию мировых хозяйственных связей и неоднородность мирового экономического пространства, частью которого является Москва, нельзя не учитывать при рассмотрении перспектив развития города и стратегическом планировании. Вопрос, стоящий перед Россией, – какое место она хочет занять в международном разделении труда: сырьевой державы или страны с высокотехнологичным производством (пока, де-факто, решаемый в пользу первого варианта), несколько в иной плоскости стоит и перед Москвой.
Здесь я хотел бы остановиться на нескольких принципиально важных моментах.
Первое. К концу XX столетия образовалась пространственная структура – мировой каркас городов, в котором выделяются три иерархических слоя. Высший слой представлен сетью мировых и международных полифункциональных городов, которые являются местом базирования транснациональных корпораций, финансовых институтов, бирж, международных организаций, деятельность которых (или влияние) простирается далеко за национальные границы. Второй уровень – специализированные города общенационального значения, интегрированные в соответствующие сети национального масштаба. На этом уровне выделяются международные города, через которые городские национальные подсистемы включены в мировую сеть. На третьем уровне располагаются специализированные города, играющие ведущую роль в субнациональных регионах (областях). Причем, по целому ряду причин, чем выше статус города в мировой иерархии, тем больше дивидендов он от этого получает.
Москва имеет все предпосылки для того, чтобы стать международным городом – она является крупным международным транспортным узлом, одним из центров исторически сложившихся связей в рамках СНГ и Восточной Европы, местом базирования штаб-квартир ряда транснациональных компаний и региональных представительств многих международных компаний и т.д. Поэтому вступление в "клуб международных информационных городов" должно стать важной стратегической целью московских властей.
Второе. Благодаря своему столичному статусу Москва занимает особое место в экономической и информационной сфере России. Здесь принимаются принципиальные решения, определяющие ситуацию не только в стране, но и на международном уровне, именно здесь сосредоточены информационные ресурсы, специалисты и организации, обеспечивающие информационно-аналитический базис государственного управления. Нельзя не отметить, что многие тенденции современного информационного общества уже характерны для нашей столицы. Москва имеет статус одного из ведущих мировых центров производства и хранения информации, здесь расположены управляющие структуры крупного российского бизнеса.
Третье. Москва имеет наилучшие в России социальные условия для движения к информационному обществу. Средний уровень жизни здесь выше общенационального, население традиционно отличается высоким уровнем образования. По оценкам социологов, более половины жителей столицы потенциально предрасположены к использованию ИКТ. Москва занимает первое место в России по обеспеченности населения домашними телефонами, компьютерами, сотовой связью и доступом к интернету. Она демонстрирует весьма динамичное развитие информационного рынка, интенсивное использование новейших средств вычислительной техники, нарастание объема электронных информационных ресурсов, а также наиболее активные международные контакты.
Для успешной интеграции Москвы в информационное общество необходимо решить следующие задачи:
Весной 1998 года под моим руководством был сформирован Общественный экспертный совет по данному направлению. Его возглавил Юрий Евгеньевич Хохлов – один из лучших российских экспертов в этой области, принимающий непосредственное участие в разработке программных документов Правительства Москвы. В состав совета вошли представители исполнительной власти, ведущих научных организаций, коммерческих структур, видные эксперты. Двенадцать тематических комиссий охватили все стороны развития информационного общества.
Перед советом была поставлена сложная задача – определить новые ориентиры городской информационной политики и приоритеты ее законодательного обеспечения.
За три года работы были проведены десятки депутатских слушаний и круглых столов. Пожалуй, без преувеличения можно сказать, что на этих мероприятиях Московская городская Дума заслушала с точки зрения развития и использования ИКТ все отрасли городского хозяйства. К серьезным успехам Общественного экспертного совета можно отнести достигнутое за эти годы полное взаимопонимание законодательной и исполнительной власти в вопросах развития информационного общества.
В 1999 году Московская городская Дума обратилась к столичному Правительству с рядом инициатив в информационной сфере, в том числе с проектом нового программного документа, названном "Концепция движения Москвы к информационному обществу". Нам очень приятно, что этот проект был поддержан Правительством Москвы и, в частности, Департаментом экономической политики и развития, Московским комитетом по науке и технологиям, Управлением транспорта и связи и другими правительственными структурами, отвечающими за развитие ИКТ.
Итогом плодотворной совместной работы Правительства Москвы и Московской городской Думы стало утверждение Концепции в июле 2001 года Мэром столицы Ю.М. Лужковым. Тем же распоряжением Мэра создана рабочая группа по подготовке Комплексной программы движения Москвы к информационному обществу.
Хочу особо подчеркнуть актуальность Концепции для сегодняшнего момента, так как, на мой взгляд, она является первым документом, где подробно изложен весь комплекс мер по формированию в столице информационной экономики. Смысл ее подготовки заключался в разработке концептуальных основ для создания в городе системы поддержки, регулирования и координации деятельности всех участников процессов информатизации, определении общих и конкретных по областям целей перехода к информационному обществу. Мы выделили шесть основных направлений деятельности:
1. разработка принципов городской политики в данной сфере;
2. создание условий для устойчивого развития экономики города в рамках формирующегося глобального информационного общества;
3. стимулирование и организация использование ИКТ в различных сферах деятельности, включая городское управление;
4. обеспечение возможностей использования ИКТ всеми жителями города;
5. развитие современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Москвы;
6. совершенствование нормативно-правовой базы развития информационного общества в городе Москве.
Безусловно, для выполнения поставленных задач потребуются взаимная поддержка и четкая координация действий различных ветвей и уровней городской власти. Для реализации положений Концепции планируется разработать городскую целевую Программу движения Москвы к информационному обществу.
А пока в муниципалитетах и префектурах столицы приступили к реализации нескольких пилотных проектов в интересах населения. Их цель – уменьшение информационного неравенства. По-прежнему огромное число жителей не имеет возможности пользоваться мобильной связью, которая у других уже превратилась в инструмент бизнеса. Немало людей отрезано от пользования компьютерами и интернетом, более того, у них даже нет возможности научиться применять эти технологии. Вспомним не столь уж отдаленный исторический период, когда общество делилось на читающую элиту и неграмотное большинство. Цифровое неравенство может привести к подобной информационной маргинализации значительной доли населения, и, прежде всего, той молодежи, родители которой сегодня вынуждены сосредоточиться на проблемах выживания. Это означает, что люди, не владеющие персональными компьютерами, не только проигрывают в конкуренции на современном рынке труда, но и оказываются неспособными реализовывать какие-либо успешные адаптационные стратегии. Таким образом, сегодня включенность в мир ИКТ – это новый ресурс, обладание которым дает возможность занять более выгодную позицию и определяет социальный статус человека в целом.
Чтобы уменьшить "информационное неравенство", в Южном административном округе столицы при поддержке Правительства Москвы и Московской городской Думы в качестве эксперимента был начат проект "Инфоград". Здесь на базе библиотеки им. Л.Н. Толстого создается первая в Москве экспериментальная медиатека, содержащая в электронном виде материалы досуга, учебного, творческого характера, нормативно-правовые документы городского и федерального уровня, которыми свободно могут пользоваться все жители района. Создан уникальный электронный каталог, который начнет работать в ближайшее время, благодаря которому в недалеком будущем читатели библиотеки, имеющие дома компьютер, смогут заказывать книги, не выходя из квартиры. Здесь же собираются отрабатывать механизмы стимулирования использования ИКТ, расширять число людей, владеющих информационными технологиями, с помощью методики "ненавязчивого обучения" и бесплатного доступа к высококачественным технологиям и социально важной информации. А в Концепции движения Москвы к информационному обществу предусмотрена даже разработка специальной программы, ориентированной на население и включающей целый комплекс мероприятий по ликвидации цифрового разрыва.
Естественно, параллельно процессам становления информационного общества, даже порой опережая их и создавая необходимый правовой и теоретический задел, идет формирование законодательной и нормативной базы. Мы изучаем опыт ведущих стран мира, тесно взаимодействуем с Государственной Думой и Советом Федерации РФ, с законодательными собраниями других регионов нашей страны, а также с ведущими российскими, в первую очередь, московскими учеными и специалистами, руководителями органов исполнительной власти.
После трех лет подготовки принят фундаментальный Закон "Об информационных ресурсах и информатизации в городе Москве". Это первый законодательный акт, который должен стать фундаментом развития всей системы городского информационного права. Действовавшие до этого момента нормативно-правовые акты города Москвы отличались сравнительно большим количеством, разнородностью и множественностью предметных оснований для регулирования, отсутствием кодификации и системности в их принятии. Новый закон во многом ликвидирует эти недостатки.
Сейчас ведется работа еще над одним законом – "О гарантиях прав граждан на информацию о правовых актах города Москвы". По мнению его авторов, настало время публикацию в интернете нормативного правового акта "уравнять в правах" с традиционной печатной версией. В настоящее время закон принят Московской городской Думой в первом чтении и в ближайшее время состоится его второе чтение.
Мы наконец-то привели в соответствие с федеральными правовыми актами давно принятый городской закон "О кабельном телевидении в городе Москве", а сейчас ведется работа над его новой редакцией. Думаю, что она будет охватывать вопросы развития не только кабельного телевидения, но и всех телекоммуникаций и средств связи города Москвы.
Московская городская Дума уже начала и, уверен, продолжит в будущем активно пользоваться своим правом законодательной инициативы. Мы уже участвовали в разработке федеральных законов "Об электронной цифровой подписи" и "Об электронной торговле". С нетерпением ждем принятия соответствующих частей Гражданского кодекса, в которых будет идти речь об информационном интеллектуальном и авторском праве. К сожалению, многие акты федерального законодательства, в соотнесении с которыми мы должны разрабатывать городские законы, до сих пор практически не учитывают тех фундаментальных изменений, которые произошли в информационной сфере в последнее время.
И, в заключение, хочу еще раз повторить – Москва уже находится на пути к информационному обществу, формируя и совершенствуя его основные компоненты. Но построение информационного общества для столичных ветвей власти – не самоцель, а реализация главной задачи социального развития – улучшения жизни людей. Решить ее можно лишь при соблюдении ключевого принципа, о котором всегда помнят в Московской городской Думе, – любое развитие должно опираться не на объекты, а на людей.
© Информационное общество, 2002, вып. 1, сc. 7-11.