Создание институциональной инфраструктуры для успешного обмена опытом построения электронного правительства в африканских регионах

________________

Ньомби Тембо Джордж Уильям


Статья сформирована по материалам доклада на семинаре «Внедрение концепции электронного правительства в Африке», проводившегося в рамках работы Форума ООН по проблемам государственного управления (20-23 июня 2011 г., Дар-эс-Салам, Республика Танзания).

Статья рекомендована Т.В. Ершовой 12.07.2011

Ньомби Тембо Джордж Уильям (Nyombi Thembo George William)

Министр по информационным и коммуникационным технологиям Республики Уганда

Аннотация. Развитие ИКТ коренным образом изменило подход людей к работе, обучению и общению. Развитые страны применяют эти технологии для стимулирования интеграции своих граждан в информационное общество, а своих экономик – в глобальную экономику знаний. Этот процесс наблюдается не только в промышленности и сфере услуг, но также и в секторе госслужбы. Поэтому правительство Уганды решилось на смелый шаг и стало на путь, который уже прошли другие страны по использованию ИКТ для перехода традиционных функций правительства в сферу электронного правительства.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, информационная эпоха, электронное правительство, сети, обработка данных, информационная безопасность, законодательная база, инфраструктура ИКТ, обучение персонала, открытость.

ПОЛИТИКА ПЕРЕХОДА К КОНЦЕПЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

Что такое «электронное правительство»?

В нашем случае концепция электронного правительства (далее ЭП) – это использование ИКТ в качестве инструмента во всех аспектах деятельности правительства в целях оптимизации предоставления государственных услуг и вовлечения граждан в деятельность правительства, что ведет к улучшению качества госуслуг. Основные направления предоставления услуг ЭП мы делим на четыре категории:

I, Правительство – гражданин или правительство – потребитель (G2C).

II. Правительство – бизнес (G2B).

III. Правительство – правительство (G2G).

IV. Правительство – работники (G2E).

Концепция ЭП в данном случае служит целям «принижения» роли правительства за счет упрощения процедур, повышения прозрачности и подотчетности, своевременного предложения достоверной информации всем гражданам, а также эффективного и качественного предоставления им услуг. Мы считаем, что функции ЭП заключаются не просто в размещении всех правительственных документов и бланков в Сети, создании министерствами и ведомствами статических веб-сайтов или информировании через интернет о датах подачи налоговых деклараций. Функции эти гораздо шире: это интеграция всех государственных услуг и эффективное и быстрое их предоставление гражданам и бизнесу.

В дополнение к инициативам частного сектора, правительство Уганды создало Национальную сеть (NBI) и инфраструктуру ЭП. За последние три года мы инвестировали почти 100 млн долларов в развитие сетевой инфраструктуры, объединяющей министерства и большинство округов и сельских администраций. На рынке доступны новые беспроводные технологии, на основе которых возможна организация каналов «последней мили» между сетями частных провайдеров и Национальной сетью, благодаря чему становится возможным предоставлять услуги в сельской местности и отдаленных районах страны. Разработка концепции и проектирование Национального центра данных находятся на стадии продвижения.

За последние два года мы также разработали необходимую законодательную и правовую базу, регулирующую защищенную передачу данных по каналам связи, обеспечивающую признание электронных документов наравне с бумажными и устанавливающую уголовную ответственность за несанкционированный доступ к компьютерам и прочим системам коммуникации. Парламент Уганды принял ряд законопроектов в области компьютерных технологий, включая Закон об электронных транзакциях, Закон о неправомерном использовании компьютерного оборудования и Закон об электронных подписях. Обеспечено исполнение Национального Закона об информационных технологиях от 2009 года с помощью создания независимого регулирующего органа – Национального управления Уганды по информационным технологиям. Управление занимается совершенствованием правовой базы для содействия внедрения услуг ЭП.

Проблемы

Несмотря на вышесказанное, мы по-прежнему испытываем значительные трудности. Как известно, выполнение большинства функций правительства связано с ручным трудом и основано на бумажных документах. При этом разработка ряда общепринятых стандартов оборудования, программного обеспечения и сетевых протоколов для ЭП будет представлять значительную проблему для правительства и регулирующих органов в течение ближайших лет. Кроме того, каждое ведомство правительства использует отдельные сети, центры обработки данных и процедуры информационной безопасности. Даже задачу подключения к интернету каждое ведомство решает самостоятельно. Это приводит к дублированию функций, невозможности использования эффекта синергии, несовместимости устройств и протоколов, а также к низкой отдаче от инвестиций. Значительная нехватка квалифицированного персонала существенно замедляет внедрение ЭП на всех уровнях, в частности в министерствах, департаментах и агентствах, в частном секторе, в гражданском обществе и в особенности в сельской местности, что также является значительным препятствием на пути к освоению технологий ЭП. Правительство Уганды осознает эти трудности и заинтересовано в обмене опытом с дружественными странами, которые уже имеют опыт успешных внедрений решений ЭП и готовы оказать информационное содействие в преодолении указанных трудностей.

Мы со своей стороны решили действовать осторожно и поэтапно, так как хорошо знаем, что ошибки, допущенные на начальных стадиях, могут обернуться значительными потерями в будущем. Мы уверены в том, что некоторые из указанных трудностей можно рассматривать как возможности и «точки входа» для формирования основы ЭП. Поэтому мы разрешили ряду ключевых ведомств правительства, которые способны внедрять некоторые аспекты ЭП ускоренными темпами, продвигаться в решении этой задачи и фокусироваться на других областях, где они сталкиваются с серьезными проблемами, решая их немедленно по мере появления. У нас уже есть ряд работающих схем ЭП, в том числе:


Основополагающие принципы концепции электронного правительства

Основополагающие принципы постепенного перехода к электронному правительству в нашей стране таковы:

I. Ориентация на граждан: услуги и информация разрабатываются с учетом потребностей и для удобства граждан Уганды.

II. Доступность и свобода выбора: гражданам и потребителям государственных услуг предоставляется свободный доступ к ним и возможность выбора с учетом индивидуальных потребностей и обстоятельств.

III. Доверие, надежность и безопасность: предприятия государственного сектора Уганды должны пользоваться доверием граждан и давать им уверенность в том, что правительство собирает, использует и раскрывает их информацию только надежным, безопасным и этичным образом, уважая их права на частную жизнь, а также в том, что любой обмен данными с правительством производится по защищенным каналам.

IV. Повышение качества управления: ЭП – важный аспект совершенствования структуры правительства, процедур и процессов управления с целью повышения качества услуг, предоставляемых гражданам Уганды.

V. Сотрудничество и интеграция: правительственные ведомства повышают степень своего сотрудничества, отдавая приоритет необходимости интеграции государственных услуг (сначала – усиление компонентов, затем – их интеграция).

VI. Подотчетность: принципы прозрачности, подотчетности и этического управления являются основополагающими для всех инициатив в области внедрения ЭП для модернизации функций правительства.

VII. Экономия: стимулирование использования программного обеспечения (ПО) с открытым кодом там, где это возможно, для сокращения расходов Правительства на приобретение лицензий на проприетарное ПО, а также стимулирование инноваций в разработке платформ ПО.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ

Законодательная база

Законодательная и правовая база разрабатывается одновременно с региональными инициативами Восточно-Африканского Сообщества (ВАС, или EAC – East African Community) и Общего рынка стран Юго-Восточной Африки (COMESA – Common Market for Eastern and Southern Africa). В частности, в рамках региональных платформ электронного правительства, разработанных EAC и COMESA странам-партнерам рекомендуется обеспечить унификацию национального законодательства в части признания электронных документов и транзакций. Необходимо работать над такими вопросами, как поддержка электронной торговли, защита прав интеллектуальной собственности и разработка ПО с открытым исходным кодом. В этой области принят ряд законов:

I. Законопроект об электронных транзакциях, содействующий внедрению ЭП в Уганде благодаря устранению законодательных ограничений, которые могут препятствовать гражданам в проведении электронных транзакций. Законопроект предусматривает равное признание электронных и бумажных транзакций.

II. Законопроект об электронных подписях, регулирующий использование электронных подписей в защищенных транзакциях. Он предусматривает создание Инфраструктуры публичных ключей для аутентификации и защиты документов.

III. Законопроект о неправомерном использовании компьютерного оборудования, устанавливающий ответственность за компьютерные преступления.

IV. В соответствии с рекомендациями EAC по законодательной базе электронной коммерции, Министерство информационных и коммуникационных технологий начало работу над законопроектами в области:


С принятием этих законов будет установлена оптимальная законодательная база, исключающая какие-либо правовые препятствия к внедрению электронного правительства и развитию электронной коммерции.

Общая инфраструктура ИКТ и совместный доступ к услугам для облегчения внедрения ЭП

Уганда пользуется значительным признанием в регионе и в мире благодаря бурному росту телекоммуникационного сектора. Правительственные департаменты и агентства строят локальные сети (LAN), связанные с правительственной макросетью (WAN) для более эффективного совместного использования ресурсов, оборудования, систем и персонала. Строительство Национальной сети/инфраструктуры ЭП (NBI/EGI) проходит в масштабах всей страны. Однако есть аспекты, требующие особого внимания в процессе внедрения услуг ЭП. В число таких аспектов входят следующие:

I. Распространение Национальной сети (NBI) на территории всей страны для упрощения и ускорения предоставления услуг гражданам. Мы уже проводим коммерциализацию NBI с тем, чтобы ее возможностями могли воспользоваться не менее 98% населения и компаний. Это та сфера, где мы можем сотрудничать с частным сектором других стран к взаимной выгоде.

II. Вовлечение частного сектора в развитие ИТ-инфраструктуры.

III. Стимулирование интернет-провайдеров для предоставления доступа к сетевым услугам даже в отдаленных частях страны.

IV. Обеспечение финансовой доступности, надежности и дублирования доступа к интернету. На третьем этапе развития нашей Национальной сети мы планируем присоединить к ней деревню Мутукула на границе с Танзанией и г. Нимуле в Южном Судане. Мы также разрабатываем другие инновации для обеспечения отказоустойчивости.

V. Снижение стоимости электроэнергии.

VI. Обеспечение процедур и доступности оборудования для защиты данных и целостности информации

Обучение персонала ЭП

Разработана стратегия развития персонала ЭП, включающая:

I. Обучение основам ИКТ и принципам ЭП всех госслужащих. В настоящее время у нас есть надежная база в аспекте ИКТ: ежегодно университеты выпускают более 3000 специалистов.

II. Техническое обучение такого персонала, как системные аналитики и программисты, выполняющие задачи по разработке, планированию, внедрению и поддержке систем ЭП.

III. Обучение в области мониторинга и оценки проектов ЭП.

IV. Организация партнерства для основания академии и центра управления ЭП.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ БАЗА

Министерство ИКТ

Министерство ИКТ отвечает за политику, регулирование, стандарты, руководства и контроль качества в отношении всех инициатив в области внедрения ЭП. Оно предоставляет техническую поддержку, методическую и административную, а также выполняет мониторинг и оценку. Это достигается посредством ряда мероприятий, включая:

I. Выявление и представление Правительству различных проблем в областях информационных технологий, коммуникационных технологий, сетевой инфраструктуры и услуг управления информацией.

II. Надзор за разработкой политики и периодические пересмотры политики в подсекторах информационных технологий и управления информацией в рамках развития программы ЭП.

III. Мониторинг внедрения национального ЭП различными правительственными министерствами и ведомствами.

IV. Руководство созданием законодательной, коммерческой и правовой базы, необходимой для внедрения ЭП в качестве катализатора социально-экономического развития Уганды.

V. Информирование и пропаганду внедрения ЭП во всех секторах и среди всех слоев населения страны.

VI. Разработка и внедрение национальной институциональной базы ИКТ/ЭП в сотрудничестве с Министерством государственной службы и Национальным управлением по информационным технологиям.

VII. Разработка и внедрение эффективных механизмов мониторинга и оценки в отношении базы ЭП.

Министерство ИКТ также разрабатывает стратегический план внедрения инициатив ЭП с указанием ответственного ведомства (ведомств), сроков, целей, плановых показателей и результатов политики. Эта политика будет проводиться в сотрудничестве с другими заинтересованными ведомствами, указанными ниже.

Национальное управление Уганды по информационным технологиям

Задачи Управления в проведении инициатив ЭП заключаются, помимо прочего, в следующем:

I. Разработка и руководство национальной стратегией внедрения ЭП и планов ее реализации.

II. Выявление и представление правительству всех проблем в ходе разработки, внедрения и работы ЭП.

III. Разработка и регулирование стандартов ЭП в отношении планирования, внедрения, поддержки, организации, управления рисками, защиты данных и безопасности.

IV. Предоставление первичной технической поддержки и консультаций в области эксплуатации важных информационных систем правительства, включая управление ресурсами и инфраструктурой единого центра обработки данных для больших систем силами квалифицированного персонала.

V. Внедрение и регулирование стандартов ЭП в отношении планирования, сбора данных, практической реализации, производительности, поддержки, организации, обеспечения жизнедеятельности, управления рисками, защиты данных, безопасности и разработки планов действий в чрезвычайных ситуациях.

VI. Наем, обучение, распределение и управление персоналом ЭП в различных министерствах, департаментах и ведомствах правительства.

VII. Построение ИКТ-инфраструктуры и обучение персонала.

Министерство государственной службы, прочие ведомства и департаменты правительства, гражданское общество и частный сектор также играют важную роль в успешном внедрении эффективного электронного правительства.

Правительство Уганды верит в то, что для экономически эффективного предоставления государственных услуг необходимо более широкое применение решений ЭП. Мы твердо намерены продвигаться в этом направлении, несмотря на любые проблемы, и готовы учиться у наших друзей, успешно внедривших систему и услуги ЭП.


© Информационное общество, 2011 вып. 5, с. 30-36 .