Проблема стимулирования развития информационных процессов и технологий в контексте современной концепции формирования информационного общества в России

И.Н. Букреев
Российская инженерная академия





Проект Концепции формирования информационного общества в России («Информационное общество», № 3, 1999 г.), подготовленный Государственным Комитетом РФ по связи и информатизации (ныне Министерство Российской Федерации по связи и информатизации), оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, процессы информатизации, которые должны бы осуществляться в России, описаны в Концепции правильно, но, с другой стороны, многие из них не вписываются сегодня в нашу российскую действительность, учитывая реальное состояние и возможности государства.

Из-за отсутствия анализа реальных возможностей осуществления предложенной Концепции в ближайшие годы она воспринимается скорее как теоретическая научно-популярная статья.

По своей направленности этот документ напоминает Концепцию конца восьмидесятых годов, когда информатизация осуществлялась «сверху», за счет государства.

Концепция, хотя и отмечает огромные изменения, произошедшие в нашей стране в последние годы в области информатизации, однако не объясняет, почему это произошло, не делает практических выводов, хотя эти выводы могли бы определить подход к информатизации на современном этапе развития страны.

Главным же выводом из оценки сегодняшнего состояния информатизации является констатация факта, что новые экономические условия, рыночные отношения автоматически решили многие проблемы информатизации без участия государства. Эти тенденции будут присутствовать и далее.

Государство за весь перестроечный период не сделало практически ничего для производства средств информатизации (СИ) и, тем не менее, объемы рынка этой техники в стране достигали в 1998 году (до августовского кризиса) 6–7 млрд. долларов США (сегодня 4,5 млрд. долларов). Благодаря рынку в стране сегодня насчитывается приблизительно 10 миллионов персональных компьютеров, многие из которых в домашнем пользовании.

Государственные инвестиции в системы связи и телекоммуникаций за последние годы не превышали 1% от частных вложений, но, тем не менее, в стране произошли качественные изменения в этих областях.

Уже нельзя представить деятельность банков, различных фондов, транспортных систем, бизнеса без компьютерных сетей. В нашу жизнь вошел Интернет.

Все это произошло за счет проявления инициативы со стороны населения страны. Информатизация, наконец, востребована обществом, она стала социальным явлением, в силу чего многие процессы информатизации начали развиваться за счет самодеятельности людей и частных денежных средств.

Развитие и поддержание этих тенденций в обществе и должно являться основным смыслом современной Концепции информатизации.

Десять лет тому назад для нас представления об информатизации определялись, в основном, уровнем обеспеченности страны соответствующей техникой и программными продуктами, что сегодня автоматически решается рынком.

Теперь же на первый план выступают проблемы развития в стране информационных процессов и технологий, что, в конечном итоге, и формирует новый облик общества.

С помощью каких методов и механизмов будет воздействовать государство на развитие этих процессов и должна определить Концепция.

Как построить, структурировать эти рекомендации? За основу можно взять схему, объединяющую субъектов условной информационной системы: «человек – общественные и корпоративные организации – государство».

Рассматривая в отдельности каждого субъекта этой системы, можно сформулировать меры, достаточные сегодня для его успешного функционирования. Приведем примеры таких первоочередных мер для каждого из субъектов.

Для человека сегодня необходим закон о персональных данных. В основе всех информационных технологий, оперирующих с персональными данными, лежит принцип наделения каждого человека от рождения до смерти уникальным персональным кодом. С персональными кодами связана организация баз данных населения, которые могут использоваться во многих сферах жизнедеятельности общества. Это статистика и социальное планирование, медицинские услуги и страхование, пенсионные и налоговые службы, отношения с банками, с правоохранительными органами, с огромной областью услуг населению и т. д.

Уже сегодня многие ведомства и организации в явочном порядке создают свои базы персональных данных населения. Это, например, Министерство по налогам и сборам, Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, МВД и др. Создаваемые в каждом ведомстве базы персональных данных опираются на собственные системы кодирования и свои правила обращения с ними. Здесь упускается главное – человек по закону, в контексте прав человека, должен иметь права собственности на свои персональные данные, а все вовлеченные в работу с базами этих данных должны специально наделяться правами доступа к ним только в пределах своей компетенции.

Без должного закона, обеспечивающего эти условия, вся приведенная выше деятельность может считаться незаконной. Более того, при ведомственном подходе к созданию баз данных населения со своей системой персональных кодов и своей технологией теряется главный смысл унифицированного представления человека в общегосударственной информационной структуре, которая неизбежно будет создаваться.

Появление закона о персональных данных – сегодняшняя необходимость. Однако он уже ряд лет находится без движения в Государственной Думе в силу известной боязни определенных кругов компьютерной регистрации населения.

В Концепции должны быть определены рекомендации, кому и в какие сроки решать все проблемы, связанные с компьютерной регистрацией населения и базами персональных данных.

Другой пример связан с проблемой защиты человека от информации. В информационном обществе это одна из острейших проблем.

Сегодня в мире широко распространяются информационные технологии, способные воздействовать непосредственно на психику человека с целью изменения его мнения, поведения, дестабилизации общественных процессов, вплоть до информационных войн. Влияние этих технологий мы уже ощущаем на себе практически повседневно. В нашей стране они названы «грязными технологиями». Эффективней всего такие технологии реализуются через телевидение и информационные сети типа Интернет.

Здесь важно сказать о следующем. В мире идет бурный процесс интеграции компьютерных сетей, систем связи, телевидения и телекоммуникаций на базе цифрового представления информации и компьютеризации. Постепенно такие сети превращаются в транснациональные. В мире возникает единая инфраструктура информатизации.

В свете этих изменений актуальной становится проблема защиты человека от информации.

Актуальность такой проблемы можно проиллюстрировать на примере одной из информационных технологий, часто используемой на телевидении – технологии создания виртуальной реальности.

Она используется с целью дезинформации путем подмена реальной информации о событиях сконструированной реальностью. Осуществляется это так: фрагменты событий смещаются во времени, изменяется визуальный масштаб явления, второстепенные, а часто негативные, элементы событий превращаются в основное содержание репортажа, используется компьютерный монтаж. На эту сконструированную картину накладывается соответствующий комментарий. Так возникает виртуальная реальность.

С виртуальной реальностью мы сталкиваемся, когда смотрим художественные фильмы, мультимедийные кадры. Здесь человек «обманываться рад». Он проживает увиденное как в жизни, зная, что это не жизнь. Но когда человек смотрит телевизионный репортаж, в котором искажаются события с целью создания нужной кому-то определенной виртуальной реальности, эта условность отсутствует. Человек воспринимает искаженную картину как действительность.

Естественно, что такие злонамеренные действия должны попадать под запрет. Для этого нужны более эффективные законы об информационной деятельности, учитывающие возможности информационных технологий.

Конечно, постановка вопроса о таких законах вызовет бурю негодования у сторонников безграничной свободы информации. Но человек и общество всегда жили и будут жить в условиях определенных регулирующих самоограничений. В условиях распространения вредных информационных технологий появление в обществе системы таких ограничений естественно и жизненно необходимо. Новые времена требуют новых законов.

Наиболее характерным примером для второго субъекта условной информационной системы – общественных и корпоративных организаций расявляется предпринимательство. Выделим здесь сферу производства и сбыта средств информатизации.

Как было показано выше, сформированный в стране рынок СИ сравним с рынками некоторых других развитых стран. Однако, невзирая на наличие в стране сотен российских фирм-производителей и поставщиков СИ, основную роль в обеспечении рынка играют все-таки зарубежные фирмы.

Ряд отечественных фирм производит технику, не уступающую по техническим и качественным показателям зарубежной. У них имеются реальные возможности увеличить производство СИ в 2–3 раза и обеспечить более низкие цены, чем цены на технику зарубежных фирм.

Но в стране активно действуют посредники зарубежных фирм, которые стремятся продвинуть на рынке в первую очередь их продукцию. Установленные законом конкурсные условия давно превратились в мощное средство коррупции.

Это не является чем-то новым в мировой практике. Подобные явления всегда присутствовали в рыночных отношениях. Во все времена государства боролись с ними протекционистскими мерами. Наше государство пока далеко не в полной мере использует этот механизм.

Одной из протекционистских мер могло бы стать наделение отечественных производителей правами госпоставщиков, присвоение фирмам, выпускающим качественную продукцию, определенных отличий с различными льготами и т. д. Эти меры практиковались в России еще в дореволюционное время.

Важную роль для расширения рынка СИ играет снижение пошлин на зарубежную комплектацию. Необходимо иметь в виду, что Россия, после утраты собственной электронной промышленности, невольно вошла в мировой рынок электронной продукции как покупатель. По некоторым видам электронной продукции (микропроцессоры, полупроводниковая память и др.), судя по всему, навсегда. Поэтому уровень пошлин на ввозимую электронную продукцию становится постоянным регулятором рынка СИ.

Если реализовать эти меры, то отечественные фирмы за счет роста объемов производства могут значительно повысить налоговые отчисления, образовывать фонды инвестиций в новые разработки и в производство. Кроме того, эти меры резко снизят отток денежных средств (2–3 млрд. долларов в год) за рубеж.

Мощным средством развития информационного общества является становление в стране системы торговли товаров через информационные сети.

Однако возможности предоставления таких услуг населению еще не созданы. Тарифы на подключение к сетям и на их подобное использование настолько высоки, что при сохранении ситуации рассчитывать на появление у нас электронного рынка, как рынка для всего населения, не приходится.

Вспомним историю развития знаменитой французской информационной системы «Минитель». История эта начиналась лет пятнадцать-семнадцать тому назад. При желании любой гражданин получал в ближайшем почтовом отделении бесплатно минитерминал системы «Минитель». Дома терминал включался в телефонную сеть. Обращение к информационной системе стоило примерно столько, сколько стоил билет в метро. За несколько лет число торговых баз данных в системе выросло в десятки тысяч раз. Стала нормой покупка домохозяйкой товаров через «Минитель».

Сегодня для подобных систем используется совершенно иная техника. Уже говорилось об интегрированных сетях. Повсеместно используются как линии передачи информации оптоволокно и коаксиальные кабели. Только в Москве под землей проложено около 10 тыс. километров оптоволоконных кабелей, обеспечивающих сверхвысокую пропускную способность. У нас в стране появились специальные домашние компьтеры-терминалы для интегрированных сетей.

Концепция информатизации должна дать конкретные рекомендации по преодолению трудностей в реализации чуда ХХI века – электронного рынка.

У государства, как у третьего субъекта информационной системы, также есть свои первоочередные задачи.

Здесь главным является создание в стране правового климата, способствующего развитию информатизации. То, что есть и делается сегодня в стране в области законотворчества в сфере информатизации, ничтожно по своим масштабам и значению по сравнению с тем, что требуется.

Информационные процессы и технологии меняют не только стиль и образ жизни людей, они быстро изменяют само общество. Уже ясно, что все это отследить и отрегулировать с помощью существующих правовых положений невозможно. Они просто не созданы для этого.

В связи с новизной этой проблемы для государства уместны рекомендации по созданию специальных учреждений, изучающих и разрабатывающих информационное право.

Нельзя обойти рекомендациями наболевшую проблему координации в стране процессов информатизации.
В СССР она была осмыслена. Был создан межведомственный Государственный Комитет СССР по вычислительной технике и информатике. За короткое время существования он сделал довольно много по развитию в стране информатизации. Уже говорилось, что много внимания уделялось развитию вычислительной техники как инфраструктуры информатизации, что было отображено и в названии Комитета. Правительством принимались многие важные решения в этой области.

Далее этот Комитет влился в аппарат при Президенте России и по трудно объяснимым причинам потерял свое значение. На этом злоключения Комитета не закончились. При очередной перетряске аппарата Администрации Президента он трансформировался в подразделение Министерства РФ по связи и информатизации. Возник проблемный парадокс. Проблемы информатизации масштабнее, чем проблемы связи. Более того, связь является частью инфраструктуры информатизации. Министр связи Леонид Рейман неоднократно заявлял, что его Министерство является сугубо отраслевым ведомством, с чем нельзя не согласиться. В то же время проблема информатизации всегда была и будет проблемой межведомственной. Это не только связь и вычислительная техника, но и проблемы, связанные с образованием, медициной, транспортом, социальной сферой и т. д. Одним словом, надо исправлять ошибку.

Сегодня наиболее правильным было бы создание Государственной комиссии по информатизации при Правительстве РФ.

Здесь приведены лишь единичные специфические примеры возможных рекомендаций Концепции, что должно иллюстрировать ее направленность и характер как документа, поднимающего проблемы общенародного значения и учитывающего положение страны.

В общероссийской Концепции должен быть отражен и общий характер программ министерств и ведомств по их собственной информатизации. В настоящее время каждое министерство и ведомство должно заниматься самостоятельно, за счет своего бюджета, собственной информатизацией как частью своих важнейших государственных обязанностей. Это касается сфер образования, медицины, промышленности, транспорта и т. д. В этих программах должны содержаться детали по проблематике, средствам и срокам реализации задач.

Для повышения уровня конкретности сроки реализации рекомендаций надо планировать не более чем на 5 лет. Сегодня динамика изменений процессов и последствий информатизации такова, что даже самые смелые предположения через пять лет наверняка устареют. Корректировать Концепцию и программы, которые будут созданы на ее основе, можно раз в два года.



© Информационное общество, 2000, вып. 1, с. 36 - 39.