Формирование толерантности как инновационное направление подготовки выпускников вузов культуры и искусств в области знаний

_________________________________________________

Е.Л. Кудрина



Начиная с середины ХХ века профессиональная подготовка как отдельных личностей, так и целых групп, научно-технические достижения, социально-экономическое развитие и формы культурного самовыражения не только переживают постоянные эволюционные изменения, но и характеризуются значительным ростом их взаимозависимости. В центре всех этих преобразований лежит понятие «знания».

Сегодня общепризнано, что знание настолько превратилось в предмет экономических, политических и культурных интересов, что может служить для определения качественного состояния современного общества. Во Всемирном докладе ЮНЕСКО «К обществам знания» подчеркивается, что в современном обществе, создаваемом на основе кардинальной реорганизации классических схем производства, распространения и применения знаний, высшим учебным заведениям отводится первостепенная роль. В последние пятьдесят лет в высших учебных заведениях, построенных, в значительной мере, по европейской университетской модели, отмечается резкий рост численности обучающихся, позволяющий говорить, по мнению ряда аналитиков, о подлинной «массовости» высшего образования.

Вместе с тем в документе отмечается, что лишь ограниченное число современных университетов нескольких стран может действительно претендовать на статус университета «мирового уровня» (world-class university). Для большинства высших учебных заведений речь, скорее, идет об углублении специализации и повышении привлекательности для специфического ограниченного круга студентов. К такого рода высшим учебным заведениям следует отнести отечественные вузы культуры и искусств, имеющие вековую историю сложившейся устойчивой системы художественного образования. Основа ее долголетия и жизнестойкости определяется, с одной стороны, просветительской и социокультурной миссией, нацеленной на процветание и развитие личности и общества, а с другой стороны признанием важности художественного образования в плане развития творчества, новаторства и культурного разнообразия в мире.

В настоящее время в силу отраслевой специфики вузам культуры и искусств приходится находить ответ на целый ряд противоречивых требований: адекватная реакция на возрастание массовости высшего образования при обеспечении качества обучения и индивидуальности подготовки; разработка процедур контроля качества без ущерба для свободы творчества; диверсификация учебных программ в условиях резкого сокращения государственного финансирования; независимость в сочетании с ответственностью и граждан­ственностью; сочетание высокого уровня научной, творческой работы и преподавания. Вместе с тем современная мировая концепция образования в корне меняет его парадигму, нацеливая вузы на создание каждому человеку условий для формирования и развития его творческого потенциала через решение таких важных задач, как «научить познавать», «научить действовать», «научить жить в обществе» и просто — «научиться жить».

Важно отметить, что тип обучения «научить познавать» в большей мере направлен на овладение методами познания, которые можно рассматривать и как средство, и как цель жизни человека и в меньшей мере на приобретение упорядоченных и кодифицированных знаний. Но специфика подготовки выпускников вуза культуры и искусств как раз и состоит в том, что они должны в полной мере овладеть профессиональными умениями и навыками (петь, танцевать, играть на музыкальном инструменте и т. п.) и приобрести упорядоченные и кодифицированные знания по определенной специальности.

Каждый выпускник должен обладать не только навыками, помогающими ему понимать окружающий мир, но и природными данными, позволяющими овладеть профессией в области культуры и искусства. В основе общества знания «лежит возможность находить, производить, обрабатывать, преобразовывать, распространять и использовать информацию с целью получения и применения необходимых для человеческого развития знаний. Оно опирается на концепцию общества, которое способствует расширению прав и возможностей, что включает в себя понятия множественности, интеграции, солидарности и участия» [1, с. 29].

Возможность создания подлинного общества знания, благодаря развитию глобального информационного общества, в полной мере гарантируется свободой выражения мнений и свободой научного поиска и творческой деятельности. Свобода выражения мнений базируется на открытости и диалоге, которые влияют на отношения между гражданами и социальными группами внутри общества знания. Без свободы выражения мнений, которая находит свое проявление в толерантности, не может быть ни обмена, ни публичной дискуссии. Свобода выражения мнений является гарантией жизнеспособности связей, которые объединяют граждан в определенном обществе, формируют их толерантность. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям. Оно означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность.

В XXI в. толерантность стала одной из нравственных основ мирового сообщества. Термин «толерантность» оказывается ключевым понятием, эвристическим для понимания политических, социальных, культурных процессов и тенденций нового века. При всем многообразии определений принятая Генеральной конференцией ­ЮНЕСКО на ХХVШ сессии в 1995 году Декларация принципов толерантности определила это понятие как:


Являясь результатом накопления человечеством опыта совместного существования на Земле множества народов, стран, культур, цивилизаций, идея толерантности на протяжении Нового времени медленно, но неуклонно проникала в сознание народов, становясь важным элементом их культуры. В течение последних десятилетий она превращается в доминирующую тенденцию, становясь императивом нового века, общей тенденцией мирового процесса. Необходимо подчеркнуть, что культура толерантности должна бережно взращиваться, преодолевая традиции вековой интолерантности, традиционного противопоставления «мы» (хорошие) — «они» (плохие). «Вопрос о толерантности давно ставился социальными мыслителями в связи с исследованием базовых форм социальных связей и определялся решением вопроса о том, что движет людьми в обществе конфликт, «борьба всех против всех», классовая или социал-дарвинистская борьба за выживание, или все-таки первичными являются отношения солидарности, взаимопомощи и взаимопонимания. В зависимости от решения этого принципиального вопроса толерантность может интерпретироваться как инструментальная норма, определяемая как возможность игнорировать другого, «позволять» ему сохранять свою специфику и автономно сосуществовать с ним, или же как одна из базовых культурных ценностей, один из универсальных поведенческих образцов, предполагающих не только сохранение и приумножение многообразия социокультурной реальности, но и живую заинтересованность в специфике другого, ее творческое использование и приумножение ради общего блага. Толерантность нередко понимается как последствие инклюзивности, т. е. способности принять иные ценности и нормы, не отказываясь от своих, а структурно встраивая их в собственную культуру, расширяя, таким образом, ее потенциал» [2, с. 4].

Проблема толерантности для полиэтнического, поликультурного, полирелигиозного российского общества является весьма актуальной. Толерантность обнаруживает себя как главный бренд общественного развития, интенция общечеловеческих интересов и потребностей. В связи с этим открытие Института толерантности в университете стало важным шагом в диалоге культур, в развитии нового уровня общественного сознания и современной этической доктрины, претендующих на центральное место «в оси координат ХХI века».

Институт толерантности был открыт совместно с Всероссийской государственной библиотекой иностранной литературы им. Рудомино (ВГБИЛ). В церемонии открытия Института приняли участие директор ВГБИЛ и директор Благотворительного фонда «Институт толерантности» Екатерина Юрьевна Гениева, а также представители аппарата Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, председатель Совета народных депутатов Кемеровской области, руководители департаментов и отделов администраций Кемеровской области и г. Кемерово, уполномоченный по правам человека в Кемеровской области, руководители вузов Кузбасса, священнослужители, руководители и представители общественных организаций малочисленных коренных народов Кемеровской области и другие.

Проведенные мероприятия были первыми творческими контактами с Институтом толерантности г. Москвы. Именно они легли в основу дальнейших отношений Кемеровского государственного университета культуры и искусств и ВГБИЛ.

В рамках деятельности Института толерантности намечена реализация ряда проектов, способствующих формированию толерантности выпускников университета. Среди них:


Основой толерантных отношений, как на уровне межгосударственного и глобального взаимодействия, так и на внутривузовском, выступают нормы равенства и взаимного уважения, признание своеобразия и уникальности каждого субъекта (студента, аспиранта, преподавателя, сотрудника и т. п.) в качестве условия свободного и прогрессивного развития.


Литература


1. К обществам знания. — Изд-во ЮНЕСКО, 2005 / Towards knowledge societies: UNESCO world report, 2005.

2. Ашин, Г. К. Волкова, Г. И. Глаголев, B. C. и др. Культура толерантности: опыт дипломатии для решения современных управленческих проблем: уч. пособие / Под ред. И. Г. Тюлина. М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет), 2004. 304 с.

_______________________________________________

Кудрина Екатерина Леонидовна - доктор педагогических наук, профессор, ректор Кемеровского государственного университета культуры и искусств