Информация и средства телекоммуникации стали сегодня факторами, определяющими способность обеспечить стратегическую стабильность и развитие общества и государства в целом. От того, как осуществляются сбор, хранение и распространение информации, как функционируют системы связи и передачи информации, зависит эффективность работы всего государственного механизма, а значит, и благосостояние общества.
С точки зрения масштабов информационной системы, объемов обрабатываемых данных в реальном масштабе времени, ЕИИС «Соцстрах» на сегодняшний день является уникальной в России.
ЕИИС «Соцстрах», запущенная в эксплуатацию в 2000 году, объединяет сегодня почти все региональные отделения ФСС. В ней используется более 20 тыс. персональных компьютеров и содержатся данные на 3 млн. страхователей (предприятий), где трудится около 58 млн. работников. Во всех регионах эксплуатируется персонифицированный банк данных на 15 млн. льготных категорий граждан. В любой момент практически любая профильная информация (данные о численности производственного персонала предприятий, фонде заработной платы, страховых платежах, частоте заболеваемости работников, выплатах по листкам нетрудоспособности, предоставлении пособий в связи с рождением ребенка, о случаях производственного травматизма, профессиональных заболеваниях и т.д.) может быть запрошена руководителями и специалистами центрального аппарата Фонда, и ответ на запрос приходит в течение нескольких десятков секунд. Система позволяет компьютеризировать делопроизводство и документооборот, а также отслеживать и контролировать, вплоть до копейки, любые финансовые потоки, выплаты и затраты, связанные, как с обеспечением непосредственно страховых функций, так и поддержанием жизнедеятельности Фонда и его структур.
Возможности системы позволяют получать данные в отраслевом и территориальном аспектах, в масштабе отдельного города, региона или федерального округа, производить выборки, устанавливать корреляционные связи и зависимости, обобщать или, наоборот, максимально детализировать информацию. ЕИИС «Соцстрах» действует уже 4 года, за этот срок накоплены огромные массивы информации, позволяющий системе превратиться из регистратора оперативных данных, используемых в повседневной практике, в инструмент для серьезной аналитической работы.
Теперь планируется переход к следующему этапу, цель которого — дать возможность пользоваться нашей системой внешним организациям. Предполагается, что любой страхователь может стать абонентом нашей корпоративной сети и в системе удаленного доступа увидеть состояние своих взаиморасчетов с Фондом, отследить все финансовые потоки, в том числе начисленные пени.
Базой для развертывания ЕИИС «Соцстрах» в масштабах всей страны является Единая корпоративная сеть передачи данных (ЕКСПД) ФСС РФ.
Система административных подразделений ФСС РФ (рис. 1) представляет собой иерархическую (древовидную, многоуровневую) структуру с жестким подчинением.
Рис. 1. Схема административного подчинения структурных подразделений ФСС РФ.
Центральный узел здесь отвечает за формирование виртуальных каналов (туннелей). В нем располагаются общие для всей ЕКСПД сервисы (в настоящее время расположен в ЦА).
Второй уровень – региональные отделения ФСС РФ. Они расположены в областных центрах, краях, республиках, автономных округах (исключения составляют Эвенкийский автономный округ – входит в состав Красноярского края; Московская область и Ленинградская область – являются самостоятельными единицами). Каждому РО присвоен номер, соответствующий официальному коду региона.
Третий уровень – филиалы региональных отделений и их представители. Они расположены в районных центрах и подчиняются региональным отделениям.
Сотрудники департамента информационного обеспечения (ДИО) Фонда и отделов информационного обеспечения (ОИО) региональных отделений отвечают за работу программно-аппаратных комплексов ЦА, ЦУ, РО, Ф РО и РП РО. В их зону ответственности входит также обслуживание телекоммуникационного каналообразующего оборудования и взаимодействие с региональными операторами связи, предоставляющими телекоммуникационные услуги.
Логическая структура сети должна базироваться на нескольких ключевых критериях:
Наличие политики фильтрации и авторизации в сетевом оборудовании позволяет гибко и централизованно управлять системой безопасности сети, предотвращая и регистрируя попытки несанкционированного доступа к сетевым ресурсам.
Активное сетевое оборудование (АСО) – совокупность устройств, осуществляющих и контролирующих процесс передачи информации между средствами вычислительной техники в рамках ЛВС. В их функции входит: передача пакетов информации по кабельной системе, контроль среды передачи, обеспечение сохранности и достоверности передаваемой информации, выбор необходимого маршрута передачи пакетов.
Активное сетевое оборудование обеспечивает предоставление следующих услуг:
Выбор оборудования компании Cisco обусловлен широким ассортиментом предлагаемых устройств, позволяющим создать законченное решение на базе оборудования одного производителя, а также удачным сочетанием цены и производительности данного оборудования.
Оборудование Cisco выгодно отличается повышенной надежностью и отказоустойчивостью, обусловленными как подбором элементной базы, так и встроенными средствами горячего резервирования блоков и модулей. Немаловажным фактором является развитая сеть сервисной поддержки.
Дополнительным аргументом при выборе активного сетевого оборудования явилась легкость интеграции с различными средствами сетевого управления и мониторинга.
При модернизации ЛВС ЦА были выполнены следующие мероприятия:
Рис. 2. Структурная схема локальной вычислительной сети регионального отделения Фонда социального страхования ( ЛВС РО ФСС РФ).
Локальная компьютерная сеть ЦА ФСС РФ объединяет в своем составе автоматизированные рабочие места и коммуникационное оборудование объекта и обеспечивает поддержку функционирования подразделений в автоматизированном режиме и реализацию функций управления и диагностики оборудования, входящего в состав локальной сети.
В настоящее время реализуется пилотный проект создания системы внутренних, корпоративных сервисов ЕКСПД ФСС РФ с использованием двух региональных отделений и центрального аппарата Фонда.
Проектируемая система предназначена для обеспечения подразделений Фонда следующими сервисами:
Схема функциональной структуры системы представлена на рисунке 3.
Рис. 3. Схема функциональной структуры системы сервисов.
В практику вошли так называемые пилотные проекты, позволяющие в условиях ограниченных территорий и, соответственно, затрат отработать не только технологические решения, но и оценить потребность в ресурсах при внедрении этих решений на федеральном уровне. Примерами таких проектов являются организация резервных каналов связи, организация на базе ЕКСПД функциональных сервисов и служб и др.
Создание выделенного Центрального узла ЕКСПД Фонда позволит повысить надежность функционирования ЕКСПД, обеспечит возможность определения своей собственной политику маршрутизации, гарантирует сохранение управляемости корпоративной сети, обеспечит возможность дальнейшего развития телекоммуникаций в Фонде, в том числе взаимодействие исполнительных органов Фонда со своими страхователями через глобальную сеть Интернет.
В качестве технологической площадки для размещения Центрального узла ЕКСПД ФСС РФ, способной обеспечить обмен сетевым трафиком между различными операторами связи, планируется станция ММТС-9 системы «Moscow Internet Exchange» (MSK-IX).
У данной архитектуры имеются существенные преимущества.
Интернет-телефония – это голосовая связь по каналам интернета, территориально распределенным сетям (WAN) и другим каналам связи, в которых для передачи данных в виде пакетов используется сетевой протокол TCP/IP. Поэтому для данного вида связи часто используется более общее название «IP-телефония». Для передачи голосового трафика на значительные расстояния в этом случае задействуется уже существующая инфраструктура сетей с коммутацией пакетов данных. Главное получаемое здесь преимущество – низкая стоимость связи. В сетях с пакетной коммутацией одна линия может совместно использоваться для ведения большого количества телефонных разговоров. При применении современных методов компрессии данных для обеспечения одного разговора требуется полоса пропускания не более 13 Кбит/с. Для сравнения, в традиционных коммутируемых линиях связи для каждого телефонного разговора резервируется полоса пропускания 64 Кбит/с. В результате этого международный звонок обходится в несколько раз дешевле, чем через традиционных операторов связи.
© Информационное общество, 2004, вып. 6, сс. 27-33.