Интернет и телевидение: начало конвергенции (дневник практика)

С.В. Ерофеев
ОАО "ТВ Центр"





1985–1998: от глобального телевидения к телевидению в глобальной Сети

Лет 15 назад, когда была в разгаре эпоха телемостов, мой американский коллега Ким Спенсер привез в Москву несколько коробок с аппаратурой. В одной был миникомпьютер – прадед современных ноутбуков, в другой – небольшой монитор и миниатюрная телевизионная камера. Все это легко разместилось на моем рабочем столе. Соединяя все это разноцветными проводами, Ким сказал: “Эту технологию еще никто не использовал в телевидении. Давай попытаемся соединить телевидение и компьютерную технику”. Я ответил “Давай!”, и мы начали готовить советско-американский телемост “Вместе к Марсу”.

Помимо обычных спутниковых телевизионных каналов мы заказали прямые телефонные линии между павильоном “Космос” на ВДНХ и Лабораторией реактивного движения в Пасадене. Они были нужны для того, чтобы параллельно обычному телевизионному мосту провести компьютерные – через черно-белые видеотерминалы а также ноутбуки.

К нашему удивлению новая техника работала замечательно – даже при отвратительном качестве московских телефонных линий. Похоже, это был один из первых опытов соединения телевидения и сетевых технологий. Единственное что мы не смогли тогда сделать – это технически (а не только визуально) соединить все три технологии в единое целое – время еще не пришло. Тем не менее, телемосты 80-х годов (а их в общей сложности было более двухсот) в какой-то степени психологически подготовили общественное сознание наиболее развитых стран к идее глобальных интерактивных информационных потоков. Когда в начале 90-х активно начала развиваться глобальная сеть Интернет, для меня стало достаточно очевидным, что пути телевидения и Интернет должны будут пересечься.

Позднее в книге The International World of Electronic Media я написал: “… electronic media in Russia are awakening from many years of lethargy and are finding new ways into the future” (. . . электронные средства информации в России пробуждаются от многолетней летаргии и ищут новые пути в будущее. – Пер. ред.). Но и тогда я не представлял, что уже через три года одним из реальных новых путей станет конвергенция телевидения и Интернета. В 1995 году это казалось фантафантастикой. Впрочем, и сейчас меня не оставляет ощущение фантастичности этого проекта!

1997–1998: конвергенция становится реальностью

В 1997 году мы начали время от времени натыкаться в зарубежной телевизионной литературе на статьи о возможностях, которые сулит конвергенция телевидения и Интернета. Это были в основном прогностические материалы, и, тем не менее, мы начали готовить почву для технологического прорыва. Осенью того же года мы создали внутри компании небольшой “Интернет-Центр”, который занимался корпоративным сайтом. Однако в наших дальних планах были эксперименты с телевизионным вещанием в Интернете. Жизнь оказалась фантастичнее.

Помог случай, точнее – событие. В июле 1998 года в Москве должны были проводиться первые Всемирные юношеские игры. “ТВ Центр” был хост-бродкастером Игр. Другими словами, мы обладали эксклюзивными правами на телевизионную картинку как в России, так и за рубежом. Такое в телевизионном мире случается редко и стоит много денег. В данном случае нам это ничего не стоило. И первая мысль была – а не попытаться ли нам параллельно вещать в Интернете. Тем более, что это именно то событие, которое может привлечь пользователей Сети во всем мире. Начали наводить справки. В итоге у нас появились партнеры (и какие!) – “Ростелеком” (каналы) и Sun Microsystems (“железо” и софт).

Конечно, для нас это вещание было экспериментальным и поэтому мы его особенно не рекламировали. Эксперимент есть эксперимент – было не совсем понятно, как будет работать оцифровка телевизионного сигнала в реальном времени, будет ли “падать” компьютер, нужен ли сервер-дублер, как давать материалы в записи, и многое-многое другое. И действительно, в первые дни технические проблемы наслаивались одна на другую. По существу, на ходу нужно было объединить телевизионные, компьютерные и интернет-технологии. Некоторые проблемы пришлось решать с помощью кусачек и паяльника. Тем не менее, этот гибрид телевидения и Интернета заработал, и нас начали смотреть! Электронная почта подтверждала, что нас смотрят во всем мире, даже несмотря на то, что мы вещали по-русски.

В целом эксперимент удался и надо было думать о будущем. Мы взяли творческую паузу до осени, чтобы осмыслить, что произошло, и подумать о будущем.

1998: от эксперимента к регулярному вещанию

Статус эксперимента – это что-то вроде игры: если получается – хорошо, нет – попробуем поиграть еще. Наладить же конвейер технологически и психологически труднее – мы берем на себя определенные обязательства перед публикой и должны их выполнять во что бы то ни стало. К тому же запуск конвейера означает определенные материальные затраты (единовременные и переменные), выстраивание работоспособной технологической цепочки, создание новой производственной структуры и, по существу, нового коллектива из специалистов телевидения и компьютерных технологий.

Главная же проблема была в том, что мы были первопроходцами и должны были неизбежно пройти свой путь ошибок. По моей информации, аналогичный проект CNN прорабатывался много месяцев, и на него было затрачено порядка 10 миллионов долларов. У нас, конечно, не было таких денег и были очень ограниченные возможности. Тем не менее мы решили переходить от эксперимента к регулярному вещанию – энергия желания была сильнее боязни провалиться.

Первым делом мы начали составлять сетку вещания и столкнулись с первой же и очень серьезной проблемой – авторскими правами. Оказалось, что мы можем передавать по Интернету только треть программ “ТВ Центра” – на остальные у нас не было прав. Сетка оказалась с очень большими дырами.

Вторая серьезная проблема оказалось технической – серверы Sun не выдерживали прямого вещания в течении 17 часов и регулярно “падали”. После многих дней экспериментов с сеткой и вещанием live мы пришли к выводу, что надо менять идеологию и выстраивать новую концепцию вещания, которая бы предусматривала трансляцию по нескольким “каналам” в режиме live и video-on-demand.

Третья проблема была чисто психологической: оказалось, что несмотря на кажущуюся близость профессий, мышление телевизионщиков и компьютерщиков было разным – и у тех, и у других существовали свои профессиональные штампы, свои представления о том, что и как передавать в Интернете, свои подходы к работе и т. д. Более того, обнаружилось, что нужны новые специальности – на пересечении телевидения и Интернета. Например, “монтажер-оцифровщик” – специалист, сочетающий в себе знания телевидения, компьютерной техники и Интернета. Пришлось на ходу учиться друг у друга и осваивать смежные специальности.

Было много и других, больших и малых, проблем – в частности, выяснилось, что в интересах пользователя вещание должно быть рассчитано на компьютеры с модемами разных скоростей и локальные сети.

В итоге путем проб и ошибок мы пришли к следующей схеме вещания, которая работает и сейчас:

Мы также оборудовали небольшую студию для прямого вещания в Интернете с тем, чтобы готовить специальные программы для Сети.

30 ноября 1998 года на Дне Интернета в “Президент-отеле” в Москве мы объявили о начале регулярного вещания “ТВ Центра” в Сети. Конвергенция телевидения и Интернета в России стала реальностью. В этом легко удостовериться, набрав на компьютере наш адрес: http://ctv.rt.ru

Не подводя итоги

Когда писались эти строки, интернет-вещанию не было и трех месяцев. Подводить итоги рано, но есть поле для размышлений.

Удивило количество желающих смотреть наши программы. По данным “Ростелекома”, количество посещений нашего сайта в октябре было 533321, а в ноябре – 849984! Максимальное количество посещений в день – 42867, среднее – 30740. Если тенденция сохранится, то в 1999 году у нас будет не менее миллиона посещений в месяц. Даже по телевизионным стандартам это большая аудитория.

География наших зрителей не менее впечатляюща. По отчетам “Ростелекома”, наши программы регулярно смотрят более, чем в 60 странах. При этом количество посещений из России составляет всего 15%.

Непонятен наш зритель. Ясно, что он более образован, более динамичен, более интеллектуален. Нужны серьезные маркетинговые исследования.

Нам уже сейчас совершенно очевидно, что для интернет-вещания нужно специально готовить программы. Как оказалось, восприятие телевизионной картинки в Интернете несколько отличается, поэтому нужны более короткие программы, как ни странно – более длинные планы, желательно больше крупных планов и т. д.

Многие зрители просят сделать возможным доступ в архив наших программ. Для нас это означает дополнительные расходы и штат. Нужно ли в этом случае делать доступ ограниченным или платным?

Возникает много вопросов с авторскими правами, ответов на которые нет – не разработано ни российское, ни зарубежное законодательство об интернет-вещании.

Много возникает вопросов о спонсорской и прямой рекламе в наших программах (с баннерной более или менее все понятно). Нам уже сейчас совершенно очевидно, что для интернет-вещания нужно специально готовить программы. Как оказалось, восприятие телевизионной картинки в Интернете несколько отличается, поэтому нужны более короткие программы, как ни странно – более длинные планы, желательно больше крупных планов и т. д.

Что дальше?

Интернет-вещание отличается от обычного телевизионного двумя основными параметрами: оно глобально (охватывает практически всю планету) и оно на порядок дешевле. Видимо, эти параметры и определят развитие телевизионного вещания в Интернете в будущем.

Новая технология настолько проще традиционной, что уже сейчас даже частные лица могут создавать свои “телестанции”. Совершенно очевидно, что со временем будут возникать специализированные каналы – музыкальные, спортивные, детские и т. п. Скорость передачи телевизионного изображения в Сети будет возрастать, а качество картинки улучшаться.

Со временем телевизор и компьютер должны будут объединиться в единое целое. И тогда будет не очень важно для зрителя – смотреть телевидение в Интернете или же пользоваться Интернетом в “ящике”. “ТВ Центр” занимается и Web TV, но это уже другая история.


© Информационное общество, 1999, вып. 2, с. 54 - 56.