Я хочу остановиться на одном из проектов, который сейчас выполняется в рамках ГЦП «Электронная Москва». Но сначала несколько слов о том, как создавалась программа.
К моменту подготовки ГЦП «Электронная Москва» сложилась противоречивая ситуация – с одной стороны, возникли новые важные задачи информатизации, а с другой – их решение невозможно организовать в рамках традиционного формата управления информатизацией, ориентированного на создание разрозненных отраслевых (вертикальных) информационных систем.
В связи с этим возникла необходимость создания программы информатизации нового типа, которая ориентирована на реализацию важных приоритетов современного этапа движения к информационному обществу. Был сформулирован ключевой принцип ГЦП «Электронной Москвы» – при всей важности отраслевых подпрограмм, весь спектр которых полностью представлен в программе, основной акцент на первом этапе должен быть сделан на обосновании и реализации системы интеграционных (горизонтальных) подпрограмм и мероприятий. Задержка в их реализации приведет к усугублению ситуации, еще большему обособлению систем и, как следствие, к невозможности их взаимодействия или сверхвысоким затратам на обеспечение этого взаимодействия. Осложнится также решение задачи по обеспечению возможности использования элементарных информационных услуг социально необеспеченными слоями населения.
К интеграционным и обеспечивающим проектам, призванным повысить эффективность создания новых и интеграцию существующих информационных систем, относятся:
Интересно, что эти две подпрограммы очень разные. Если говорить о среде электронного взаимодействия, то она представляет собой комплекс информационных и программно-технических средств, организационных мероприятий и документов, позволяющих создать единое информационное пространство и обеспечить взаимодействие информационных систем и приложений между собой.
Одной из наиболее важных задач здесь является сетевая интеграция информационных ресурсов отраслевых комплексов между собой и с территориальными информационными системами. В соответствии с программой требуется обеспечить разработку и применение с учетом выбранных стандартов:
Что касается подпрограммы создания унифицированных прикладных платформ для городских информационных инфраструктур, то здесь одной из важных причин недостаточной эффективности информатизации является отсутствие централизованно формируемых и независимо используемых прикладных программно-технических платформ для создания различных городских информационных систем, а также отсутствие развитой централизованной инфраструктуры по обслуживанию городских прикладных информационных систем, по организации эффективного предоставления услуг этими системами и по поддержке пользователей этих систем. С этой точки зрения требуется реализовать существенно более простой технологический подход, но гораздо более сложный политически, поскольку он требует иного устройства самих информационных систем. А для этого нужна серьезная воля, серьезное политическое решение.
О чем идет речь в подходе к унифицированным прикладным платформам? Кратко – это предоставление прикладных услуг. В мире тенденция предоставления прикладных услуг (или услуг прикладных платформ) развивается в разных направлениях. Посмотрим на примере с дистанционным обучением, как обстоят дела в этой области в Соединенных Штатах Америки.
Здесь действуют три типа организаций, предоставляющих услуги дистанционного образования.
Первый тип – это, конечно, традиционные университеты, колледжи или другие образовательные учреждения, которые, видя перспективность образования через Сеть, начинают в дополнение к обычному образованию предоставлять услуги дистанционного обучения.
Второй тип компаний – это университеты нового типа (их довольно много), созданные исключительно для предоставления образовательных услуг через интернет, которые не имеют обычного контингента студентов.
И третий тип компаний, которые активно работают на этом рынке, хотя сами не предоставляют никаких образовательных услуг, – это операторы систем прикладных платформ. Эти компании не имеют студентов. Их услугами, как правило, пользуются учреждения первого типа (традиционные университеты), у которых много суеты с очными студентами.
Компании третьего типа разворачивают мощнейшие программно-технические комплексы, на которых любой университет, с позиций единых методологий, которые поддерживаются этими прикладными комплексами, может развернуть собственную систему дистанционного обучения. Помимо этого, подобные компании оказывают очень широкий спектр других услуг.
Таких примеров можно привести очень много, причем не только в сфере образования (например, в медицине и т.п.). В России подобные организации действуют в области поддержки и оказания бухгалтерских услуг и т.д.
Подпрограмма, связанная с прикладными платформами в рамках ГЦП «Электронная Москва», нацелена на то, чтобы выяснить потребности городских структур в подобного рода услугах, подготовить технико-экономическое обоснование (ТЭО) создания мощных программно-технических комплексов, на которых будут развернуты прикладные платформы. ТЭО покажет эффективность проекта, который, мы надеемся, станет одним из механизмов наведения порядка в городских информационных системах с точки зрения их унификации, устранения дублирования, облегчения взаимодействия, повышения безопасности и многих других функций.
Для эффективного использования прикладных платформ в городе необходима серьезная телекоммуникационная инфраструктура, которая позволит перейти от сотни разрозненных систем к одной мощной прикладной системе, обслуживающей многих пользователей и много задач. Эта задача потребует:
Предполагается, что заказчиками услуг прикладных платформ могут быть департаменты, комитеты, подразделения Правительства Москвы, которые определяют потребности в оказании информационных услуг. Внедрение прикладных платформ позволит обеспечить интеграцию разрозненных баз данных и других информационных ресурсов в единую систему городской информационной инфраструктуры.
© Информационное общество, 2004, вып. 3-4, сс. 156-158.