Информационные технологии и эффективность работы государственных организаций


О.К. Дергунова



Стенограмма выступления на конференции «Государство в XXI веке», 6 апреля 2005 г., Москва

Конференция для нас – это большая ответственность, потому что, с одной стороны, она создает возможность для диалога, построения и развития отношений, а с другой стороны, это конференция, на которой мы, общаясь с реальными и потенциальными заказчиками, получаем обратную связь, в которой заинтересованы и мы, и наши партнеры. На конференции мы получаем «наказ»: над чем нам работать на следующий год. С каждым годом количество этих наказов и поручений все возрастает. Три года назад наша первая конференция проходила в двух залах. Тогда мы пытались найти примеры, проекты и реализации в области электронного правительства, и это было достаточно сложно. В этом году мы будем работать в четырех залах, в каждом зале как минимум по три-четыре доклада, и примеры успешных реализаций в области электронного правительства – это то, о чем вам будут рассказывать ваши коллеги. Произошло кардинально движение вперед и развитие всех проектов и процессов, связанных с использованием информационных технологий в органах государственной власти. И нам очень отрадно, что мы приняли участие в этом процессе и каким-то образом ему способствуем.

Не так давно, в конце 2004 года, журнал «The Economist» опубликовал результаты опроса европейских представителей органов государственной власти о том, какие приоритеты они ставят перед собой и как они оценивают, с точки зрения важности, инициативы по развитию и распространению информационно-коммуникационных технологий в своих странах. Более половины опрошенных отметили три главные инициативы:


Эти три главных приоритета созвучны тем инициативам, которые впоследствии Европейское государство сформулировало как так называемую «Лиссабонскую повестку» (Lisbon Agenda). Те приоритеты в области информационных технологий, которые сформулировали для себя европейские страны и Россия, очень созвучны друг другу. Приоритеты России по развитию информационно-телекоммуникационных технологий полностью соответствуют и делают нас совместимыми с интересами, задачами и технологиями государств, которые работают во всем мире.

Какие это приоритеты государственной политики? Доступность информационных технологий для граждан, использование информационных технологий для развития экономик своих стран, совершенствование предоставления услуг государства за счет внедрения решения электронного правительства, использование технологических стандартов, обеспечение безопасности национальной технологической инфраструктуры и развитие инновационных областей экономики, обеспечение конкурентного уровня в исследованиях и научных разработках.

Мы хотим остановиться на некоторых из этих приоритетов, рассмотреть их более подробно, и этому будут посвящены многие секции на нашей конференции.

Я затрону несколько приоритетов с тем, чтобы рассказать, что Microsoft делает с точки зрения соответствия этим приоритетам, каков наш вклад в осуществление их как в мире, так и в России, и остановлюсь на тех вопросах, которые кажутся нам особенно важными.

Не секрет, что от доступности информационных технологий реально зависит готовность общества к их восприятию. Для быстрого внедрения информационных технологий важны как подготовка кадров (начиная со школьников и студентов), так и воспитание культуры использования информационных технологий среди взрослого населения, профессионально работающего в разных отраслях.

Если раньше считалось, что успех внедрения информационной технологии определяется ее качеством, то сегодня стало ясно, что он зависит исключительно от скорости достижения определенной критической массы потребителей, необходимой для того, чтобы эта технология стала стандартом.

Скорость внедрения информационных технологий возросла многократно, и от того, насколько готовы люди к восприятию этих технологий, во многом зависит развитие технологий в стране и в экономике.

Поэтому Microsoft как лидер в области разработки программного обеспечения для персональных компьютеров всегда работал, работает и будет продолжать работать с системой образования. В сентябре прошлого года мы объявили инициативу, которая называется «Партнерство в образовании» («Partners in Learning»). Это мировая программа, к которой Россия присоединилась в 2004 году и которая позволяет нам как российскому представительству Microsoft инвестировать около 1 млн. долларов ежегодно в развитие системы образования в России. Куда расходуются эти деньги? Прежде всего, на создание методических материалов, на построение и на помощь в построении систем образования на базе школ и университетов. Это мы называем Академией информационных технологий, куда люди могут прийти после завершения рабочего дня, после завершения обучения и повысить свои знания в области информационных технологий. На сегодняшний день более 140 таких академий работают в разных городах России.

Второе направление этой программы – обучение педагогов. Мы предоставляем методические материалы, по которым педагоги могут учить школьников и студентов. За предыдущие несколько лет, совместно с компанией Intel, нами обучено более 100 тыс. педагогов. Мы ставим перед собой задачу обучить новым технологиям и их использованию более 300 тыс. преподавателей в течение трех лет.

Хотелось бы отметить еще одну нашу инициативу, к которой присоединились многие компании в России. Она называется «Вторая жизнь компьютера». Когда коммерческие и государственные организации передают использованные компьютеры в дар школам, чтобы те могли продолжать использовать это оборудование. И мы со своей стороны как производители программного обеспечения передаем программное обеспечение на эти компьютеры. Не секрет, что степень насыщенности компьютерами нашего школьного образования пока еще не очень высока, поэтому те компьютеры, которые коммерческие и государственные компании отдают во вторичное пользование, приносят большую пользу, предоставляя в том числе доступ в интернет, к новым информационным технологиям. С марта 2004 года уже 800 школ получило более 9 тыс. компьютеров.

Когда появляются подготовленная рабочая сила, знания, навыки, перед государством встает следующий вопрос: как эти навыки использовать. Здесь мы подходим ко второму приоритету государства: как воспользоваться преимуществами информационно-коммуникационных технологий для целей развития экономики. В 2004 году исследовательская компания IDC провела анализ 19 стран Европы по влиянию информационных технологий на национальные экономики. Мы все понимаем, что ИТ имеют двоякую природу: с одной стороны, это сама индустрия, создающая информационные технологии, которая вносит вклад в развитие национальных экономик. А с другой стороны, это инструменты, от использования которых в других индустриях повышается производительность труда и происходит косвенное влияние на эффективность связанных отраслей экономики. Если посмотреть на эти 19 стран, то практически 300 млрд. долларов – это тот вклад в национальные экономики, который дают индустрии информационных технологий в совокупности, и где 200 млрд. дополнительных налоговых поступлений – это тот фактор влияния, который позволяет считать индустрию информационных технологий важным элементом развития национальных экономик.

Интересно посчитать степень влияния основных технологий на совокупную и связанную занятость. Подсчитали, что на каждый доллар инвестиций в программное обеспечение Microsoft, которые расходуют наши заказчики (государственные службы, коммерческие организации), в среднем приходится связанных дополнительных 8 долларов, которые зарабатывают наши партнеры. 8 долларов приходит в связанную экономику, и это тот дополнительный вклад, который информационные технологии вносят в развитие национальной экономики. Помимо этого, выяснилось, что более 55% специалистов, занятых в области информационных технологий в России (это около 200 тыс. человек), так или иначе связаны с технологиями Microsoft. Для нас это большая ответственность, поэтому мы так заинтересованы в том, чтобы те люди, которые связывают свою жизнь с разработкой или использованием программного обеспечения, ощущали себя востребованными.

Есть индикаторы, которые, с одной стороны, удивляют, а с другой, отражают реальность. Это показатель: сколько затрат на аппаратное обеспечение приходится на каждый доллар, потраченный на программное обеспечение. Россия по этому показателю оказалась лидером: на каждый доллар, который затрачивается на программное обеспечение Microsoft, 18 долларов приходится на затраты на оборудование. С одной стороны, кажется здорово: мы помогаем производителям оборудования развивать свой бизнес. Однако, к сожалению, это является косвенным показателем высокого уровня пиратства на территории России. И государство все больше и больше осознает, что интеллектуальная собственность является важным активом, который точно так же, как любой другой актив экономики, должен систематично управляться, анализироваться, капитализироваться и быть востребованным в национальных экономиках. За последний год сделаны существенные шаги по изменению законодательства в области охраны авторских прав. Мы активно это приветствуем, участвуем в этом процессе. Важно помнить, что соблюдение авторских прав – это не разовая акция, это некий систематический процесс, который требует построения определенных процедур внутри организаций, в том числе внутри государственных служб, для того, чтобы систематично предотвращать появление нелицензионных копий. Мы знаем как помочь вам в этом процессе: есть специальные технологии и методики, об этом мы вам рассказывали и будем рассказывать, и этому посвящена отдельная секция на конференции.

Важен тот уровень влияния, которое будет оказывать на экономику страны уменьшение использования нелицензионных продуктов. Снижение уровня пиратства на 10% в России позволит увеличиться IT-рынку более чем в два раза. Это тоже данные компании IDC. Эти исследования доступны, вы можете с ними ознакомиться. Важно отметить, что IT-технологии и интеллектуальная собственность, являясь важным активом, способствуют повышению конкурентной способности национальной экономики. А этот фактор, в первую очередь, связан с таким показателем как производительность труда. Когда проанализировали уровень производительности труда в США с 1960 по 2000 годы, оказалось, что более 60 % влияния на рост производительности труда оказали информационные технологии и наиболее качественным рост оказался в коммерческом сегменте. Государственные службы в США по этому показателю немного отставали, но на рубеже 2000 года показатели эффективности использования информационных технологий в разных сегментах американской экономики сравнялись. Из этого можно сделать вывод, что повышение производительности труда как в коммерческих, так и в государственных организациях – одинаковые процессы и управляются они приблизительно одинаково. Безусловно, есть некие вариации, но ничто не препятствует на сегодняшний день повышению производительности труда в государственных службах с помощью информационных технологий. Делать это надо целенаправленно и осознанно.

Проанализировав расходы государства в ВВП по разным странам, можно сделать вывод, что Россия отнюдь не является лидером по эффективности в государственных затратах. Это означает, что нам есть, к чему стремиться. Подсчитав, сколько может дать выигрыш в ВВП от повышения производительности труда, мы получили, что повышение производительности труда на 5% дает 10 млрд. долларов дополнительных доходов в ВВП страны. Понятно, что ВВП страны на 2005 год – 600 млрд., но 10 млрд. – тоже большой показатель. Оборот всей IT-индустрии в 2004 году составил 7 млрд. От простого повышения производительности труда на 5% в органах государственной власти мы приходим к созданию новой IT-индустрии, сопоставимой по размеру. Как к этому прийти – этой проблеме посвящена наша сегодняшняя конференция.

Есть три важных направления, которыми мы занимаемся: организационные изменения, изменения в выполнении закупок для государственных нужд, изменение административных регламентов, то есть административная реформа и использование информационных технологий для проведения этой административной реформы, построения новых административных регламентов.

Сегодня уже есть примеры успешной реализации организационных изменений. Это Министерство по налогам и сборам, в данном случае, Федеральная служба по налогам и сборам, построенная по принципу «одного окна», что было бы невозможно без использования информационных технологий. И хороший пример – информационная система управления жилищно-коммунальным хозяйством в республике Татарстан, которая разрабатывалась с помощью нашего партнера. Мы все понимаем, что сегодня ни одна масштабная реформа не может пройти без использования информационных технологий и без участия сотрудников информационно-технологических служб: и масштаб изменений, и масштаб обработки данных, и скорость обработки данных требуют иных подходов и методов к организационному управлению информационными технологиями.

Оптимизация государственных закупок решается разными способами, но от консолидации и принятия правильных решений зависит и эффективность, и стоимость процесса принятия решения, и, в конечном итоге, осуществление закупок. Уже есть хорошие примеры оптимизации государственных закупок, о которых мы будем рассказывать на нашей конференции.

Важно отметить, что, с одной стороны, меняется законодательство в области государственных закупок, которое более четко регламентирует подходы, а с другой стороны, меняются подходы к бюджетированию, планированию и учету средств, расходуемых на информационные технологии.

Возвращаясь к мысли о том, что информационные технологии и интеллектуальная собственность являются важным активом государства, отметим, что от того, насколько этот актив правильно бюджетируется, планируется и расходуется, во многом зависит эффективность управления бюджетами в каждой конкретной организации. Поэтому, если пять лет назад мы или другие поставщики приходили к вам и предлагали приобретать товары и услуги одномоментно, разовым платежом, то сегодня все чаще формируются платежи с рассрочкой по годам. Этот промежуток времени может составлять три года, а может составлять подписку на любое удобное для вас количество лет. Но переход к новым моделям лицензирования, новым подходам оптимизации управления финансовыми потоками требует во многом изменения подхода государства к бюджетному планированию, к классификации затрат и к тому, как эти затраты учитываются в балансе ваших организаций. Работы в этом направлении ведутся, и мы очень надеемся, что через несколько лет подход к планированию и бюджетированию в государстве станет более оптимальным, что расширит ваш портфель решений и ваши возможности по принятию решений и оптимизации финансовых потоков в организациях.

Изменению административных процессов и регламентов будет посвящена отдельная секция. Это чрезвычайно важное направление, потому что от появления новых регламентов, от перевода их в электронную форму и от одновременного изменения административных регламентов и оптимизации back-офисных служб, которые обеспечивают эти процессы, по данным компании McKenzie, происходит от 35 до 40% экономии без ущерба для оптимизируемых процессов.

Мы гордимся тем, что нам была дана возможность в этом году в открытой конкуренции с другими решениями продемонстрировать наше предложение и выиграть конкурс в Министерстве информационных технологий и связи на построение модели и архитектуры электронного правительства. Об этом вам расскажет Александр Данилин.

Четвертый приоритет государства – построение стандартов, этому также будет посвящен отдельный доклад, который прочитает Игорь Агамирзян, директор по стратегии Microsoft в России и странах СНГ (прим. редакции –опубликован в этом номере). Мне хотелось бы остановиться на одном важном тезисе: стандарты, которыми мы располагаем, стандарты, в которых Microsoft принимает участие, являются отражением внимания, которое наша компания уделяет интеллектуальной собственности и исследованиям разработки. Те продукты и технологии, которые вы используете, являются результатом миллиардных вкладов Microsoft в исследования и разработки. За последний год Microsoft зарегистрировал более 3000 патентов, из которых часть пошла в публичный доступ. З000 патентов в год – это 25% от общего количества поатентов, зарегистрированных на территории России отечественными и зарубежными компаниями в прошлом году. Безусловно, Microsoft является лидером в области лицензирования и патентования информационных технологий.

Наконец, пятый по перечислению, но, наверное один из первых по значимости в нашей стране приоритет государства – это, конечно, приоритет в области построения национальной технологической инфраструктуры и развития вопросов безопасности при ее построении. Начиная с 2002 года, Microsoft в России принял решение и начал активную работу в рамках программы Government Security Program по предоставлению доступа к исходным кодам своих продуктов для определенных служб. Мы начинали работать с Федеральным агентством правительственной связи и информации, на сегодняшний день эти работы по анализу исходных кодов Windows ведутся с ФСБ и МКЦ «Атлас», и я рада сообщить, что мы приступили к анализу исходных кодов Microsoft Office 2003. Это новый шаг в развитии этой программы, и результатом этих работ, а также связанных с ними вопросов сертификации и лицензирования наших продуктов для использования в органах государственной власти является анализ, который проводит Федеральная служба технического и экспортного контроля, бывшая Гостехкомиссия. Результатом этого анализа является уже существующий сертификат на Microsoft Windows XP и Microsoft Windows XP SP2, на подходе Microsoft Windows Server 2003, на сертификации находится также Microsoft Office 2003, и на-днях мы получили сертификат от Гостехкомиссии на Microsoft SQL Server 2000. Наличие всех этих продуктов, часть из которых уже сертифицирована, часть из которых на подходе, позволяет вам строить целостное решение на платформе Microsoft Office, используя все необходимые компоненты.

Отдельное спасибо мы хотим сказать нашим коллегам из ФСБ и из Гостехкомиссии, потому что исследование исходных кодов продуктов – это многодневный тяжелый труд и большая ответственность. И мы гордимся тем, что наша компания сегодня – первая по масштабу анализов своих продуктов, и надеемся, что наше целостное решение будет востребовано в ваших задачах.

За последние три года произошло существенное сближение интересов государства и представителей IT-индустрии в России. Если три года назад мы спорили о том, кто должен заниматься законодательством, кто кому должен помогать, у кого какие приоритеты, то сегодня мы работаем рука об руку. Очень важно, что голос индустрии услышан и делаются конкретные шаги, принимаются конкретные решения, которые помогают нам развиваться. Индустрия информационных технологий в последние несколько лет росла на 24% в год. Надеемся, что благодаря новым решениям в развитии законодательства она будет расти больше. Министерством информационных технологий и связи разработана одобренная Правительством России в прошлом году Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года. Активно обсуждаются вопросы создания особых экономических зон и технопарков. И это позволяет с оптимизмом смотреть на то, что будет появляться критическая масса изменений, которая позволит вам наиболее эффективно внедрять информационные технологии. Наша задача – вместе с вами искать те точки приложения усилий, которые позволят ускорить процесс внедрения IT. Будет ли это сертификация продуктов, обучение пользователей или создание моделей и архитектур электронного правительства – в любом случае у нас есть ресурсы, мы знаем, как это делать, мы готовы вам помочь.

Ссылки:

1 Статья подготовлена на базе выступления Ольги Дергуновой на третьей ежегодной конференции «Государство в XXI веке». Дополнительную информацию можно найти на веб-сайте конференции «Государство в XXI веке» по адресу: http://www.microsoft.com/rus/gov 2005.


Дергунова Ольга Константиновна - Президент Microsoft в России и СНГ.


© Информационное общество, 2005, вып. 2, с. 50-54.