Технологии и средства для интенсификации инновационной деятельности

___________________________________________

В.В. Попов




Несмотря на принимаемые Правительством Российской Федерации меры, конкурентоспособность России остается низкой (семидесятые позиции в рейтинге 117 стран мира), что подтверждается малым количеством инноваций (в 17 раз меньше, чем в Японии, в 8 раз меньше, чем в США) и малым объемом производимой гражданской наукоемкой продукции, представленной на мировом рынке (в 120 раз меньше, чем США, в 20 раз меньше, чем Китай). Ничтожно участие в создании наукоемкой продукции российского малого бизнеса. На мировом рынке образовательных услуг доля России лишь 3% (хотя стоимость обучения в России в несколько раз ниже, чем в Европе и США). В целом экономика России при огромном потенциале страны недостаточно диверсифицирована и в большой степени базируется на малоэффективной добыче и использовании природных ресурсов, а степень вовлечения накопленных знаний в хозяйственный оборот в 50—70 раз меньше, чем в развитых странах.

Основная причина: во всех отраслях экономики и промышленности отсутствует инструментарий (специальные технологии и средства) для интенсификации инновационной деятельности, а для экстенсивного пути в стране пока недостаточно средств.

Между тем в России разработаны методология, технологии и средства, позволяющие:


Прототипы средств компьютерной поддержки таких технологий удостоены наград на отечественных и международных выставках. Их апробация позволила получить для различных отраслей экономики и промышленности ряд патентов с потенциально многомиллионными эффектами.

Для доработки технологий по интенсификации инновационной деятельности и создания новых по инициативе ЗАО Корпорация «Университетские сети знаний» (ЗАО «УНИКОР»), обладающего большим заделом в области таких технологий и средств, министры науки и технологий и образования Российской Федерации обратились в 2000 г. в Правительство Российской Федерации с предложением открыть межведомственную программу. Правительство Российской Федерации поручило 12 федеральным органам исполнительной власти, а также РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром» и ЗАО «УНИКОР» подготовить такую программу (поручение от 31.01.2000 г. ИК-П8-02605). В ноябре 2000 года межведомственная рабочая группа, возглавляемая автором данной статьи, разработала и представила проект программы координатору Минпромнауки России, и министерство одобрило проект. Но из-за структурных и кадровых преобразований программа не была открыта. В последние 3 года наши предложения, подкрепленные поддержкой комитетов Совета Федерации, Государственной думы, Экспертного управления Президента Российской Федерации, об открытии программы или крупных комплексных проектов по созданию технологий и средств для интенсификации инновационной деятельности многократно представлялись в Минобрнауки России. Ответы чиновников неизменные: «...предложения очень актуальные и будут учтены при формировании программ и проектов на ... год». Но ничего в этом направлении не делается. В утвержденной Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике «Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года» хотя и отмечается, что: «произошла деградация сферы «генерации знаний»», «использование ... человеческого капитала и накопленных знаний ... проявляется в низком уровне диффузии знаний и инноваций», однако никаких программ и проектов по созданию технологий и средств для интенсификации инновационной деятельности не предусматривается.

Отсутствуют подобные программы и проекты и в действующих в настоящее время 47 федеральных целевых программах (ФЦП) с общим объемом финансирования 682 млрд рублей.

Важность указанных проблем свидетельствует об острой необходимости открытия специальной ФЦП «Технологии и средства для интенсификации инновационной деятельности» с финансированием 25—30 млрд рублей на 5 лет. Учитывая, что разработка и утверждение ФЦП дело не быстрое, необходимо в рамках уже открытых ФЦП реализовать пилотные проекты по наиболее наукоемким направлениям предлагаемой ФЦП.

Российский государственный университет нефти и газа им. И. М. Губкина совместно с ЗАО «УНИКОР» подготовил перечень, включающий более 100 проектов, а также заявки по пилотным проектам для предлагаемой ФЦП и представил их в Минобразнауки России. Однако эти предложения пока не нашли соответствующей поддержки. Считаем, что необходимо объединение научно-технической общественности России для разработки мер, ведущих к открытию ФЦП.

Результатом реализации ФЦП будет резкое повышение эффективности инновационной деятельности в различных отраслях экономики и промышленности, ведущее к увеличению степени диверсификации экономики и конкурентоспособности России. Будут разработаны новые поколения технологий, техники и изделий, направленные, в том числе, на снижение рисков техногенных катастроф, предотвращение террористических актов, повышение экологической, технологической и другой безопасности России. Будут созданы основы современной инновационной культуры, способствующие реализации поддерживаемой многими национальной идеи — «конкурентоспособность и эффективность страны».


© Информационное общество, 2008, вып. 5-6, с. 103-104.

_________________________________

Попов Валерий Васильевич - доктор технических наук, профессор, заслуженный изобретатель Российской Федерации, президент ЗАО Корпорация "Университетские сети знаний", председатель совета директоров ЗАО "НПО "Информ-Система"