______________________________________
Д.А. Милованцев
Современный мир невозможно представить без множества «электронных отношений», связывающих между собой различные элементы общества – граждан, хозяйствующие субъекты, государственные структуры, общественные организации. Развитые страны уже осознали значимость происходящих сегодня перемен и осуществляют стратегические вложения в совершенствование процессов управления, в развитие науки, образования, системы поддержки инноваций, информационно-коммуникационной инфраструктуры, в наращивание информационных ресурсов.
Президент и Правительство России также уделяют самое пристальное внимание вопросам развития информационно-коммуникационных технологий как инструмента решения целого круга задач, возникающих в государственном управлении, экономике, науке, образовании, здравоохранении, социальной сфере. Использование таких технологий в современном информационном обществе является необходимым условием обеспечения соответствия государственного управления ожиданиям и потребностям населения.
Важную роль в выполнении поставленных задач играет федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002–2010 годы)», в рамках которой реализуются проекты широкомасштабного внедрения информационных технологий в государственное управление. Кроме того, Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации разработан ряд концепций, касающихся использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти, развития рынка информационных технологий, региональной информатизации.
Согласно Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года,«основной целью использования информационных технологий является повышение эффективности механизмов государственного управления на основе создания общей информационно-технологической инфраструктуры, включающей государственные информационные системы и ресурсы, а также средства, обеспечивающие их функционирование, взаимодействие между собой, населением и организациями в рамках предоставления государственных услуг».
Логическим продолжением данной Концепции стала утвержденная правительством новая редак- ция ФЦП «Электронная Россия». Документ подготовлен Мининформсвязи России и направлен на создание в нашей стране «электронного правительства».
Переход к активному использованию информационных технологий в органах государственной власти привел к расширению сфер применения ИКТ в государственном управлении и открыл возможности для реализации масштабных проектов, основанных на электронном взаимодействии органов власти между собой, а также с населением и организациями. В настоящее время в большинстве федеральных органов государственной власти внедрены системы электронного документооборота, автоматизированы процессы кадрового учета, управления финансами и бухгалтерского учета, создаются системы поддержки принятия управленческих решений, продолжается формирование территориально-распределенных сетей.
В рамках формирования «электронного правительства» предстоит решить следующие задачи:
Поскольку основными задачами системы мониторинга являются сбор, хранение и обработка информации, оценка состояния и динамики социально-экономических процессов, представление органам власти информационно-аналитических материалов, обеспечивающих поддержку принимаемых управленческих решений, то ключевая роль при создании ее инфраструктуры отводится информационно-коммуникационным технологиям. Использование потенциала ИКТ позволяет находить наиболее эффективные решения жизненно важных проблем. Среди ожидаемых результатов – повышение результативности управления проектами создания государственных информационных систем и уровня их доступности для заинтересованных ведомств, исключение дублирования разработок на уровне отдельных ведомств. Таким образом, система мониторинга позволит повысить эффективность расходов на внедрение ИКТ в деятельность органов государственной власти.
Предполагается, что «электронное правительство» снизит административную нагрузку на население и организации, связанную с предоставлением в органы власти необходимой информации, повысит оперативность и качество государственных услуг, оказываемых населению, приведет к появлению новых социально ориентированных механизмов обслуживания граждан. Тем самым будет реализована задача развития и совершенствования политики доступа к государственной информации, являющейся общественным достоянием, поставленная Президентом Российской Федерации В.В. Путиным на заседании Президиума Государственного совета 16 февраля 2006 года.
____________________________________________
Милованцев Дмитрий Александрович - заместитель Министра информационных технологий и связи Российской Федерации.
© Информационное общество, 2006, вып. 2-3, с. 4-5.