Система мониторинга использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных и региональных органов государственной власти

______________________________________

Д.А. Милованцев



«В настоящее время сложились благоприятные условия для совершенствования системы государственного управления, повышения качества предоставления государственных услуг населению и организациям, повышения результативности и прозрачности работы государственного аппарата на основе широкого применения информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти».

Д.А. Милованцев, заместитель Министра информационных технологий и связи РФ

Современный мир невозможно представить без множества «электронных отношений», связывающих между собой различные элементы общества – граждан, хозяйствующие субъекты, государственные структуры, общественные организации. Развитые страны уже осознали значимость происходящих сегодня перемен и осуществляют стратегические вложения в совершенствование процессов управления, в развитие науки, образования, системы поддержки инноваций, информационно-коммуникационной инфраструктуры, в наращивание информационных ресурсов.

Президент и Правительство России также уделяют самое пристальное внимание вопросам развития информационно-коммуникационных технологий как инструмента решения целого круга задач, возникающих в государственном управлении, экономике, науке, образовании, здравоохранении, социальной сфере. Использование таких технологий в со­временном информационном обществе является необходимым условием обеспечения соответствия государственного управления ожиданиям и потребностям населения.

Важную роль в выполнении поставленных задач играет федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002–2010 годы)», в рамках которой реализуются проекты широкомасштабного внедрения информационных технологий в государст­венное управление. Кроме того, Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации разработан ряд концепций, касающихся использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти, развития рынка информационных технологий, региональной информатизации.

Согласно Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года,«основной целью использования информационных технологий является повышение эффективности механизмов государственного управления на основе создания общей информационно-технологической инфраструктуры, включающей государственные информационные системы и ресурсы, а также средства, обеспечивающие их функционирование, взаимодействие между собой, населением и организациями в рамках предоставления государст­венных услуг».

Логическим продолжением данной Концепции стала утвержденная правительством новая редак-
ция ФЦП «Электронная Россия». Документ подготовлен Мининформсвязи России и направлен на создание в нашей стране «электронного правительства».

Переход к активному использованию информационных технологий в органах государственной власти привел к расширению сфер применения ИКТ в государственном управлении и открыл возможности для реализации масштабных проектов, основанных на электронном взаимодействии органов власти между собой, а также с населением и организациями. В настоящее время в большин­стве федеральных органов государственной власти внедрены системы электронного документооборота, автоматизированы процессы кадрового учета, управления финансами и бухгалтерского учета, создаются системы поддержки принятия управленческих решений, продолжается формирование территориально-распределенных сетей.

В рамках формирования «электронного правительства» предстоит решить следующие задачи:


В этой ситуации разработка системы мониторинга использования ИКТ в деятельности федеральных и региональных органов власти будет способствовать созданию эффективной системы обеспечения федеральных и региональных органов государственного управления регулярной, полной, своевременной и достоверной информацией. Налаженная система мониторинга будет выполнять функцию обратной связи и позволит (а) контролировать результаты выполнения проектов и следить за продвижением к целевым показателям; (б) получать своевременную информацию о диспропорциях и препятствиях развития для корректировки программ и стратегий формирования информационного общества.

Поскольку основными задачами системы мониторинга являются сбор, хранение и обработка информации, оценка состояния и динамики социально-экономических процессов, представление органам власти информационно-аналитических материалов, обеспечивающих поддержку принимаемых управленческих решений, то ключевая роль при создании ее инфраструктуры отводится информационно-коммуникационным технологиям. Использование потенциала ИКТ позволяет находить наиболее эффективные решения жизненно важных проблем. Среди ожидаемых результатов – повышение результативности управления проектами создания государственных информационных систем и уровня их доступности для заинтересованных ведомств, исключение дублирования разработок на уровне отдельных ведомств. Таким образом, система мониторинга позволит повысить эффективность расходов на внедрение ИКТ в деятельность органов государственной власти.

Предполагается, что «электронное правительство» снизит административную нагрузку на население и организации, связанную с предоставлением в органы власти необходимой информации, повысит оперативность и качество государственных услуг, оказываемых населению, приведет к появлению новых социально ориентированных механизмов обслуживания граждан. Тем самым будет реализована задача развития и совершенствования политики доступа к государственной информации, являющейся общественным достоянием, поставленная Президентом Российской Федерации В.В. Путиным на заседании Президиума Государственного совета 16 февраля 2006 года.

____________________________________________

Милованцев Дмитрий Александрович - заместитель Министра информационных технологий и связи Российской Федерации.


© Информационное общество, 2006, вып. 2-3, с. 4-5.