Общеизвестно, что для того, чтобы законодательство максимально эффективно регулировало развитие общественных отношений, необходима активная законодательная политика, основанная на познании происходящих социально-экономических процессов. Способствовать этому – основная функция информационно-аналитического подразделения Парламента. Речь идет о выявлении новых проблем и отношений, появляющихся в обществе, которые необходимо законодательно регламентировать, а также о выявлении тех факторов, которые снижают, а зачастую даже сводят на нет позитивную направленность работы законодательного органа. Но наша работа не может ограничиваться лишь выявлением противоречий, необходимо вовремя о них информировать депутатский корпус. Важно, чтобы такого рода информация отвечала следующим критериям: должна обладать достаточной полнотой; быть адекватной реальной ситуации; отражать необходимый уровень обобщений; быть беспристрастной. Это позволит народным избранникам использовать в своей законодательной деятельности научные рекомендации, основанные на эмпирическом материале, что, в свою очередь, приведет к принятию научно обоснованных законов.
Информационно-аналитическое обеспечение в той или иной степени присутствует на всех этапах подготовки и принятия законов:
Законодательная процедура начинается с представления законодательной инициативы, которая затем рассматривается в постоянных комиссиях, проходит экспертизу Юридического управления Аппарата Парламента, после чего проект включается в повестку дня пленарных заседаний.
После рассмотрения и принятия закон подписывается Председателем Парламента и направляется на промульгирование Президенту Республики Молдова. Все законы вступают в силу со дня их опубликования в «Официальном Мониторе» или с даты, предусмотренной в самом тексте закона.
В чем состоит особенность работы Аппарата Парламента Республики Молдова? В нашей стране отсутствует институт помощников депутата, поэтому львиная доля обеспечения нормальной работы депутата ложится на работников Аппарата, который состоит из 194 единиц. В нашем информационно-аналитическом секторе работают 7 человек. Деятельность сектора можно разделить на 2 больших блока:
1. информационное обеспечение. Ежедневно составляются новостные информационные бюллетени, выходящие на двух языках, о событиях в стране и мире, а также дайджест прессы, где информация классифицируется по основным тематическим направлениям.
2. аналитическое обеспечение – подготовка аналитических материалов, записок, как в режиме запроса, так и в плане сравнительного анализа нормативного регламентирования тех или иных отношений в законодательстве государств-участников СНГ, Европейского союза, мирового сообщества. Такого рода анализ очень важен на этапе разработки новых законопроектов и обсуждения поступивших в Парламент проектов, находящихся на рассмотрении в парламентских комиссиях.
Для более полной реализации своих функциональных обязательств работники сектора одинаково владеют как государственным, так и русским языками и в достаточной степени – одним из европейских языков.
Еще одной задачей нашего сектора является поддержание официального сайта Парламента РМ в интернете. Таким образом, о деятельности Парламента Молдавии может получить объективную информацию очень большое количество людей как в стране, так и за ее пределами.
© Информационное общество, 2004, вып. 1, с. 27.