Принципы устойчивости информатизации управленческих структур

_________________________________

Райков А.Н.



Предлагается ряд принципов, которые можно положить в основу качественной оценки устойчивости управления процессами информатизации и внедрения информационных технологий в управленческие структуры России. Эти принципы следуют из закономерностей, характеризующих естественное поведение интеллектуально-информационных систем

Бурное течение процессов информатизации последнего времени и внедрение информационных технологий во все сферы управленческой деятельности в России во многом обязано появлению рыночных стимулов хозяйствования и открытию доступа к результатам работ в этой проблемной области за рубежом. Современные коммуникационные средства и информационные технологии нахлынули на наш рынок, нарушая традиционные стереотипы отечественного системно-информационного мышления.

Существенным фактором прогресса информационных процессов является наметившийся как у нас в стране, так и за рубежом кризис громоздких управленческих структур. Сейчас у мегамонополий мало шансов победить на современном рынке. Модернизации, адаптации к современным рыночным условиям подвергаются практически все традиционно принятые типы управленческих структур. Важную роль в этом играют процессы внедрения информационных коммуникаций, средств распределенной обработки данных, методов реинжениринга и прочих факторов, составляющих феномен процесса информатизации.

Информатизация управленческих структур. различного • уровня идет в России уже не один десяток лет. Однако именно в последнее время процесс российской информатизации накрыла волна экономического прагматизма, иногда регулируемого лоббизмом, который подпитывается недостатком нормативно-регламентирующих правил рыночной игры и естественным стартовым невежеством разработчиков в решении вопросов использования современных информационных технологий.

Отечественному опыту не всегда удается что либо противопоставить напору этой волны. Фундаментальные научные исследования в России в области информатизации практически приостановлены, поскольку нуждаются в отсутствующей в настоящее время серьезной государственной поддержке. Российские предприятия, специализирующиеся на создании базисных средств информатизации, либо бездействуют, либо перепрофилируются, в зависимости от везения, предприимчивости их руководства и коллективов. Но везения часто не хватает, а проявление предпринимательских начал в условиях имеющегося налогового прессинга и отсутствия соответствующего опыта идет медленно.

Призывы разработчиков к избирательному снижению доли налогов и таможенных сборов в структуре цены производимых на отечественном рынке информационных технологий, к формированию благодатной для российского производителя компьютерных средств политики госзакупок к организации связанных государственных кредитов .пока остаются "зовом вопиющего" из-за непроработанности налоговой политики в целом, относительно низкого уровня информационно-технологической грамотности разработчиков и пользователей информационных систем.

В то время, когда хор аналогичных призывов раздается практически из всех отраслей промышленности, многочисленные политические фракции под благовидными предлогами "проталкивают" свои экономические интересы, фундаментальная наука едва теплится, а треть российского населения живет за чертой бедности; принципиально невозможно понять и обосновать, почему развитие процессов информатизации должно пользоваться какими-либо Льготами.

Эффективность необоснованных призывов крайне Мала, а обращение к сидящим на голодном пайке фундаментальным наукам не скоро поможет. В процессах российской информатизации управленческих структур сейчас слишком много хаотичного, неустойчивого. Цели информатизации достаточно не определены, приоритеты работ строго не обоснованы. Имеющиеся проекты программ информатизации по известным соображениям вред ли скоро будут утверждены.

В этих условиях интересно в процессах информатизации управленческих структур попробовать выявить общие естественные закономерности и тенденции, которые необходимо учитывать при решении социально-политических, экономических и инженерных аспектов информатизации.

Тенденции информатизации управленческих структур

Несмотря на определенную хаотичность и неустойчивость, процессы информатизации управленческих структур идут своим неторопливым чередом. Формируется законодательная база. Там, где пока имеются пробелы в нормативно-правовом регулировании работают нерегламентированные лоббистские приемы. На инженерном уровне, идет освоение новых информационных технологий, внедрение международных стандартов, постепенное…

Отсутствуют страницы 25-26

На этот вопрос помогают ответить результаты фундаментальных исследований опенки устойчивости управления и определения условий целенаправленного, сходящегося функционирования интеллектуально-информационных систем при большой целевой неопределенности управления.

Одним из основных способов оценки устойчивости таких систем является использование строгих методов, позволяющих качественно определить тенденции изменения границ потери устойчивости управления в зависимости от параметров и структуры слабо организованных систем, характеризуемых большой хаотичностью управления.

Текущий период становления процессов информатизации управленческих структур в России можно на макроуровне рассматривать именно в рамках исследования поведения такого рода систем. Назовем такие системы управления организационными.

Организационные системы характеризуются: большим влиянием субъективных факторов в управлении; явным учетом интуитивных суждений экспертов, привлекаемых к выработке управленческих решений; невоспроизводимостью большинства данных; неопределенностью предметной терминологии; ограниченной возможностью прогнозирования; слабой выявляемостью причинных связей; необычностью событий; нарушением непрерывности поведения; неустойчивостью управления; возможностью использования для строгих исследований только методов типа дельфийского, достижения согласия, теории катастроф и нечетких систем.

Применительно к сфере информатизации в этих системах: рыночным образом, практически не обремененным правовыми нормами, формируется информационная инфраструктура; происходит кардинальная реформа методов и средств управления объектами хозяйствования. Все это порождает неопределенность целей управления, высокую хаотичность происходящих организационных системах информационно-управленческих процессов.

Можно строго обосновать качественное влияние общесистемных условий использования и обработки информации на уровень устойчивости управления функционированием такого «рода систем. В частности, строго обосновывается достаточно неочевидный факт, что чрезмерное наведение порядка управления такой системой приводит к ее хаотической деградации, нарушению условий устойчивости, потере управления. К таким же последствиям приводит стремление к достижению информационной замкнутости организационной системы. В чрезмерно замкнутой и упорядоченной системе как бы "накапливается неустойчивость", приводящая к неравновесным Катаклизмам. Причем, негативное влияние на устойчивость управления организационной системой имеет рост скорости "наведения в системе порядка".

Для обеспечения устойчивого функционирования требуется принципиальная информационная и аналитическая открытость системы, повышающая уровень интеллектуальности и совершенствования поведения системы. Однако, с другой стороны, повышение информационной открытости системы снижает уровень понимания целей управления, и, следовательно, понижается целенаправленность ее функционирования.

Достижение устойчивости управления предполагает наличие цели управления. Исследования показывают, что это достаточно противоречивый тезис. В организационной системе экспликация цели принципиально недостижима, а решение отдельных задач информатизации характеризуется повышенной чувствительностью результата решения к небольшим изменениям исходных данных. Например, опыт развития зарубежной радиоэлектронной промышленности показывает, что незначительное (доли процента) изменение уровня налогообложения на производство изделий микроэлектроники может быстро погубить эту отрасль промышленности.

Общесистемные исследования показывают, что для априорного обеспечения сходимости информационно поддерживаемых процессов к нечетко заданным целям, их информационная инфраструктура должна строиться с учетом специальных требований к форме организации управления процессами представления и обработки информации. Эти требования определяют условия взаимосвязи отдельных элементов информации, компактности представления информационных массивов, порядка установления соответствия между методами и средствами обработки данных, соотношения наиболее целесообразных размеров затрат на информационные и методические разработки.

Попробуем представить анонсированные выше условия и требования, обеспечивающие устойчивость и целенаправленность процессов управления российской информатизацией, в виде наращиваемого ряда принципов устойчивой информатизации.

Актуальность принципов устойчивой информатизации

Рассмотрим актуальность принципов устойчивой информатизации на примере разработки информационных технологий для органов управления различного уровня.

В большинстве проектов, концепций и предложений по вопросам внедрения информационных технологии и систем основное внимание уделяется конструктурско-техническим и организационным принципам проектирования. Они касаются таких практических вопросов, как совместимость программно-технической среды, соблюдение международных стандартов, выбор информационных источников, регламентация информационного обмена и обработки данных, развитие широкого спектра направлений научно-практических работ и пр.

Вместе с тем, такого рода принципы "хорошо работают" только при формировании программно-технического базиса информационных систем, закупке и компоновке базовой программно-технической среды. Основными явными аргументами в этой работе являются ссылки на известные зарубежные примеры создания программно-технического базиса различных государственных и коммерческих организаций, подкрепляемые аккуратно подобранными вырезками из соответствующей литературы. Но базис базису рознь.

В любой информационной технологии существенными являются два момента: программно-технический базис и методы его использования. С программно-технической средой, как правило, все ясно: в рамках отпущенных финансовых ресурсов разработчиками выбирается "все лучшее". С методами ее использования сложнее. Они должны попасть в благодатную почву понимания пользователя. Но пользователь не всегда может сформулировать, что ему от информационной технологии нужно. Говорит то, что лежит на поверхности — больше из опыта рутинных работ. И современная информационная технология "зависает".

Беда в том, что разработчик не всегда владеет методами использования информационных технологий, особенно в области содержательной, расчетной и аналитической обработки данных. Причем, зарубежные методы не всегда применимы в российских условиях.

Нужно органическое понимание, что методы использования базовой программно-технической среды намного сложнее и дороже этой среды. Условно, шкала следующая: хороший персональный компьютер стоит 3 тыс. дол., программное приложение — 30 тыс. дол., методология его использования — 100 тыс. дол., формирование аналитических баз знаний — 1000 тыс.дол. и более.

Сейчас в России активно закупают и собирают персональные компьютеры. Начали закупать и производить современные программные приложения. Этап, на котором сейчас находится Россия в области внедрения информационных технологий: электронная почта, текстовые редакторы, электронные таблицы» простая графика и приложения, хроническая нехватка компьютеров. К этапу освоения методологий и созданию баз знаний только подходим.

Опыт последних лет работы государственных органов по использованию информационных технологий говорит о стихийном и достаточно неустойчивом характере информационного развития с преобладающим интересом к базовой программно-технической среде. Имеется актуальная потребность в общесистемных качественных принципах, обязывающих в управленческих структурах поддерживать:

уверенность руководителей в оптимальности выбора приоритетов в разработке информационных технологий;

наиболее эффективное использование информационных технологий;

доверие, руководителей к гарантиям последующего гармоничного совершенствования информационных технологий.

В связи о изложенным разработка принципов, обеспечивающих устойчивое развитие принципов информатизации и внедрения информационных технологий во все сферы управленческой деятельности, представляется достаточно актуальной задачей.

Принципы устойчивой информатизации

В настоящее время можно предложить семь следующих общесистемных принципов устойчивой информатизации управленческих структур (организационных систем).

Принцип информационной и аналитической открытости:

организационная система должна быть максимально открыта для получения информации из всего спектра имеющихся внешних источников и для наращивания возможностей (методов и средств) ее аналитической обработки;

позитивную роль на устойчивость оказывают величины объема и скорости Получения информации. Их желательно максимизировать, так как они "компенсируют" возможную неустойчивость, исходящую из внутренней информационной неопределенности;

введение предварительной структуризации (фильтрации) поступающей информации должно проводиться под непосредственным содержательным контролем лиц, принимающих решения.

Принцип прогнозирования:

в организационной системе должны быть заложены информационно-аналитические механизмы прогнозирования внешней по отношению к ней ситуации, а также — ее собственного поведения;

прогнозирование лежит в основе упреждающих управляющих воздействий на процесс информатизации. Прогнозированию подлежит исполнимость принципов;

при недостаточности внешних источников информации прогнозирование должно опираться на групповые экспертные процедуры.

Принцип умеренной жесткости управления:

в организационной системе должна быть предусмотрена уровневая информационно-управляющая структура. Она строится по правилу: снижение требований к точности обработки информации по мере повышения уровня управления (и наоборот). На верхних уровнях приоритет имеют экспертные методы обработки информации;

введение излишней структурной жесткости управления может привести к потере ее устойчивости, кризису развития. На каждом уровне необходимо предусмотреть девиационные процессы (отклонения от общего плана управления);

негативно влияет на устойчивость управления величина скорости упорядочения управленческой структуры. Чем ниже скорость упорядочения, тем выше устойчивость.

Принцип сохранения работоспособности:

при разрыве, ослаблении или изменении отдельных связей между уровнями управляющей структуры организационная система должна продолжать функционировать, возможно, с некоторой потерей эффективности;

необходимо введение дублирующих управляющих связей, однако это не должно приводить к чрезмерной структурной жесткости управления.

Принцип обособленности (отделимости) функций управления: каждая функция ил и, задача управления потенциально отделяется от других функций, обладает некоторой независимостью от других функций;

число функций может быть неограниченным. Общая проблемная область, объединяющая эти функции, должна быть определена (желательно, с использованием исключений).

Принцип ограниченного покрытия:

возможности средств и методов информатизации должны "покрывать" все функции управления некоторым ограниченным числом информационно-технологических компонентов (подсистем);

компоненты организационной системы взаимодействуют между собой, причем сложность взаимодействия постоянно возрастает;

каждая функция управления реализуется некоторым определенным заранее (желательно единственным) набором компонентов организационной системы;

при уровневом упорядочении подсистем распределение числа компонентов по уровням должно подчиняться ранговой закономерности.

Принцип дополнительности:

определяются сочетания компонентов организационной системы с требованиями функций управления, которые принципиально не должны дополнительно реализовываться информационными средствами в ближайшей перспективе;

формулируются не подлежащие реализации на основе информационных технологий функций управления.

Эти принципы вытекают из фундаментальных закономерностей устойчивого управления интеллектуально-информационными системами. Они позволяют качественно оценивать уровень устойчивости реализации тех или иных решений в области управления развитием процессов информатизации управленческих структур.

Заключение

1. Текущий период управления процессами информатизации управленческих структур в России можно на макроуровне рассматривать в рамках исследования организационных систем, для которых характерно: большое влияние субъективных факторов в управлении; достаточно хаотичное формирование информационной инфраструктуры, большая неопределенность целей управления.

2. Можно строго обосновать качественное влияние некоторых общесистемных условий использования и обработки информации на уровень устойчивости управления функционированием организационных систем. В основе определения этих условий лежат естественные закономерности поведения и развития информационно-интеллектуальных систем.

3. Эти общесистемные условия предлагается представить в виде ряда принципов устойчивой информатизации управленческих структур. Принципы позволяют снизить возможность ошибок в расстановке приоритетных задач в процессах информатизации, качественно определить влияние на устойчивость и целенаправленность управления таких ее характеристик, как уровень информационной и аналитической открытости, жесткость управления, компактность представления компонентов создаваемых информационных систем.


Статья поступила в редакцию в апреле 1995 г.
Аналитическое Управление Президента РФ


© Информационное общество, 1995, вып. 4