В ГУ ВШЭ эта потребность привела к организации иерархической системы ввода и использования различной служебной информации, необходимой для обеспечения учебного процесса и научных исследований.
Необходимость в систематизации информационных потоков и содержащегося в них контента предпринималась в ВШЭ уже давно. Существовало несколько сайтов Школы, содержание которых поддерживалось в актуальном состоянии. Было также предпринято несколько попыток их модернизации, связанных с расширением функциональности и сокращением издержек на сопровождение. Однако эти попытки не носили систематического и комплексного характера. Более того – не сразу стал ясен объем и содержание задач, которые было необходимо решить университету.
Инициатива создания полноценного университетского портала принадлежала руководству университета. Портал должен был объединить информационное пространство ВШЭ и трех ее филиалов (до 10.000 человек, 5.000 пользователей портала не считая студентов).
Основными задачами портала были названы:
Рис. 1. Категории пользователей.
Система гарантированного информирования (СГИ) предназначена для мониторинга информационных потоков в корпоративном информационном пространстве (и других внешних информационных пространствах) на предмет наличия в них сведений, отвечающих служебному статусу и профилю профессиональных интересов пользователя. Главная функция СГИ – в замыкании информационного кругооборота применительно к внутрикорпоративному механизму распространения информации. Фактически СГИ отвечает за оперативное автоматическое информирование сотрудника о появлении сведений, которые имеют к нему служебное или профессиональное отношение. Доставка уведомлений может осуществляться по e-mail и/или в виде SMS на мобильный телефон пользователя. СГИ организована как сервис SharePoint.
Важнейшей чертой университетского портала является наличие административной структуры, отвечающей за его создание и развитие, а также административная поддержка руководства ВШЭ, от которого исходит требование ко всем сотрудникам освоить новую информационную технологию и поддерживать портал собственным контентом. Строго контролируется своевременность подготовки материалов подразделениями.
Дирекция портала взаимодействует со всеми подразделениями, но кроме этого «заказчиком» на создание и размещение информации является Управление общественных связей.
При разработке, внедрении и поддержке работы портала дирекция исповедует публичность как основной принцип. В частности, вся текущая проектная документация размещена на самом портале. «ВШЭ называет себя «Исследовательский университет», поэтому наш портал должен также иметь мощную компоненту по поддержке научной деятельности и ее достойному представлению в интернете, – говорит С.И. Паринов, директор портала ГУ ВШЭ. – Мы чувствуем некую общественную миссию, и это – стимул к открытости, к передаче нашего опыта другим заинтересованным вузам».
«С точки зрения реализации концепции портала основным был этап постановки задачи, – говорит Алексей Севастьянов, руководитель Отделения тиражируемых решений, IBS. – После того, как это понимание было сформулировано, мы просто настроили Microsoft Office SharePoint Portal Server 2003 под него и дописали недостающие компоненты. Причем дописали именно в виде расширений, не нарушая архитектурной целостности решения».
В настоящее время портал организован на трех серверах: собственно портальном сервере, сервере БД и сервере поиска. При этом любая часть может при необходимости масштабироваться отдельно. В этом – тоже большое преимущество платформы SharePoint.
Сейчас компания IBS проводит обучение сотрудников университета портальным технологиям. Обучение касается в основном администраторов портала и пользователей, ответственных за его наполнение (всего около 200 человек).
Основные этапы внедрения портальных технологий в ГУ ВШЭ:
Создание портала позволит существенно расширить каналы этого взаимодействия, повысить его качество и тем самым способствовать укреплению и развитию образовательного сообщества.
© Информационное общество, 2005, вып. 4, сc. 57-59.