Основные направления нормативного правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации





Основные направления нормативного правового обеспечения информационной безопасности отражают совокупность официальных взглядов на цели, задачи и направления государственной политики в области совершенствования законодательства, регулирующего общественные отношения в области противодействия угрозам национальным интересам Российской Федерации в информационной сфере.

Правовую основу данного документа составляют Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О безопасности», другие федеральные законы, определяющие полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности, а также согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Основные направления нормативного правового обеспечения информационной безопасности разработаны в целях согласования деятельности всех субъектов права законодательной инициативы в области федерального законодательства и в области законодательства субъектов Российской Федерации, а также субъектов международных отношений Российской Федерации.

Настоящий документ развивает положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации и Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, связанные с совершенствованием правового обеспечения информационной безопасности. Он разрабатывается с учетом положений нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, направленных на развитие информационной сферы Российской Федерации, обеспечение безопасности национальных интересов в этой сфере и служит основой при разработке планов законодательной работы Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также планов развития нормативного правового регулирования в области международных отношений Российской Федерации, направленных на укрепление информационной безопасности.

В реализации Основных направлений могут принимать участие другие субъекты права законодательной инициативы в области федерального законодательства и в области законодательства субъектов Российской Федерации в рамках установленных Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством предметов ведения и полномочий.

1. Цель и структура нормативного правового обеспечения
информационной безопасности Российской Федерации.
Принципы его формирования

Целью нормативного правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации является создание правовых условий для эффективной деятельности субъектов системы обеспечения информационной безопасности по противодействию внешним и внутренним угрозам национальным интересам Российской Федерации в информационной сфере.

Нормативное правовое обеспечение информационной безопасности Российской Федерации образуется совокупностью правовых норм федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, регулирующих отношения в области противодействия угрозам следующим составляющим национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере:

Важной составляющей нормативного правового обеспечения являются также совокупность правовых норм, регулирующих отношения в области функционирования органов государства, входящих в состав системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, их взаимодействие с общественными организациями и гражданами.

В основу нормативного правового обеспечения информационной безопасности положены следующие принципы:

Принцип формирования и применения норм международного права как составной части правовой системы Российской Федерации предполагает прямое действие общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров на всей территории страны, а также активное и согласованное участие федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в разработке международных документов, затрагивающих вопросы достижения национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере и обеспечения их безопасности.

Принцип баланса интересов личности, общества и государства предусматривает установление и соблюдение приоритетов этих интересов при регулировании общественных отношений в информационной сфере. При определении баланса интересов личности, общества и государства необходимо исходить из того, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, которое реализует гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина, организует противодействие угрозам национальной безопасности Российской Федерации с участием граждан и общественных организаций.

Принцип согласованности деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по нормативному правовому обеспечению информационной безопасности предполагает организацию этой деятельности на основе приоритета компетенции Российской Федерации в области безопасности и полноты государственной власти субъектов Российской Федерации в области развития и использования региональных информационных и телекоммуникационных систем, сетей связи, региональных информационных ресурсов.

2. Нормативное правовое обеспечение безопасности конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения и использования информации

Нормативное правовое обеспечение безопасности конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечения духовного обновления России, сохранения и укрепления нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала составляют правовые нормы, регулирующие общественные отношения в целях противодействия угрозам свободе информационной деятельности человека, улучшению условий реализации этой свободы, соблюдению ограничений информационной деятельности, установленных законодательством.

к числу угроз данной составляющей национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере относятся:

Основными источниками права в области противодействия выделенным угрозам являются Конституция Российской Федерации, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Всеобщая декларация прав человека, другие международные нормативные правовые акты, признанные Российской Федерацией и регулирующие отношения в рассматриваемой области, решения Конституционного Суда Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», Закон Российской Федерации «О государственной тайне», Федеральный конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», Федеральный закон «О прокуратуре», Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», Закон Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», некоторые другие федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Закрепленные ими правовые нормы в целом создают определенную правовую базу для противодействия выделенным угрозам, но в то же время они имеют некоторые пробелы. Так, остаются неурегулированными федеральными законами вопросы:

3. Нормативное правовое обеспечение безопасности информационного обеспечения государственной политики Российской Федерации

Нормативное правовое обеспечение безопасности информационного обеспечения государственной политики Российской Федерации, связанного с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам, направлено на создание правовых условий для эффективного противодействия следующим угрозам национальным интересам Российской Федерации в информационной сфере:

Противодействие этим угрозам осуществляется по направлениям:

Основными источниками права в данной области являются федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», «О ратификации Соглашения о международно-правовых гарантиях беспрепятственного и независимого осуществления деятельности межгосударственной телерадиокомпании «Мир», «О международном информационном обмене», Гражданский кодекс Российской Федерации, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о совместной телерадиовещательной организации Союза Беларуси и России.

Закрепленные ими правовые нормы в целом создают определенную правовую базу для противодействия выделенным угрозам, но в то же время они имеют некоторые пробелы. Так, остаются неурегулированными федеральными законами вопросы:

4. Нормативное правовое обеспечение безопасности развития современных информационных технологий, отечественной индустрии информации

Нормативное правовое обеспечение безопасности развития современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов, направлено на создание правовых условий для противодействия следующим угрозам национальным интересам Российской Федерации в информационной сфере:

Основными источниками права в области противодействия выделенным угрозам являются международные договоры Российской Федерации по вопросам научно-технического сотрудничества в области разработки современных информационных технологий, а также международные договоры по вопросам развития экономического сотрудничества, Закон Российской Федерации «О поставках продукции и товаров для государственных нужд», Гражданский кодекс Российской Федерации, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации».

Закрепленные ими правовые нормы в целом создают определенную правовую базу для противодействия выделенным угрозам.

5. Нормативное правовое обеспечение защиты информационных ресурсов от несанкционированного доступа, безопасности информационных и телекоммуникационных систем

Нормативное правовое обеспечение защиты информационных ресурсов от несанкционированного доступа и безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России, направлено на создание правовых условий для противодействия следующим угрозам национальным интересам Российской Федерации в информационной сфере:

Основными источниками права в области противодействия выделенным угрозам являются Закон Российской Федерации «О государственной тайне», Федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации», «О связи», «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об органах правительственной связи и информации», «Об органах федеральной службы безопасности», Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», «Об оперативно-розыскной деятельности», а также законодательство субъектов Российской федерации по вопросам обеспечения безопасности региональных информационных и телекоммуникационных систем и составляющих сети связи, созданных за счет бюджетов субъектов Российской федерации, органов местного самоуправления.

Закрепленные ими правовые нормы в целом создают определенную правовую базу для противодействия выделенным угрозам, но в то же время они имеют некоторые пробелы. Так, остаются неурегулированными федеральными законами вопросы:

6. Нормативное правовое обеспечение функционирования системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации

Нормативное правовое обеспечение функционирования органов государства, входящих в состав системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, их взаимодействия с общественными организациями и гражданами направлено на создание правовых условий для эффективной деятельности органов государства по противодействию угрозам национальным интересам Российской Федерации в информационной сфере.

Основными элементами организационной основы системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются: Президент Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, межведомственные и государственные комиссии, создаваемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы судебной власти, общественные объединения, граждане, принимающие в соответствии с законодательством Российской Федерации участие в решении задач обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Основными источниками права в данной области являются Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О безопасности», федеральные законы «О Правительстве Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», «Об органах федеральной службы безопасности», «Об органах правительственной связи и информации и других федеральных органах исполнительной власти».

Закрепленные ими правовые нормы в целом создают определенную правовую базу для противодействия выделенным угрозам, но в то же время они имеют некоторые пробелы. Так, остаются неурегулированными федеральными законами вопросы:

7. Первоочередные меры по совершенствованию нормативного правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации

Основной целью совершенствования нормативного правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации является устранение пробелов в законодательстве, препятствующих организации эффективного противодействия угрозам национальным интересам России в информационной сфере.

К числу первоочередных мер по совершенствованию нормативного правового обеспечения безопасности конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, по обеспечению духовного обновления России, сохранения и укрепления нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны относится разработка следующих законопроектов:

а также

К числу первоочередных мер по совершенствованию нормативного правового обеспечения безопасности информационного обеспечения государственной политики Российской Федерации, связанного с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам, относятся разработка дополнений и изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» в части предотвращения монополизации рынка массовой информации.

К числу первоочередных мер по совершенствованию нормативного правового обеспечения защиты информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечения безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России, относится разработка следующих законопроектов:

а также

К числу первоочередных мер по совершенствованию нормативного правового обеспечения функционирования органов государства, входящих в состав системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, их взаимодействия с общественными организациями и гражданами относится разработка законопроекта «О национальной безопасности», в части безопасности национальных интересов в информационной сфере.
Москва, 2001
Материал разработан рабочей комиссией при аппарате
Совета Безопасности Российской Федерации.
Руководитель рабочей комиссии – заместитель начальника Управления аппарата Совета Безопасности Российской Федерации А.А. Стрельцов,
заместитель руководителя – начальник Департамента
Министерства юстиции России А.В. Морозов.




© Информационное общество, 2001, вып. 4, с. 4-9.