Все это делает значение медиаобразования чрезвычайно актуальным, постоянно повышая роль международного сотрудничества и обмена опытом. Какие же социальные силы могут и должны искать пути объединения усилий в сфере создания информационной безопасности молодежи? Во всех странах к числу лиц и организаций, действующих в сфере медиаобразования, относятся:
В странах с коммерчески ориентированными медиасистемами или СМИ, находящимися в сильной зависимости от развлекательной телепродукции иностранного производства, необходимость в медиаобразовании еще выше. Но и здесь необходимо тесное сотрудничество между образовательными учреждениями и медиаиндустрией.
Опасности, исходящие от СМИ, в разных странах и культурах определялись по-разному. В Великобритании заботой медиапросветителей была культурная сторона. В этой стране считалось, что СМИ представляют «низкую» культуру, которая может разрушить у детей ценности «высокой культуры». В США фокус был направлен в сторону морали: там существовали опасения в том, что СМИ могут привить детям ценности и поведение, неприемлемые для них. Наконец, в 1970-х годах медиаобразование приобрело еще один аспект — политический. Сложилось представление о том, что СМИ ответственны за формирование политических взглядов и верований.
Таким образом, традиционное медиаобразование выдвигало следующие цели воспитания детей:
Правда, во многих странах наблюдается тенденция к более открытому подходу, преодолевающему чистый протекционизм (Великобритания, Австралия, Скандинавия). Медиаобразование больше не рассматривается только как оппозиция студенческому опыту в СМИ. Оно представляет собой комбинированную форму защиты и подготовки, мотивирующие молодых людей на принятие осознанных решений по собственному выбору. Медиаобразование предполагает развитие понимания СМИ среди молодежи, которое, в свою очередь ведет, к осознанному участию, к вовлеченности в окружающую их медиакультуру.
Элементы стратегии
В странах с переходной экономикой, в том числе и в России, социально-экономические перемены глубоко затронули СМИ, значительно изменив их роль и функции в обществе, влияние на аудиторию и формы медиапотребления. В постсоциалистических странах политическая свобода привела не только к бурному количественному росту средств массовой информации, но и к появлению новых трудностей в восприятии медиа обществом. Плюрализм политических взглядов в СМИ не только вызвал появление разнообразия в содержании, но и стимулировал острые политические медиадебаты, перерастающие в непримиримые информационные войны. СМИ воспринимаются российским обществом, в особенности политической элитой, как инструмент манипулирования электоратом, как средство формирования необходимого для политических и финансовых элит общественного мнения. Это вызывает у российской аудитории, привыкшей верить СМИ, противоречивые чувства – от возмущения и протеста до растерянности, от политической апатии до полного отказа от пользования СМИ. Отягчающим моментом является затяжной экономический кризис, приводящий к сокращению семейных затрат на СМИ. В настоящее время только небольшая часть населения может позволить покупать или подписываться на газеты и журналы, приобретать современную бытовую технику (телевизоры или компьютеры), пользоваться интернетом.
Все это определяет особую актуальность и необходимость медиаобразования не только для детей, но и для различных групп россиян. Исходя из этого, при формировании основ российского медиаобразования необходимо разделить его на взаимосвязанные, но отличающиеся друг от друга модели. Поэтому российский модуль медиаобразования должен сочетать в себе две основные характеристики – гибкость и универсальность.
Российский модуль: программы и модели
Программа 3: Осознанное участие в СМИ Раздел 1. Участие в СМИ (все – под руководством преподавателей) Подготовка основных типов медиатекстов: информационное сообщение – новость, репортаж, интервью, комментарий, рецензия (реферат) Подготовка макета для печатного издания Работа над радиопрограммой (сценарий, запись) Работа над телепрограммой (сценарий, запись) Раздел 2. Навыки Практическое применение навыков программы 2. Создание индивидуальной страницы в интернете под руководством преподавателя
Программа 4: Развитие медиатворчества (включая умение самостоятельно создавать СМИ) Раздел 1. Создание учебных СМИ (все – самостоятельно) Планирование и выпуск номера печатного издания Планирование и выпуск радиопередачи Планирование и выпуск телепередачи Создание интернет-СМИ Раздел 2. Навыки Закрепление и развитие полученные навыков (программы 1–3)
Формы общения преподавателя со слушателями – круглый стол, дискуссия на заданную тему, публичный диспут.
С этой целью реализацию российского модуля медиаобразования предлагается осуществлять как на уровне различных образовательных институтов, так и через СМИ, прежде всего государственные и муниципальные телевидение и радио.
Медиаобразование необходимо встраивать в учебные программы и учебные планы средних школ, средних специальных учебных заведений и ВУЗов. Это может быть реализовано как в форме отдельных уроков, так и в виде специальных или обязательных курсов. В рамках таких образовательных курсов можно также развивать игровые формы преподавания для малышей, кружки и факультативы для учащихся всех уровней образования. Система непрерывного образования, а также образование воспитателей может базироваться на факультетах и отделениях журналистики университетов (ВУЗов). Это должно быть дополнено созданием специализированных центров медиаобразования на базе библиотек, центров культуры и досуга. Важную роль могут сыграть также специализированные интернет-кафе, предлагающие в качестве бесплатной услуги обучение пользованию глобальной сетью.
В целях широкомасштабной реализации программ медиаобразования необходима координация усилий различных социальных сил, которые могли бы договориться об общих целях и совместных подходах в этой сфере. Необходима двухступенчатая общенациональная стратегия, поддерживаемая Министерством высшего образования, которая должна включать в себя:
Проходящая в настоящее время при поддержке ЮНЕСКО конференция «Медиаобразование в XXI веке» может стать реальным шагом вперед в развитии российского модуля медиаобразования и в формировании рационально критического отношения аудитории к деятельности СМИ. Мы предлагаем договориться о совместных целях в сфере медиаобразования и определить основные направления сотрудничества факультетов и школ журналистики, которые включали бы в себя:
Категории СМИ:
Язык, текст — основа коммуникации. Кто производит новость, как она попадает в СМИ, какие влияния оказываются на новость в процессе передачи новости с места события до конкретного СМИ. Влияния типа СМИ на язык и стиль изложения новости (печатное — аудиовизуальное, качественное — массовое).
Самостоятельная работа: Сравнительный анализ новостей различных СМИ (анализ одинаковых новостей в качественной и массовой газете, в телевизионном и радиовыпуске новостей). На что каждый обратил внимание.
Источники: «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Коммерсант», «Ведомости», телеканалы — ОРТ, РТР, НТВ.
Самостоятельная работа. Определение жанра (работа с вырезками, аудио- и видеокассетами). Анализ «лида».
Источники: первая полоса информационной газеты, статья эксперта, молодежный журнал, новости (РТР), интервью, сериал, триллер, симфонический концерт, рок-музыка.
Техническое оборудование — видеомагнитофон.
Самостоятельная работа. Как записать новость на различные СМИ.
Техническое оборудование — блокнот, переносной магнитофон, видеокамера, видеомагнитофон.
Ролевая игра: журналист сообщает новость в редакцию.
Участники:
Техническое оборудование — диктофон с кассетой, видеокамера, видеомагнитофон
Самостоятельная работа. Поиск СМИ в интернете по адресам, через поисковые системы. Техническое оборудование — интернет-класс.
Техническое оборудование — интернет-класс. Работа в проектных группах: 7-9 недели 2002 года. Создание газеты, видеопрограммы для Дней презентации.
© Информационное общество, 2003, вып. 3, сс. 5-10.