Феномен виртуальных учебных сообществ


М.В. Моисеева, С. Сойферт




В последнее время слова «виртуальные учебные сообщества» (online learning communities) стали все чаще встречаться в педагогической литературе и в материалах конференций, посвященных интернету.

Можно ли рассматривать учебные сообщества как феномен? В каких случаях они появляются в интернете? Являются ли сообщества чем-то принципиально новым в системе образования? Можно ли создать учебное сообщество, а также управлять им? В данной статье авторы, представляющие различные образовательные учреждения и работающие в различных виртуальных учебных сообществах, но являющиеся активными сторонниками обучения в сотрудничестве, предлагают на суд читателей свое видение феномена виртуальных учебных сообществ.

Понятие «сообщество»
Итак, начнем с этимологии самого понятия сообщества. Русское слово «сообщество» означает группу людей, делающих что-то сообща, вместе, обменивающихся какой-либо общей информацией друг с другом. Английское слово community Оксфордский толковый словарь объясняет как: 1) «... люди, проживающие в одном месте – районе или стране, но считающие себя одним целым», 2) «...группа людей, принадлежащих к одной религии, национальности, роду деятельности... или имеющих общие интересы», 3) «среда, благоприятная для взаимообмена, совместного владения чем-то, ... при которой все участники становятся некоторым образом похожи друг на друга» [1]. Латинский корень «communus» означает «общий, совместный, коллективный, корпоративный или глобальный». Таким образом, в единое сообщество люди могут объединяться по принципу общности географического положения, социальных или культурных предпочтений, общих целей и интересов.

О сообществах как таковых говорили много и давно. В советской педагогике XX столетия был очень хорошо проработан вопрос об ученическом коллективе и его влиянии на результаты обучения. В 20-30-х годах в школах бывшего СССР и в США вопрос формирования ученических коллективов/сообществ прорабатывался на фоне широкого экспериментирования с проектными методами обучения (например, Дальтон-план в США, бригадный метод в СССР и др.). Позднее, в силу разных обстоятельств, среди которых главную роль сыграли не столько политические изменения, происходящие в мире, сколько временная «победа» традиционных (классно-урочных, лекционно-семинарских) методов обучения, про учебные сообщества надолго забыли. Однако в последние пять-десять лет в связи с бурным развитием интернета, созданием системы дистанционного обучения, изменением ведущей парадигмы образования с традиционного на личностно-ориентированное обучение, вопрос об учебных сообществах опять стал очень популярным в научно-педагогической среде.

Учебные сообщества интернета
Учебные сообщества, появившиеся в интернете, очень разные: они могут быть локальными и глобальными, различными по числу участников и целям, образовательному уровню обучающихся, гетерогенными или моногенными. Однако все они имеют общие, присущие только им, черты: общие цели и интересы участников, саморегуляция, неформальные связи между членами сообщества и наличие общих идентификаторов (атрибутов). Доминирующим процессом внутри учебных сообществ интернета является сотрудничество через двустороннюю коммуникацию, установление доверия и информационный обмен. Создание образовательных сообществ может помочь в решении проблемы оценки качества интерактивных образовательных сред, предусматривающих использование методов обучения в сотрудничестве и дистанционных курсов.

И все же главным отличием учебных сообществ от других сообществ интернета (географических, сообществ практиков, негосударственных организаций и т.п.) является специфическая образовательная среда, которая влияет в равной степени и на преподавателей, и на учащихся, определяет их роли и требует продуманного организационного построения учебного процесса. Учебные сообщества могут возникнуть (или образоваться) внутри дистанционного курса, группы «виртуального университета» или другой формы присутствия в интернете при следующих обстоятельствах:

Современные зарубежные авторы определяют учебные сообщества как: «... культурные конгломераты, группы людей, которые обмениваются словами или идеями» (Reinhgold, 1994); «альянсы людей, объединенных эмоциональными отношениями» (Dyson, 1997); «группы людей, вступающих в социальные контакты друг с другом ... для удовлетворения своих личных потребностей» (Preece, 2000); «объединения людей с общими целями и интересами» (Wittaker/Issacs/O’Day, 2000) и т.д.

Кто является членом учебного сообщества, если это сообщество появилось в среде интернета? Преподаватели, студенты, координаторы и администраторы дистанционных курсов, а также все те, кто активно участвует в формировании и поддержке этого сообщества. Использование в рамках дистанционного обучения технологии обучения в сотрудничестве приводит к созданию специальной учебной среды, которая открыта для любой формы взаимовыгодного информационного обмена, построения отношений доверия и взаимодействия, обмена идеями. Студенты работают вместе в составе разнообразных учебных групп и команд. Вот почему понятие «учебное сообщество» часто смешивается с такими определениями (отражающими формы организации групповой учебной деятельности), как «учебные команды», «партнерские группы», «менторские пары» и пр.

Членов учебных сообществ объединяет (отличает от других, «не-членов») следующее: разделение общих целей и интересов, готовность поделиться информацией с другими членами сообщества, участие в определенных мероприятиях, типичных для этого сообщества, следование определенному набору традиций, правил, протоколов, руководств, выработанных в данном сообществе.

Учебные сообщества имеют неоспоримые преимущества по сравнению с другими формальными и неформальными объединениями пользователей интернета:

Проблема управления виртуальным сообществом

Очевидно, что современные учебные сообщества, формирующиеся в интернете, отличает их неформальный характер. Члены сообщества создают его сами, сознавая, что в дальнейшем существование этого сообщества будет зависеть от индивидуального вклада каждого отдельного его участника. Таким образом, мы приходим к парадоксальному выводу: учебное сообщество является совместным продуктом деятельности учащихся, но, в то же самое время, являясь сообществом учебным, оно не может не быть управляемо.

Учебные сообщества полностью зависят от своих членов, их желания общаться друг с другом, работать вместе. У сообщества не может быть руководителя, председателя. Но в то же время учебные сообщества предполагают обучение, а это процесс управляемый, в отличие от самообразования. То есть, учебные сообщества должны управляться извне. Кто это будет делать? Преподаватели? Координаторы? Как поддерживать активность учащихся в учебных сообществах, не заформализовав их, не разрушив? Вывод – должна измениться роль преподавателя, который превращается из ментора, инструктора, «истины в первой инстанции» в старшего друга, коллегу, более опытного члена сообщества и координатора.

Что делает преподаватель в виртуальном учебном сообществе? Организует учащихся в малые группы, организует процесс обучения, помогает студентам устанавливать и поддерживать академические и социальные связи, создает условия для успешной социализации студентов, то есть, в целом, отвечает за четыре краеугольных камня виртуального учебного сообщества: атмосферу, содержательную основу, коммуникацию и технологию. Таким образом, учебное сообщество интернета изменяет традиционную роль преподавателя в учебном процессе. Преподаватель становится консультантом, старшим, более опытным другом, партнером, координатором и тренером, ломая стереотип авторитарности и «истины в первой инстанции».

Обучение в сотрудничестве
Создание виртуальных учебных сообществ, как правило, является следствием того, что процесс дистанционного обучения был организован с использованием технологий обучения в сотрудничестве (collaborative learning), когда на первый план выходит личностно-ориентированное обучение, активное общение студентов друг с другом и учебная деятельность в составе малых учебных групп (3-5 человек).

За последние годы большая часть дистанционных курсов, появившихся в интернете, была создана как слепок с неэффективной и не отвечающей задачам образования XXI века традиционной системы образования. Речь идет, прежде всего, о курсах, построенных по принципу «прочитал веб-учебник (аналог учебного пособия на бумаге) и сдал онлайновый тест». Более перспективный подход к организации дистанционного обучения – организация коллективного (группового) обучения с использованием новых педагогических технологий – обучения в сотрудничестве, кооперативного обучения, проблемного обучения, метода проектов и пр. Для этого подхода характерно следующее:

Глобализация мирового сообщества, происходящая на наших глазах, влияет на все аспекты жизни общества, а, совмещенная с новыми коммуникационными технологиями, она создает необходимость и возможность для организации совместной учебной деятельности индивидуалов и групп учащихся, разделенных в пространстве и времени, представляющих различные социокультурные сообщества. Только в этом случае можно будет говорить об открытости современного образования.

Использование обучения в сотрудничестве меняет социальный контекст учебной среды. При обучении в сотрудничестве главной силой, влияющей на учебный процесс, становится сообщество (коллектив), группа учащихся, что было практически невозможно при традиционной образовательной системе [2] .

Обучение в сотрудничестве базируется на конструктивистской теории, которая говорит о том, что знание социально обусловлено и производится сообществами людей, поэтому каждый человек может получить доступ к этому знанию, только если только он присоединится (войдет) в это сообщество. Люди обмениваются идеями, своим опытом, чувствами, информацией, и в процессе этого обмена они приходят к пониманию, что есть ценно и приемлемо для других членов и группы в целом.

Обучение в сотрудничестве предусматривает групповую работу учащихся, которые работают вместе над решением какой-либо существующей проблемы или незнакомого вопроса. Главные черты этого процесса таковы [3] :

Главный навык, который студенты приобретают в процессе обучения в сотрудничестве – умение слушать людей, уважать их мнение, понимать альтернативные точки зрения, не перенося их на личность говорящего, но, в то же самое время, оставаясь членом сообщества и выступая от его имени.

По определению МагГрегора, обучение в сотрудничестве – это совместный (распределенный, разделенный) запрос, результатом которого является то, что учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, производя новое знание вместо потребления уже готовой информации, которую передает им в готовом виде учитель, или из какого другого источника информации [4] .

Выводы

Таким образом, на основе всего вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что учебные сообщества в интернете непосредственно связаны с технологиями обучения в сотрудничестве. Поэтому они, скорее всего, являются не феноменом, то есть чем-то уникальным, в сфере образования, а продуктом демократичной и гуманистической образовательной среды, построенной на принципах личностно-ориентированного обучения. Управлять этими сообществами можно только в том случае, если произойдет принципиальная смена ролей педагогов и учащихся, которые становятся равными партнерами, единой командой, работающей над решением поставленных учебных задач.


Литература

1. Oxford Advanced Learners’s Dictionary of Current English. (1995) A S Hornby. Fifth edition. Oxford University Press.
2. Bruffee, K. (1984). Collaborative Learning and the «Conversation of Mankind». College English, 46(7), 635-652.
3. Soller A., Lesgold A., Linton F., Goodman B. What makes peer interaction effective? Modelling effective communication in an intelligent CSCL. In «Psychological Models of Communication in Collaboration Systems», Papers from the 1999 AAAI Fall Symposium, Technical report FS-99-03, AAAT Press.
4. MacGregor, J. «Collaborative Learning: Shared Inquiry as a Process of Reform». In M.D. Svinski (ed.), The Changing Face of College Teaching. New Directions for teaching and learning, no.42. San Francisco: Jossey-Bass, 1990.




Моисеева Марина Владимировна - старший научный сотрудник Лаборатории дистанционного обучения Института общего среднего образования Российской академии образования, кандидат педагогических наук

Д-р Сабине Сойферт (Sabine Seufert) - руководитель проекта Института МСМ, Университет Сент-Галлен, Швейцария



© Информационное общество, 2001, вып. 4, с. 51-53.