Информационное неравенство как социологическая проблема
О.Н. Вершинская
Постановка проблемы
Информационное общество во всем мире и в России быстро развивается, его наступление, как и силы природы, нельзя отменить. Ответ на вопрос о том, кто уже живет в информационном обществе, а кто находится далеко за его пределами, требует специальных исследований. В современной России сложилась ситуация, когда коренные социальные трансформации совпали по времени с революционными изменениями информационно-технологической среды. Для населения это означает необходимость одновременной «двойной» адаптации – к новым социально-экономическим реалиям и к новым требованиям информационной среды. У одних эти процессы взаимно стимулируют и дополняют друг друга, делая их группой успеха, у других эти процессы не связаны или даже противоречат друг другу.
Сегодня включенность в мир информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) – это новый ресурс, обладание которым дает возможность занять более выгодную позицию и определяет социальный статус человека в целом. Поэтому информационная деятельность и формы общения человека с окружающей информационной средой в современных условиях могут рассматриваться как формы адаптационной деятельности.
Проблема усиления интеллектуальной дифференциации между использующими и не использующими современные ИКТ, между имеющими доступ к ним и не имеющими этого доступа, до самого последнего времени мало беспокоила наших сограждан, так как в России отсутствие доступа к ИКТ еще не осознается как социальное неравенство. Однако эгалитарная по сути система информационных услуг, предоставляемых с помощью ИКТ, вызывает новое расслоение общества по степени доступа к ним. Предстоит выяснить, каковы масштабы и конкретные параметры этого расслоения.
Разная информационная готовность граждан порождает новый вид социального неравенства – информационный. Информационное неравенство существует между индивидами, социальными группами и даже странами. Его также часто называют «цифровым расколом» (digital divide), имея в виду раскол общества по принципу вовлеченности в мир современных технологий. Есть основания размышлять о возможности возврата того исторического периода, когда общество делилось на читающую элиту и неграмотное большинство. Возможна информационная маргинализация значительной доли населения, и, прежде всего, той молодежи, родители которой сегодня вынуждены сосредоточиться на проблемах выживания.
Информационное неравенство как предмет анализа
То, как новые возможности, предоставляемые ИКТ, востребуются и реализуются одними слоями общества и не востребуются другими – новая тема исследований и в отечественной и в мировой науке. Единого подхода к измерению этого нового вида социального неравенства пока не существует.
Если информационное неравенство определять наличием информационного капитала, то возможны разные подходы к его определению. Информационный капитал личности можно рассматривать в рамках теории человеческого капитала как его существенную часть. Обычно человеческий капитал рассматривают как время, опыт, знания и способности, которые могут использоваться в производственном процессе, фокусируясь при этом на процессах образования и переподготовки. Под вложениями в человеческий капитал понимается любое действие, которое повышает квалификацию, способности или производительность труда. В теории человеческого капитала рассматривают инвестиции трех видов: расходы на образование, на здравоохранение и мобильность (географическую миграцию).
Однако можно рассматривать информационный капитал личности и в более широкой постановке – как часть социального капитала, включающего социальные связи, вхождение в сети и пр., приобретающую все большее значение в условиях распространения ИКТ, или как вид культурного капитала, или как вид нематериальных активов, обеспечивающих эффективное управление капиталом.
Распространен взгляд на информационное неравенство как на меру доступа к электронной информации, но и здесь существуют разные подходы.
1) Методика Евробарометра. Их статистическое исследование, которое они ведут с 1997 (1995) года, основано на оценке существующего положения и прогнозе будущего по двум ключевым параметрам:
1. Наличие дома (и желание их иметь) «систем доступа» к информационному обществу. Выделено 11 таких систем доступа, которые рассматриваются как каналы вхождения информаци
онного общества в дом: видеомагнитофон, телетекст, персональный компьютер, мобильный телефон, кабельное ТВ, наличие устройства для проигрывания CD-ROM, спутниковая тарелка, цифровой телевизионный декодер, факс или факс-модем, выход в интернет.
2. Использование (или интерес к использованию) телеуслуг прямо из дома: услуги гражданского общества (общение с городскими властями), досуг (организация путешествий из дома, чтение электронных газет и новостей, виртуальное посещение музеев), электронная медицинская диагностика, поиск работы и возможностей переподготовки, электронная торговля и поиск информации о правах потребителя, проведение финансовых операций через интернет и финансовые консультации, участие в политических дебатах с использованием интернета.
2) В марте 2000 года опубликована международная методика, разработанная Гарвардским университетом, – «Готовность к информационному миру». Она служит для оценки готовности страны к жизни в информационном обществе через оценку возможностей доступа к глобальному информационному пространству.
Готовность измеряется оценкой продвинутости общества в наиболее критичных областях использования ИКТ и наиболее важных приложениях.
Выделяется 5 основных критериев готовности:
Доступ к сетям (развитие инфраструктуры и т.д.).
Состояние дистанционного обучения.
Развитие «электронного общества» (number of online users, e-communities etc).
Развитие e-economy.
Политика государства в сфере ИКТ.
19 категорий показателей ранжированы по уровням продвинутости – от 1-го до 4-го.
Предлагаемый нами подход к измерению информационного неравенства основан на исследовании готовности разных социальных слоев к жизни и работе в информационном обществе и выявлении факторов, определяющих отношения разных социальных групп с информационной средой.
Различные социальные группы по-разному включены в мир ИКТ – от полной интеграции до полного отторжения. По принципу использования ИКТ население можно разделить на следующие три группы:
на тех, кто использует ИКТ;
на тех, кто хочет их использовать, но пока по каким-то причинам не может;
на тех, кто по тем или иным причинам не хочет их использовать.
Социальные технологии, направленные на интеграцию российского населения в глобальное информационное пространство, различны для разных групп.
Первая группа – «те, кто использует ИКТ», состоит из людей, кто активно творит новую информационную среду и активно ее использует, «плавает» в ней, как рыба в воде, охотится за нужной информацией или играет предоставляемыми возможностями. Среди них есть как увлекающиеся, одержимые и дерзающие личности, так и чисто инструментальные пользователи, понимающие свою выгоду от использования этих технологий. И те, и другие широко используют новые возможности, их можно отнести к информационной элите, которая задает образцы поведения.
Во вторую группу – «те, кто хочет использовать ИКТ, но пока не может» входят люди, у кого есть желание, но нет доступа к ИКТ. Ограничения доступа могут быть как техническими (отсутствие техники), так и экономическими (для тех, кто не может полностью пользоваться новыми возможностями из-за высокой стоимости услуг). Эта группа ощущает свое информационное неравенство и составляет социальную базу дальнейшей информатизации. При соответствующих условиях она может пополнить ряды пользователей ИКТ.
«Те, кто не хочет использовать ИКТ» делятся на тех, для кого все, что связано с ИКТ, находится в зоне отчуждения, это информационно пассивные, не увлекающиеся новшествами люди, а также на тех, кто отрицает нововведения в принципе. Информационно пассивные – возможный резерв социальных сил, способных пополнить информационное общество. Их можно «раскачать», вовлечь в современную жизнь, подготовить к жизни и работе в информационном обществе.
Целью проведенного при поддержке РФФИ в 2000 г. исследования была разработка теоретико-методологического подхода к измерению готовности населения к жизни и работе в информационном обществе. Предлагаемый подход к анализу информационного неравенства базируется на операционализации понятия «готовность» и на определении моделей успешного поведения в информационной среде.
Готовность
к жизни и работе в информационном обществе определяется нами через следующие 4 параметра:
Возможность доступа к ИКТ, наличие информационного имущества.
Уровень компьютерной подготовки и осведомленности о возможностях ИКТ.
Степень информационной активности и уровень вовлеченности в мир ИКТ.
Характер мотивации.
На первом этапе исследования мы рассматривали только активных и продвинутых пользователей интернета в качестве реперной группы, задающей ориентиры в этой области. Для продвинутых пользователей нет проблемы доступа, уровень компьютерной компетентности и вовлеченности в мир ИКТ по определению максимальный. На втором этапе, в 2001 году, используется имущественный подход, аналогичный подходу Евробарометра, в соответствии с которым население типологизируется по принципу наличия дома информационного имущества. Результаты этого исследования будут изложены в следующей публикации.
В начале 2000 года были опрошены продвинутые пользователи интернета – студенты, бизнесмены и ученые. Представители этих групп были опрошены методом углубленных полуструктурированных интервью.
Основные исследовательские вопросы проведенного обследования
:
1) зачем используется интернет, чем пользуются из возможного, что предпочитают: получать, распространять или обмениваться информацией;
2) прослеживаются ли процессы электронного сетеобразования, сотрудничества и взаимопомощи, наблюдается ли выход за национальные границы при поиске, распространении и обмене информацией;
3) какова степень виртуализации повседневной жизни у активных пользователей интернета, какие виды жизнедеятельности проходят в электронном пространстве.
Кратко результаты исследования сводятся к следующим.
Опрос бизнесменов
Опрос бизнесменов – активных пользователей интернета, показал, что они одновременно являются активными пользователями электронной почты и мобильных телефонов. И дома, и на работе их жизнь серьезно изменилась. «Раньше было рабочее и нерабочее время, были воскресенья, теперь все смешалось. Я всегда «на связи», даже когда отключаю телефон, меня достают по почте. Теперь «думать» надо всегда».
Никто из респондентов не осмелился назвать свой бизнес электронным, так как «общая методика ведения бизнеса меняется очень медленно. Новые возможности, предоставляемые интернетом – это электронная торговля, электронный маркетинг и заказ товаров, электронная реклама, снижение издержек совместной работы за счет использования новых компьютерных средств коллективной работы. Но ведь надо, чтобы твои партнеры тоже пользовались всем этим, а это не всегда бывает. Велика инерция».
Известно, что в России неформальные сети коммуникации, дружеские связи и знакомства всегда были основном каналом распространения информации. И сейчас интернет не используют для важных переговоров, предпочитая живое общение: «тонкие переговоры по интернету не проведешь, да и не пользуются им мои контрагенты, управленцы высокого уровня». Старые сети частично перешли в электронные. Бумажный документооборот также сохраняется, лишь частично превращаясь в электронный.
С момента подключения фирмы к интернету она почти отказывается от услуг информационных агентств, которые раньше снабжали ее информацией, оставляя только самое необходимое, – «через интернет дешевле».
Доступ к сети регламентируется: «это стоит денег, поэтому допущены только те, кому нужна оперативная информация».
В качестве наиболее привлекательных черт работы в интернете респонденты отмечали скорость и конфиденциальность поиска информации и возможность не перемещаться. «Это рай для ленивых, но умных. Никуда не надо ехать!». Раньше надо было много звонить и дозваниваться, посылать факсы и ждать на них ответа. Теперь все это заменяет электронная почта. Скорость обмена информацией отмечается как фактор, вызывающий наибольшие изменения в ведении дел.
Четко прослеживается разница в пользовании интернетом мужчинами и женщинами, достойная статистической верификации. Высказывание респондентки: «Чтобы начать пользоваться компьютером и интернетом, мне надо было в чем-то преодолеть себя. Я долго не хотела осваивать компьютер, некогда ведь, но он победил меня своей простотой и удобством, я теперь ни от кого не завишу. И вообще это выгодно и удобно. Училась сама, по книжкам, и сын помогал. Но я иду в Сеть только для дела, а вот мой начальник там ночами сидит, читает то про экономику, то про яхты». Высказывание респондента: «У меня уже привычка – когда бы ни пришел домой, не ложусь спать без того, чтобы не посидеть в Сети. Да и утро я начинаю так же».
Как показало исследование, женщины используют новые возможности чисто функционально, мужчины же склонны к увлечению и даже привязанности к компьютеру. В исследовании прозвучал статусный момент использования интернета в бизнесе: «Без электронного адреса фирма – не фирма. Электронный адрес нужен для рекламы себя». Как и следовало ожидать, экономическая целесообразность отмечается как главный фактор интернетизации бизнеса.
Опрос научных работников
Продвинутые пользователи ИКТ начали пользоваться электронной почтой в 1992-93 гг. (выявлен случай электронного обмена информацией с помощью некоего прообраза электронной почты уже в период 1985-88 гг.). Отдельные случаи использования интернета научными работниками отмечались уже в 1993-1995 гг., хотя активное и постоянное его использование началось в последние три-четыре года.
Используются интернет и e-mail преимущественно на работе, где есть бесплатный выход. Выход в интернет из дома производится редко, как из-за часто худшего, чем на работе, качества коммуникаций, так и по финансовым соображениям. Время присутствия в интернете в день для респондентов – специалистов в области ИКТ, доходит до 8-10 часов, для ученых – не специалистов в области ИКТ, оно колеблется от 0,5 до 2 часов.
Для респондентов характерно как прагматическое, инструментальное использование новых возможностей для решения конкретных проблем, так и использование интернета для расширения круга общения, для поиска коллег и единомышленников.
По свидетельству опрошенных, основное время пребывания в интернете они тратят на поиск необходимой информации, иногда используют его в целях получения бытовой справочной информации, редко – для развлечений. «Два года сижу в Сети и все еще восхищаюсь, как быстро можно найти то, что надо. Хотя нельзя забывать, что моя скорость поиска увеличивалась по мере того, как я совершенствовал стратегию поиска».
Изощренность или, наоборот, простота стратегии поиска нужной информации – новая яркая характеристика потребителя современных ИКТ, требующая дальнейшего изучения.
Производство и распространение информации в электронной форме выражается, в основном, в саморекламе и размещении в сети электронных публикаций.
Интернет используется научными работниками как средство виртуального общения в профессиональных целях. «Болтать некогда, да и не хочется, я и по телефону не люблю долго говорить. Скорее уж я пойду в интернет найти информацию о возможностях реального профессионального общения, найду сведения о какой-нибудь конференции. Правда, теперь появляется все больше онлайновых конференций, я уже в трех участвовал».
Как показало обследование, процесс образования новых электронных сообществ в научной сфере идет медленно и неравномерно. В международном сетеобразовании могут участвовать только лица, знающие английский язык и имеющие контакты за рубежом, они свободно обращаются в глобальном информационном пространстве. Сетеобразование на русском языке, по экспертным оценкам, как это не парадоксально звучит, идет не быстрее, чем на английском. Причиной этого, на наш взгляд, является наличие социокультурного ограничителя – отсутствие привычки делиться информацией вне рамок конференций и семинаров.
Однако можно констатировать, что процесс образования новых электронных сообществ научных работников развивается, и основан он на принципах гражданского общества – на стремлении объединяться по интересам и желании бесплатно и добровольно обмениваться информацией.
Степень виртуализации повседневной жизни у опрошенных научных работников невелика, за исключением специалистов в области ИКТ, для которых рабочий процесс практически протекает в электронном пространстве.
Широко обсуждаемая проблема возможной «зависимости» для этой группы носит не столько психологический, сколько инструментальный характер: «интернет – это как горячая вода, можно жить и без нее, но очень неудобно».
Респонденты используют и русский, и английский интернет, причем переписка ведется преимущественно с зарубежными партнерами.
Опрос студентов
Исследование показало, что первые пользователи интернета и электронной почты среди студентов появились одновременно, начиная с 1996-1997 гг.
Студенты подчеркивают, что стремятся использовать технику, отвечающую мировым требованиям. «Я хочу работать с современным программным обеспечением и использовать все услуги, которые дает интернет». Компьютер для них – первый приоритет покупки. «Те, кому родители не могут купить компьютер, идут подрабатывать кем угодно, чтобы заработать на компьютер». Осваивают технику, учась друг у друга и с помощью книг, причем процесс этот занимает очень мало времени.
Интересное наблюдение – в студенческой среде «фанаты» интернета пользуются им бесплатно, даже несколько посмеиваясь над теми, кто платит за эти услуги. «Знать надо, только чайники за это платят». На вопрос о том, как же они получают доступ, отвечают, что имеют доступ к бесплатному интернету или на своей работе, или на работе у друзей и знакомых.
Студенты – пользователи интернета, четко подразделяются на две группы:
пользователи персональных компьютеров со стажем, которые всегда находят способ бесплатного подключения, используя наработанные связи в мире ИКТ;
новички, которые пользуются рекламой и платными интернет-услугами, выбирая более выгодного провайдера.
По экспертным оценкам, не только студенты, но значительная часть российских пользователей интернета, прежде всего, профессионалы в сфере ИКТ и их друзья и знакомые, сегодня пользуются его услугами бесплатно.
Время присутствия студентов в интернете определяется как потребностью в какой-то информации (причем любой: от цен на сноу-борды до материалов для курсовой), так и желанием развлечься.
Работающие студенты свои дела решают также через интернет: «Свои деловые проблемы я решаю обычно в интернете: мне легче послать информацию кому-то по электронной почте, чем по факсу или телефону дозваниваться. Поиск информации упростился до такой степени, что, не выходя из дома, я получаю ответ практически на любой возникающий у меня вопрос».
Интернет – это безусловное средство развлечений для данной социальной группы: игры в Сети, посещение персональных страниц любимых музыкальных групп и футбольных команд, болтовня в чатах, спорт, хобби, знакомства и пр. Для студентов интернет – это средство информирования о событиях молодежной жизни: дискотеки, клубы, кино, концерты и пр., причем события эти можно посещать виртуально.
Студенты широко используют компьютерные сети как средство общения. Опрос показал, что продвинутые студенты предпочитают общаться не с помощью электронной почты, а в режиме реального времени, используя новейшие чат-технологии, программы, позволяющие наряду с текстом моментально предавать звук и изображение. «Это же интереснее, чем на улице болтаться или по телефону говорить».
Именно в студенческой среде формируется новая культура общения, плюсы и минусы которой еще предстоит оценить. С одной стороны, анонимность, свойственная виртуальному общению, удовлетворяет «желание поэкспериментировать», позволяет быть более раскованными, чем в реальной жизни, защищает от разочарований. С другой стороны, жизнь в придуманном мире, где легко бороться с трудностями и все можно изменить по своему желанию, плохо готовит к реальной жизни. Именно в этом, вместе с возможностью возникновения психологической зависимости, заключается реальная социальная проблема, широко обсуждаемая в научных кругах и мало осознаваемая самими пользователями передовых ИКТ.
По словам одного из студентов, «проблема зависимости для меня неактуальна, она актуальна для людей, испытывающих трудности в реальном живом общении. Для них виртуальный мир - это выход». Проведенное исследование отчасти подтверждает это высказывание, показывая, что активные пользователи передовых технологий – это социально активные, легко адаптирующиеся личности, быстро осваивающие все новое.
Пользование английским интернетом зависит от знания языка, однако, по свидетельству респондентов, «сам факт пребывания в российском интернете стимулирует желание изучить английский язык».
Отключение интернета по тем или иным причинам вызывает у таких пользователей чувство растерянности.
В студенческой среде в одной из первых начался процесс электронного сетеобразования, о чем свидетельствуют и данные таганрогского исследования 1997 года. По свидетельству респондентов, именно с 1997 г. в России начали появляться чаты и «виртуальные тусовки». Такие социальные последствия виртуального общения, как знакомство и брак, считаются сегодня в студенческой среде «нормальными». Каждый опрошенный имеет друзей, образовавших семью через интернет.
Исследование показало, что
качественные перемены в жизни продвинутых пользователей интернета сводятся к следующему:
1) За три года, прошедших со времени исследования пользователей ИКТ в 1997 году, произошли большие изменения в области использования коммуникационных технологий. Социальная ценность коммуникационных услуг резко возросла. Случаев использования интернета или электронной почты в доме в 1997 году практически не было обнаружено. Только 2,3% населения пользовались электронной почтой и 0,6% имели доступ к интернету. Даже семьи, имевшие компьютеры с процессором Pentium, не видели необходимости в покупке модемов и не только потому, что в городе плохая связь. В провинции наблюдался некий социальный ограничитель – неразвитость самих информационных связей, а также низкий уровень осознания современных возможностей в сфере коммуникации. «Не нужна мне электронная почта, не с кем мне переписываться», – типичное высказывание для провинциального пользователя персональным компьютером 1997 года.
Ключевая фраза активных пользователей 2000 года: «Как можно жить без интернета?»
2) Две группы продвинутых пользователей интернета, ученые и студенты, хорошо интегрированы в глобальное информационное пространство, качество их присутствия там почти не отличается от европейского и общемирового. Респонденты демонстрируют высокую личностную готовность и интерес к использованию ИКТ.
3) Все они привлекают информацию при принятии решений, как на работе, так и в быту, и это большая перемена для бывшего советского человека. При этом для пользователей интернета характерен уход от всякого рода посредников.
4) В современных условиях жизнь все больше зависит от личностных характеристик, от увеличения требований к себе, повышения требований к личностной активности. Информатизация выдвигает на первый план такие человеческие качества, как интеллект и профессионализм, умение работать с информацией.
ИКТ содействуют развитию личности, поддержанию и повышению ее потенциала, расширению социального и интеллектуального выбора.
На первый план в потреблении информации выходят не столько культурный капитал семьи или ее экономические возможности, сколько такие качества потребителя, как способность наладить сети взаимообмена, усердие и энтузиазм. Роль семьи в передаче электронной культуры уменьшается.
5) Обнаружен феномен «переинформирования», избытка информации, который проявляется в форме психо-эмоциональной перегрузки от избытка информации. В условиях возрастания информационных потоков механизмы защиты индивида от лавины обрушивающейся на него информации еще не отработаны.
Проблема отбора нужной информации в море имеющейся зависит от степени продвинутости пользователя, понимаемой как способность управления информационными потоками и умение концентрировать и организовывать информацию под задачу.
6) Увеличение скорости всех информационных процессов как имманентное свойство ИКТ ведет к изменению ритма жизни пользователей, хотя не ведет, вопреки ожиданиям, к увеличению свободного времени. Ритм жизни меняется из-за возрастания скорости поиска информа
ции и ее доступности, увеличения скорости обмена информацией и ее обработки. Для постоянных пользователей интернета ускоряются все информационные процессы. «Информационный» образ жизни характеризуется и тем, что работу часто можно выполнять в режиме телеприсутствия, не вставая со стула и не выезжая из города.
7) Под влиянием того, что пользователь коммуникационных технологий всегда «на связи», наблюдается реальное стирание граней между понятиями рабочее и нерабочее время, рабочий и выходной день. Несмотря на то, что любую технику можно выключить, возникает страх что-то важное пропустить.
8) Исследование показало, что digital divide – цифровой раскол, уже заметен даже среди продвинутых пользователей. Обращает на себя внимание тот факт, что профессионалы в области ИКТ, те, кто работает в new economy, отличаются от других пользователей интернета и по языку общения (они используют «веббиш», вставляют в свою русскую речь большое количество английских слов), и по времени, проводимом в виртуальном мире, и по знанию приложений, и даже по некоторой снисходительности при общении с миром «непосвященных».
Социологические исследования показывают, что в стране существует и стихийно расширяется социальная база освоения новых информационных и коммуникационных технологий. Часть социальной потребности в ИКТ реально предъявлена рынку в виде спроса на эти технологии, другая часть находится в стадии формирования. Формирование потребности в ИКТ у новых социальных групп – важная социальная задача. От того, как и когда смогут широкие слои общества использовать новые возможности, зависит динамика процесса модернизации и, в конечном итоге, темпы общественного прогресса в стране.
Вершинская Ольга Николаевна -
главный научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук, доктор экономических наук
© Информационное общество, 2001, вып. 4, с. 45-50.