Информационное общество в регионе. Современный этап развития

А.И. Русаков, проректор по информатизации Ярославского государственного университета
Е.А. Улисков, начальник Управления информатизации и технических средств Администрации Ярославской области





Россия отстает и, наверное, долго еще будет отставать от развитых стран Европы и Соединенных Штатов Америки. Тем не менее, на наш взгляд, страна все-таки сможет, не до конца построив индустриальное общество, так или иначе приобщиться к информационному обществу следующего тысячелетия. Такие попытки предпринимаются сейчас по всей России, не только в Москве, но и в регионах есть оригиналь-ные собственные концепции развития, которые проверены временем.

Ярославская область – одна из тех областей, где существует собственная концепция информатизации. Здесь изначально четко ставилась задача – одновременно автоматизировать ключевые элементы будущего информацион-ного общества: законодательную, техническую, кадровую и управленческую базы. Предлагаемые в концепции пути развития региона увязаны с перспективными задачами всей центральной России. В рамках Ассоциации губернаторов Центральной России родилась идея создать в этой обширной зоне страны единое информационное пространство. Безусловно, ни техно-логически, ни финансово Россия не может конкурировать с развитыми национальными структурами европейских стран, однако в нашей стране нет и не будет кризиса идей.

В течение ряда лет в Ярославле и области проводился широкомасштабный социальный эксперимент. Он потребовал больших усилий не только от академических институтов, университетов и органов управления, но и общества в целом. В нем принимали участие преподаватели вузов и школ, медики, работники культуры. Совместными усилиями удалось создать областную инфраструктуру, интегрированную в российские информационные структуры. Сейчас в Ярославле более 300 организаций пользуются услугами Интернета. Таким образом, начатое три-четыре года тому назад едва ли не насильственное внедрение информационных технологий позволило добиться хорошего социального отклика даже в типичной российской глубинке.

Безусловно, мы стремимся учитывать те сложности, которые возникают в процессе развития информационного общества. Например, нельзя забывать о проблемах обеспечения национальной безопасности в открытых системах. В информационных центрах российского города Ярославля нет ни одной вещи, сделанной в Российской Федерации. Основные маршрутизаторы, компьютеры, да и все остальное – зарубежное. Поэтому крайне сложно обеспечить защиту национальных информационных ресурсов на программном уровне. Следовательно, необходимо четко отделять то, что надо охранять всеми силами, от полностью открытой и доступной всем информации.

Для россий-ских регионов настало время, когда от потребления информации нужно переходить к ее созданию.
Те интеграционные процессы, которые стали инициироваться федеральным правительством, дали возможность Ярославлю принять участие в федеральных программах, направленных на развитие информационных ресурсов.

В российской провинции будут наиболее эффективны, с точки зрения применения информационных технологий, программы, связанные с решением социальных проблем, с наукой, образованием и культурой. В этой сфере мы можем быть не только потребителями. А вот в медицинской информации, в области науки и дистанционного обучения, пока мы, как правило, являемся обучаемыми, хотя политика поощрения развития собственных инфор-мационных ресурсов, бесспорно, очень важна.

Следует затронуть и вопрос о монополизме при информатизации общества. Уровень технологической организации телекоммуникационных систем, которые функционируют в столице и практически во всех региональных центрах, вызывает опасение, что монополизм в области телекоммуни-каций может привести к монополизму в области распространения информации, а также к еще более сложным процессам, связанным с контролем над информа-ционными потоками и их использованием. Здесь следует отметить важную роль регио-нальных правительств.

Открытые системы не должны ни в коей мере зависеть от технологической монополии на средства связи, на каналы распространения информации. Это одна из тех проблем, которые требуют решения на уровне федерального законодательства. Следует сказать, что в последнее время появились некоторые сдвиги в этом направлении, включая возможность создания собственных телекоммуникационных систем с участием региональной администрации. Однако не везде этот процесс идет достаточно быстро, что может стать проблемой для всех крупных центров России при вхождении в информационное общество.

Необходимо также обратить внимание на интеграцию и взаимодействие регионов. Проблемы, которые возникают перед телекоммуника-ционными и информационными системами, начали выходить за пределы одной области, за пределы двух-трех соседних областей. Произошел качественный скачок. Средства решать эти проблемы рассчитаны на одновременные усилия целого ряда близких по экономическому и географическому положению реги-онов. Эта тенденция будет способствовать интеграции России в мировое информационное общество, а за словами «единое информационное пространство» скоро будут стоять реальные межрегиональные информационные системы.


© Информационное общество, 1999, вып. 4, с. 24 - 25.