Дорогие коллеги!


В.П. Тихомиров, М. Патру



Информационное общество, экономика знаний, цифровое неравенство – явления, возникшие сравнительно недавно, – находятся сегодня в центре внимания крупнейших международных организаций, в том числе ЮНЕСКО, и обсуждаются на различных уровнях, вплоть до Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам развития информационного общества. Что же происходит при этом с образованием?

Если оценивать наиболее значимые изменения, произошедшие за последние десять лет в образовательной индустрии, то абсолютное большинство из них связано с внедрением информационно-телекоммуникационных технологий в учебный процесс и управление им. Традиционное классическое обучение, веками практикуемое во всем мире, стало все менее отвечать современным потребностям общества в условиях всеобщей мобильности и глобализации. Если ранее достаточно было один раз получить хорошее образование и в дальнейшем использовать его практически всю жизнь, то в наше время обновление знаний должно происходить не реже чем раз в пять лет, а в ряде случаев и гораздо чаще.

Какими видятся основные характеристики образования XXI века, присущие информационному обществу? Прежде всего, сдвиг парадигмы от «образования на всю жизнь» к «образованию в течение всей жизни». При этом происходит стирание граней между учебой и работой по причине того, что само общество, построенное на знаниях, базируется на умственном труде, который невозможен без постоянного обучения, следовательно, работа самым тесным образом начинает переплетаться с учебой. Процесс обучения в этом случае должен происходить без отрыва от работы, при гибком графике по индивидуальной программе, соответствующей компетенциям конкретного специалиста.

Исторически образование было прерогативой государства, сегодня активную роль играет корпоративное обучение, так как именно здесь есть спрос на работников умственного труда, и их знания и навыки должны соответствовать требованиям организаций, в которых они работают. Это вовсе не означает, что государство может снять с себя ответственность за образование. Напротив, оно должно стимулировать использование современной информационной среды в целях модернизации системы образования и создания инфраструктуры труда и обучения для информационного общества, выступить активным агентом партнерства с обществом и бизнесом в деле развития образования.

Cтановится очевидным, что в информационном мире знание должно быть представлено в электронном виде. Только так оно будет доступно широкому кругу лиц, только в этом случае возможен его эффективный поиск, обработка и дальнейшее использование, и этому следует учить. Кроме того, в развитии эффективных инновационных систем, в рамках которых осуществляется интеграция образования, науки и экономики, особое место принадлежит обновленным вузам, которые становятся ядром бизнес-инкубаторов и технопарков.

Образование становится не самоцелью, а платформой для профессионального, карьерного и личностного роста, если оно наряду со знаниями дает навыки постоянного обучения и самообучения, умение жить и работать в информационном обществе. Можно с полной уверенностью утверждать, что такое образование невозможно без активного внедрения технологий электронного обучения. Ведь электронное обучение само по себе является основой для технологий общества, построенного на знаниях. Людей нужно учить этим технологиям, используя новые инструменты - инструменты электронного обучения.


Тихомиров Владимир Павлович - ректор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики.

Патру Мариана - программный специалист сектора образования ЮНЕСКО.


© Информационное общество, 2005, вып. 4, с. 1.