Комплексный подход к управлению городскими ресурсами и ресурсами предприятий на основе информационных технологий

С.Л. Моисеев, заместитель генерального директора компании "Анкей-Информационные системы"





Тема статьи – методы реализации комплексного подхода, использованные компанией «Анкей» в системных проектах для предприятий и организаций города и регионов.

Компания «Анкей», по данным ежегодного опроса маркетингового агентства «Дейтер», является сегодня одним из ведущих системных интеграторов России. В настоящий момент она насчитывает около 400 сотрудников и успешно работает с международными партнерами.

В зависимости от степени сложности и масштаба выполняемых работ рассмотрим три аспекта реализации поставленной задачи.

Первый – это создание проектов, основанных на типовых решениях, которые по сути представляют собой элементы своеобразного конструктора для быстрого и качественного выполнения любого заказа. Программные продукты обеспечивают здесь так называемый StartUp-проект, то есть быстрое внедрение элементов технологий и быстрое вхождение организаций в крупный корпоративный проект. Заказчиками таких проектов являются Московский метрополитен, Московская городская телефонная сеть, Федеральная почтовая служба, Газпром, Центробанк и ряд других. В основе комплексного подхода к выполнению крупных корпоративных проектов лежит интеграция технологий. Она включает:

При реализации комплексного подхода используется сквозная технология обработки информации, которая включает в себя технологии хранения, обработки и представления информации. Сюда входит: хранение любых видов данных и полнотекстовый поиск, многомерная модель данных и их обработка, возможность извлечения информации из различных источников и агрегация этой информации в единой базе, использование уже готовых приложений для автоматизации тех или иных аспектов деятельности организаций и реорганизация на этой основе деловых процессов.

В качестве одного из инструментальных средств используется набор функционально законченных приложений для комплексного управления предприятиями международной компании Oracle – Oracle Applications. Сквозная технология автоматизации основных деловых процессов организации обеспечивает возможность масштабируемости решений, то есть их переноса на вовлекаемые в эти деловые процессы новые подразделения, а также поддержку территориально-распределенной обработки данных. С функциональной точки зрения – это автоматизация различных аспектов деятельности организаций или предприятий города, региона. Например, при управлении финансами предприятия – это решение задач финансового анализа, управления расходами, движения денежных средств, управления основными средствами. При управлении производством – это проектирование новых товаров, планирование и моделирование, управление затратами и качеством. В области управления материальными потоками – это решение задач планирования, управления запасами, заказами, послепродажное обслуживание автоматизированных систем. Во всех программных решениях много внимания уделяется проблеме защиты информации или вопросам информационной безопасности в финансовых, коммуникационных системах или иных программных приложениях. Компания «Анкей» получила государственные лицензии на деятельность в данной сфере, включая лицензии Гостехкомиссии при Президенте РФ, ФАПСИ, ФСБ и Министерства обороны Российской Федерации.

Среди крупных уже выполненных проектов – автоматизированная система оплаты проезда в Московском метрополитене, автоматизация обработки данных в центрах технической эксплуатации МГТС, создание помехоустойчивой сети для Московского комбината твердых сплавов. Система автоматизированной оплаты проезда действует на 150 станциях Московского метрополитена, ее автоматы установлены в 270 вестибюлях. Те, кто пользуется метро, знает не понаслышке преимущества, которые дает использование магнитных билетов. Дело в том, что до внедрения системы отсутствовал должный учет льготных категорий пассажиров. Более 80 регламентирующих документов определяют льготы для пассажиров. По совокупности они распространяются на 57% пассажиропотока. Даже лучшие специалисты по тарифам Московского метрополитена не могли вручную оптимизировать полученные данные. Система, которая сейчас внедрена, осуществляет контроль с помощью интеллектуальных автоматов. Они быстро считывают информацию с магнитных носителей, оценивают ее, принимают решение, а затем передают сведения в Центр обработки на центральный сервер, где ведется комплексный учет пассажиропотока.

При автоматизации обработки данных в центрах технической эксплуатации МГТС решены задачи внедрения автоматизированных систем хранения, обработки технологических сообщений АТС, а также обеспечения возможности юридической обработки информации, которая позволяет оперативно кодировать увеличение загрузки каналов связи, снижение качества обслуживания абонентов.

Реализована система комплексного управления для Московского комбината твердых сплавов. В результате создана помехоустойчивая сеть для административно-финансовых служб, производственных цехов, подразделений по заготовке сырья и сбыта продукции, а также для складского хозяйства.

Второй вид реализуемых задач – это типовые решения, используемые конструктором в процессе реализации корпоративных проектов. К ним относятся: корпоративная электронная почта, защищенный выход в Интернет, Web-депозитарий данных, который представляет собой организацию электронного сообщества, объединение участников рынка на сетевой основе. Его цель – объединить в рамках единого информационного пространства поставщиков, производителей, продавцов и потребителей услуг, продукции и так далее.

В России действует Сеть делового сотрудничества «RBCnet», которая была создана два года назад по инициативе и при участии специалистов компании «Анкей».

В современных условиях важно уметь не только передавать информацию и знания, но накапливать и структуризировать интеллектуальный капитал. Здесь неоценим опыт дистанционного образования. На его основе в России развивается система управления корпоративными знаниями.

Конкретные программные продукты составляют третий класс решаемых задач. По сути – это реализация в некотором модульном исполнении опыта корпоративных проектов. В качестве примера можно назвать защищенную электронную почту, которая используется для организации конфиденциального документооборота. Или защищенный Web-сервер, который выступает в роли инструмента для создания защищенной корпоративной информационной системы.

Основная ценность легко тиражируемых решений – в их низкой стоимости, а также простоте установки и настройки. Они к тому же обладают низкой стоимостью владения, которую определяет совокупность необходимого для приобретения продукта стартового капитала и стоимости, аккумулирующей в себе все последующие затраты: на сопровождение продукта, на администрирование, на переподготовку персонала. Эти системы высоко масштабируемы. Подводя итог, можно утверждать, что типовые решения обеспечивают быстрый и качественный старт корпоративных проектов. На реализацию сложной системы управления всегда уходит один-два года работы, а ведь нередко заказчикам нужно буквально завтра получать решения, которые обеспечат оперативный обмен информацией между сотрудниками, координацию работы подразделений и предприятия в целом. Назначение типовых решений как раз в том и состоит, чтобы дать быстрый старт для решения каких-то задач сегодня или завтра, чтобы затем обеспечить внедрение более сложных комплексных систем. Эти проекты и решения являются своеобразной подпиской на развитие, потому что укладываются в концепцию создания единых информационных ресурсов предприятия, концепцию его развития. Предприятия одновременно получают гарантию на техническую поддержку обновления версии, возможность масштабируемости для собственного развития. Использование открытых стандартов обеспечивает возможность интеграции всех программных компонентов и всех информационных ресурсов организации в единую информационную структуру или единое информационное пространство.


© Информационное общество, 1999, вып. 4, с. 25 - 27.