Социальная поддержка молодежи в информационном обществе

______________________

Зверькова С.А.



Статья рекомендована И.Ю. Алексеевой 17.05.2016

Аннотация

Актуальность темы статьи обусловлена нарастанием процесса виртуализации коммуникации в молодежной среде, что отражается на исполнении социальных ролей и, как следствие, на способах оказания социальной поддержки через социальные связи в реальном мире и пространстве информационных технологий. Подчеркивается необходимость более глубокого изучения соответствующего круга вопросов.

Ключевые слова: социальная поддержка, информационные технологии, виртуальная и реальная среда, молодежь.

Век высоких технологий охарактеризовался появлением новых способов коммуникации и оказания социальной поддержки. Социальные сети поддержки становятся более доступными в киберпространстве в силу распространенности различных гаджетов, таких как мобильный телефон (смартфон), планшет и т.д. Имея возможность оставаться анонимным, находясь в любой точке планеты, любой человек может обратиться за той или иной помощью на соответствующие информационные ресурсы.

Социальная поддержка является одной из духовных скреп общества. Ее роль особо возрастает в период масштабных перемен в обществе, когда в обстановке стремительно нарастающей социальной аномии люди теряют способность адекватно оценивать как свои поступки, так и действия ближайшего окружения [1, с. 45]. Цель данной статьи – посредством эмпирического исследования выявить, как новые технологии коммуникации влияют на оказание социальной поддержки среди молодежи, представить обобщенный портрет современного молодого человека.

Изучением социальной поддержки занимаются как зарубежные социологи, так и отечественные. Среди зарубежных исследователей необходимо выделить Д. Касселя, С. Кобба, в работах которых отмечается, что социальные взаимодействия способствуют ослаблению последствий стресса и его влияния на психологическое и физическое состояние здоровья, чем повышают качество социального функционирования индивида.

В различных отраслях науки термин «социальная поддержка» трактуется по-разному. Социологический ракурс фокусирует внимание на уровнях ассимиляции (интеграции) человека в определенные социальные группы. В контексте социальной поддержки социологи изучают количество и/или взаимозависимость социальных взаимоотношений [2, с. 22].

Г. Сандерс выделяет три основные фазы социальной поддержки:


Различают несколько видов социальной поддержки, в которых в различные моменты жизни нуждается каждый человек, в том числе:
Среди отечественных исследователей следует выделить И.Е. Штейнберга, который рассматривает в своих работах не только реальную, «живую» социальную поддержку, но и изменения в ее оказании под воздействием информационных технологий, то есть виртуальные сети социальной поддержки [3].

Методика исследования. В качестве объекта изучения выступали студенты вузов, обучающиеся по различным направлениям: гуманитарным, естественно-научным, техническим. Выбор студентов в качестве респондентов объясняется тем, что именно молодежь, получающая высшее образование, быстрее и легче других адаптируется к использованию инновационных технологий.

Данные были получены в ходе стандартизированного интервью в вузах Санкт-Петербурга (2014 г., N=56 человек в возрасте от 18 до 25 лет, выборка репрезентативна по полу и возрасту). Феминная и мускулинная выборки представлены в соотношении 63% к 37%. Результаты интервью обрабатывались с помощью программного пакета SPSS. Интервью проводились посредством программы Skype. Интервью включало три блока вопросов, ответы на которые позволяют оценить качественное содержание получаемой социальной поддержки через социальные связи как в информационном пространстве интернета, так и в реальном мире.

Методологической основой для анализа эмпирических данных послужили теоретические положения, представленные в трудах российских и зарубежных исследователей, а именно теории референтных групп и ролевые теории Дж. Мида и Г. Блумера, в соответствии с которыми развитие и социализация индивида обусловлены структурой его личности, референтной группой и ролью индивида в этой группе. Кроме того, использовалась классификация современных российских пользователей новейших технологий коммуникации Е.В. Бродовской [4, с. 737].

Результаты исследования. В ходе интервью были выделены несколько смысловых концептов, составляющие которых базируются на общей идее адаптации в современном обществе. К таким составляющим отнесены: жизненная стратегия, стратегия поведения в сети интернет и реальной жизни, социальный образ индивида.

Кроме того, установлено, что лейтмотивом содержания интервью практически во всех случаях является внутренняя уста­новка личности информанта, выраженная в инди­видуальном слогане. Оформленная в высказывании главная идея жизненной стратегии очерчивает общий смысловой контур размышле­ний участников интервью на все темы беседы [5, с. 133]. Именно поэтому на первоначальном этапе исследования необходимо выявить ценностные доминанты жизненных позиций.

Информанты в возрасте от 18 лет до 21 года, независимо от пола, демонстрируют настрой на «захват мира», то есть на самостоятельное достижение успеха в самых различных областях без стороннего участия и поддержки. Это выражается в таких высказываниях как: «Я – хозяин мира», «Мне все по плечу», «Все зависит только от нас самих!». Респонденты старше 22 лет, напротив, указывают на то, что им необходима поддержка как со стороны государства, так и со стороны окружающих их людей, то есть они ориентированы на социальные связи, что отражается в их ответах на вопросы интервью, например: «Один в поле не воин, чтобы успешно сдать лабораторный проект в рамках учебного процесса, необходимо работать в команде сокурсников в аудитории, а также собирать материал в сети интернет, распространяя его в учебной группе через сеть «Вконтакте»; «Для развития своего бизнеса мне нужны специалисты из разных областей, их легче найти в сети интернет».

В целях установления взаимозависимости между социальными связями и социальной адаптацией молодежи была разработана типология участвовавших в исследовании информантов. Было выделено три типа, условно названных нами «молодежь сетевая», «молодежь не сетевая», «молодежь полусетевая».

К категории «молодежь сетевая» относятся информанты, которые наиболее интенсивно используют электронные устройства для выхода в глобальную сеть. Интернет для них является жизненной средой, без которой они становятся практически беспомощными в реальном мире. Вот типичное высказывание: «Я не представляю свою жизнь без интернета и смартфона, любая информация или нужный контакт находятся через поисковую систему Яндекс или Google в разы быстрее, чем если обратиться к кому-либо поблизости. Тем более что с помощью интернета и программы Skype я могу общаться с друзьями и близкими в любое удобное время, независимо от моего местоположения и времени суток, необходимость встречаться лично сводится к минимуму».

Особое значение эта категория молодежи уделяет проведению досуга. Например, респонденты-девушки написали: «я посещаю кинотеатр не более одного раза в полгода, потому что все кинофильмы можно найти в сети интернет и смотреть их независимо от своего местоположения, даже находясь в метро или кафе», «в сети я могу найти гораздо больше интересных статей и видео-уроков совершенно бесплатно, не выходя из дома». Информанты-юноши придерживается той же точки зрения: «для того чтобы провести свой досуг мне совсем не обязательно выходить из дома, наша команда друзей по игре Warcraft собирается в on-line пространстве и, создав по Skype конференцию для общения, мы играем часами напролет».

Подобные ответы дали 58% информантов. По результатам интервью выявлены следующие характеристики данной категории молодежи:


К категории «молодежь несетевая» относятся информанты, которые изредка и нерегулярно используют интернет-пространство (3% опрошенных). Данная категория респондентов консервативна в своих взглядах на осуществление коммуникации, предпочитает проводить как можно меньше времени в сети и поддерживать коммуникацию в реальном мире, не замещая ее искусственным общением посредством цифровых технологий. Девушки и юноши данной категории пользуются информационными средствами коммуникации от двух до пяти часов ежедневно в зависимости от интенсивности учебного (рабочего) дня. Самый востребованный контент – «поиск информации о кулинарных рецептах, советов по ведению домашнего хозяйства, подбор информации о ближайших концертах и выставках».

Поисковые системы используются для поиска необходимой информации в рамках подготовки к учебным занятиям: «когда я готовлюсь к семинарским занятиям, то осуществляю поиск литературы через интернет, потому что большая часть книг доступна в on-line режиме». Свой досуг они предпочитают проводить в живом общении с друзьями и родственниками: «общение через интернет или по телефону не может заменить живое общение с глазу на глаз», «общение по телефону необходимо в течении дня, когда все находятся в разных частях города, но без встречи, хотя бы раз в неделю, я не могу обойтись».

Наконец, «молодежь полусетевая» (39% информантов). Для них интернет и информационные технологии являются инструментом достижения целей в области получения образования и карьерного роста: «для меня интернет-контент интересен только как возможность дополнительного обучения в электронном университете, поиск дополнительно заработка во время обучения», «я считаю, что современные технологии общения расширяют мою сеть контактов, с помощью которых я могу развиваться личностно и с большей вероятностью достичь успеха в любой интересующий меня области».

Эта категория респондентов пользуется информационными технологиями от 6 до 12 часов ежедневно. Как среди юношей, так и среди девушек встречаются информанты, которым устройства выхода в интернет позволяют работать удаленно, находясь в любой точке планеты. В ходе интервью было выявлено, что студенты технических специальностей, в особенности связанных с информационными технологиями, занимаются созданием сайтов компаний и раскруткой фирм в сети: «в условиях технического прогресса я совмещаю работу и учебу весьма успешно, потому что независимо от времени суток и своего местонахождения я могу работать, у меня нет привязки к офису или какому-то учреждению, которое надо посещать по определенному графику. Мой заказчик и клиенты связываются со мной и друг с другом по телефону, либо же через интернет». Подобные ответы дали 3% респондентов, из них 2% –молодые люди и 1% – девушки.

Следующий блок вопросов интервью позволил выявить, как информационные технологии повлияли на выполнение социальных ролей в реальной жизни и в сети интернет.

Поскольку Дж. Мид утверждает, что социальная среда есть решающий фактор развития личности и выдвигает на первый план значение межличностного взаимодействия людей (интеракции), ролевого поведения, то «основной механизм взаимодействия и структура личности связаны с ролевой сущностью» [6]. Личность рассматривается как совокупность ее социальных ролей. Согласно этим взглядам, человек в своей жизни, в общении с другими людьми, в своей деятельности никогда не остается просто человеком, а всегда выступает в той или иной роли, является носителем определенных социальных функций и общественных норм. Исполнение ролей имеет большое значение в становлении личности человека. Развитие психики, социальных потребностей происходит не иначе как через выполнение определенных общественных ролевых функций, а социализация человека представляет собой формирование социальных ролей [6].

Информационные технологии настолько плотно вошли в нашу жизнь, что позволяют разделять исполнение социальных ролей в сети и в реальности. Подтверждением этому могут служить ответы на вопрос: «Ваше поведение в сети интернет и в реальной жизни одинаковое?». «Нет, потому что в сети интернет я могу делать и высказывать то, что не могу в реальном мире. Выходя в сеть интернет и начиная общение, я могу предстать в том образе, который требует та или иная группа общения», «мне гораздо легче найти поддержку или одобрение в виртуальном общении, т.к. я могу открыто говорить о своих бедах или достижениях», «живое общение подразумевает ответственность за свои слова и поступки, в сети я могу пообщаться и потом удалить свой аккаунт». Только 2% информантов ответили, что придерживаются одной модели поведения в сети и в реальной жизни ввиду отсутствия необходимости изменяться.

Следующий блок вопросов был посвящен тому, где представители современной молодежи получают социальную поддержку – в сети или в реальном мире.

Для определения наиболее популярной среды поиска социальной поддержки в рамках исследования мы взяли за основу потребности современной молодежи, сформулированные И.Е. Штейнбергом:

A. сохранение и укрепление родственных связей;

B. материальная и моральная помощь, поддержка в сложных жизненных ситуациях;

C. потребность в принадлежности к определенной социальной группе – кругу друзей;

D. подтверждение своего социального статуса «нормального человека»;

E. потребность в объединении ресурсов членами «своего круга» для решения жизненно важных проблем, когда «в одиночку не справиться»;

F. потребность ощущать заботу и самому о ком-то заботиться [3, с. 93].

Наглядно результаты представлены на графике.

Рис. 1 Сети получения социальной поддержки относительно потребностей

На графике видно, что виртуальные сети социальной поддержки доминируют над сетями социальной поддержки в реальном мире в отношении удовлетворения потребности принадлежать к кругу друзей и заботы о себе, а также заботы о ком-либо. По данным опроса, это происходит в силу того, что анонимность в сети делает человека более открытым для обмена информацией, воздействующей на психоэмоциональное состояние, и не обременяет индивида материальной ответственностью.

Можно сделать вывод, что современные коммуникационные технологии обеспечивают человеку возможность «клипового общения» в сети, то есть в большом информационном потоке через создание различных образов он может формировать неглубокие социальные связи, включаясь в любое интернет-сообщество, исполняя необходимые социальные роли с возможностью получить поддержку анонимно. В то же время индивид сохраняет присущие ему социальные роли в реальном мире.

Подводя итоги, необходимо отметить, что современное молодежное сообщество весьма неоднородно с точки зрения отношения в сети: полюса шкалы предпочтений включают, с одной стороны, тех, кто «живет» в сети, с другой – тех, кто практически отрицает взаимодействие через интернет. Особый интерес представляют группа, которая использует информационные способы коммуникации как инструмент налаживания социальных связей с целью делового общения – их шансы успешно адаптироваться в современном обществе, получать социальную поддержку и самореализоваться гораздо выше.

Информационные технологии позволяют современной молодежи исполнять разнообразные социальные роли, возможность предстать в сети инкогнито расширяет границы общения, тогда как в реальной жизни возможность примерить на себя разные социальные роли предполагает определенную ответственность. В поисках информационной поддержки, по данным исследования, молодые люди зачастую обращаются к сетям виртуального пространства, в то время как в реальном мире они получают материальную и инструментальную социальную поддержку.

Литература

1. Козырева Л.Д. Социальные связи в системе социальной поддержки // Научные труды Северо-Западного института управления . 2014. №1 (13). С. 45–49.

2. Лифинцев Д.В., Лифинцева А.А. Концепции социальной поддержки: позитивные и негативные эффекты социальных связей в контексте субъективного благополучия человека // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. №11. С. 74–80.

3. Штейнберг И.Е. "Живые" и виртуальные сети социальной поддержки: анализ сходств и различий // Социологический журнал. 2009. № 4. С. 85–103.

4. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю. Стратегии пользования глобальной электронной сетью и национальный менталитет россиян и китайцев: результаты сравнительного кластерного анализа // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 736–741.

5. Паршиков Н.А., Домаренко Е.В., Домбровская А.Ю., Степанченко О.В. Воздействие глобальной электронной сети на формирование ценностных ориентаций российской молодежи (по результатам всероссийского социологического исследования) // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 29-1. С. 129–140.

6. Теория ролей // А. Я. Психология URL: http://azps.ru/articles/soc/teoriya_roley.html (дата обращения: 23.11.2015).

_________________________________________________

ЗВЕРЬКОВА София Александровна

аспирант кафедры социологии и социальной работы

Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Санкт-Петербург)


© Информационное общество, 2016, вып. 3, с. 4-10.