Электронное правительство
для российского государства

___________________________________

Ю.Е. Хохлов



Россия вступила на путь ускоренного реформирования государственной власти в условиях развивающегося информационного общества. Одобренная Правительством Российской Федерации Концепция формирования электронного правительства до 2010 года сформулировала как важнейшую задачу для будущего нашей страны реализацию электронного правительства. Переход на электронное государственное управление должен быть сделан в кратчайшие сроки, поскольку это один их ключевых элементов комплексной модернизации всей страны. Однако нельзя добиться реальных изменений, не изменив традиционных представлений, – касается ли это принятия парадигмы сервисно ориентированной архитектуры или решения вопросов создания электронного правительства. Как внедрение информационно-коммуникационных технологий в бизнесе всегда тесно связано с реинжинирингом бизнес-процессов, так и при реализации проектов по созданию электронного правительства в Российской Федерации потребуется существенная реорганизация внутренних процедур, регламентов и процессов, учитывающих использование ИКТ, в том числе ликвидация пробелов в нормативно-правовом обеспечении этих процессов.

Эта мысль так или иначе нашла отражение во многих публикациях тематической рубрики данного номера (М.И. Шадаев, О.В. Петров, Ю.Е. Хохлов). С точки зрения ряда авторов, Российская Федерация делает важные шаги на пути к развитию электронного правительства как мощного инструмента ускорения административных реформ, программ борьбы с коррупцией, поддержки приоритетных национальных проектов, позволяющего повысить качество жизни российских граждан и глобальную конкурентоспособность российских компаний. Для достижения этих целей российские власти стремятся к значительному улучшению доступа к государственным услугам с использованием порталов «одного окна», центров обслуживания населения, центров телефонного обслуживания, других элементов современной инфраструктуры услуг государства, ориентированного на граждан (Д.А. Милованцев, О.В. Петров, М.А. Бунчук). Вместе с тем следует иметь в виду, что одной из ключевых проблем формирования и использования электронного правительства в России остаются существенные различия в уровне доступа и использования ИКТ в различных регионах страны и различными социальными группами со своими «информационно богатыми» и «информационно бедными».

Развитие информационного общества и преодоление информационного неравенства в России является сложной и долгосрочной задачей, решение которой требует координации усилий государ­ства, бизнеса и гражданского общества, адекватного обеспечения (Л.Д. Рейман, Ю.Е. Хохлов).

В рубрике «Технологии информационного общества» представлен опыт Тюменской области (С.А. Дегтярь) по реализации областной целевой программы развития и использования ИКТ для решения социально-экономических проблем региона, публикуются результаты исследования по использованию технологий дистанционного обучения в электронном здравоохранении (Е.А. Белозерова, Б.В. Кристальный, М.Я. Натензон, В.И. Тарнопольский), а также статья, посвященная использованию ИКТ при решении задач стратегического планирования и управления социально-экономическим развитием города или региона (Б.Г. Медведев, Г.Б. Медведев).

В традиционной рубрике «Наука и инновации в информационном обществе» рассказывается о необходимости реформирования Российской академии наук и ее институтов (Е.В. Семенов), о роли науки в формировании образа страны в условиях становления экономики знаний (Н.Н. Семенова), а также о том, какие изменения произошли в исследовательской деятельности в XXI веке (Е.В. Балацкий).

Далее мы представляем читателям проект «Открытый мир информационных технологий», направленный на преодоление информационного неравенства и вовлечение социально незащищенных людей в информационное общество.


_________________________________________

Хохлов Юрий Евгеньевич - главный редактор, академик Российской инженерной академии


© Информационное общество, 2007, вып. 1-2, с. 2.