Теория и практика менеджмента в информационном обществе

Ю.Е. Хохлов



В информационном обществе главным фактором благополучия любого бизнеса, как и любой другой сферы деятельности, становятся знания. Их широкое использование с помощью информационно-коммуникационных технологий оказывает огромное влияние на развитие всех секторов экономики, становится одной из основных предпосылок конкурентоспособности.

Однако реализация возможностей информационного общества требует адекватной политики и своевременных управленческих решений. Отвечая на вызовы времени, компании всего мира ведут поиск таких методов менеджмента, которые могут обеспечить конкурентные преимущества в ситуации, когда старые подходы к управлению утратили свою эффективность. Россия не является исключением. Теорию и практику отечественного менеджмента при переходе к информационному обществу мы сделали ключевой темой данного номера.

Каждый руководитель знает, что стратегия - это выбор оптимального направления деятельности Организации с учетом интересов каждого сотрудника. Однако далеко не каждый хорошо представляет себе, каким образом сделать этот выбор. Своеобразным «учебником для директоров» можно назвать статью профессора А.Н. Райкова, где показана методика формирования так называемой лидерской организации - одной из составляющих успеха на рынке. Другой составляющей, имеющей огромное значение при высоких темпах изменений бизнес-среды, являются знания в принципиально важных для данного бизнеса областях. Об этом подробно рассказано в информационном обзоре Ю.П. Адлера и Е.А. Черных.

Отличительной чертой предпринимательства в информационном обществе становится перемещение акцента в производстве на инновативность. В связи с этим большое значение приобретает оптимизация инвестиционных бизнес-процессов. Новые принципы обеспечения их устойчивости предлагаются в статье одного из руководителей строительного комплекса столицы С.С. Бачуриной. По мнению автора, эти принципы носят универсальный характер и могут быть использованы при создании интегрированной системы управления строительным комплексом. Использование ИКТ на рынке ценных бумаг, в частности, для поддержки принятия решений на биржах, отражено в статье Д.А. Молодцова «Программное обеспечение финансового анализа». Как найти формулу успеха государственной или коммерческой организации? Ответ на этот вопрос можно найти в статье «От архетипов к когнитипам в менеджменте», где подробно описаны преимущества применения так называемых архетипов - своеобразных прообразов, идей, позволяющих эффективно решать проблему структуризации и накопления знаний и умений. Методическим аспектам обеспечения лучшей адаптации информационных ресурсов к потребительским требованиям на стадии их формирования посвящена статья председателя Комитета по информационным ресурсам Администрации Ханты-Мансийского автономного округа Н.Р. Масловой. О практических аспектах использования контроллинга - сравнительно нового направления в теории и практике управления - можно узнать из работы Е.Г. Мамышевой.

Рубрику «Социальные аспекты перехода к информационному обществу» открывает интервью с Михаилом Якушевым - российским представителем в международной целевой группе DOT Force, основная деятельность которой направлена на преодоление информационного неравенства - одной из самых серьезных проблем современной эпохи. Попытке российских ученых создать имитационную модель для выявления кризисных явлений планетарного масштаба, в том числе и в информационной сфере, посвящена публикация авторов ВЦ РАН и кафедры устойчивого развития МГХТИ. Особого внимания заслуживает исследование доктора психологических наук В.Е. Лепского «Гуманитарные технологии информатизации общества». «Если мы хотим построить общество, ориентированное на востребование интеллектуального и духовного потенциала человека, - утверждает ее автор, - то необходимо посмотреть на процессы информатизации с позиций психосоциальных критериев». В противном случае доминанта технократического подхода к информатизации может привести человечество к информационной катастрофе.


Хохлов Юрий Евгеньевич - главный редактор.


© Информационное общество, 2001, вып. 6.