В Москве, как и в России в целом, проблема адекватного информационного обеспечения государственной политики информатизации стоит наиболее остро. В стране на федеральном и региональном уровнях разрабатывается политика перехода к информационному обществу, приняты масштабные программы «Электронная Россия» и «Электронная Москва». Все это порождает спрос на достоверную, регулярную и полноценную информацию о процессах развития информационного общества, позволяющую принимать обоснованные управленческие решения в этой сфере. Вместе с тем в настоящее время такая информация в большинстве своем отсутствует. В России статистика развития информационного общества остается крайне фрагментарной и разрозненной. Имеющиеся сегодня официальные данные о производстве и использовании ИКТ в социально-экономической сфере и данные мониторингового характера различных аналитических и социологических служб не имеют системного характера, не охватывают важных аспектов использования ИКТ в экономике, органах власти и социальной сфере и в целом не позволяют создать адекватную основу для проведения анализа, прогнозирования и разработки политики в сфере ИКТ.
Принятая в Москве программа «Электронная Москва» выгодно отличается от многих других региональных и федеральных программ тем, что с самого начала в ее рамках была начата разработка и реализация системы мониторинга движения Москвы к информационному обществу. Такой подход соответствует передовому опыту программно-целевого планирования.
По заказу Управления информатизации города Москвы работы по разработке и реализации системы мониторинга ведет Институт развития информационного общества, выигравший конкурс. Для выполнения работ была сформирована группа экспертов, специалистов в различных предметных областях. Реализация проекта началась в конце 2003 г., к середине 2004 г. была разработана методология мониторинга и проведены первые полевые исследования, результаты которых анализируются в этой рубрике журнала. В данной статье описывается подход к разработке и реализации системы мониторинга движения Москвы к информационному обществу, а также на основе данных, полученных на первом этапе мониторинга, дается общая характеристика и анализируются наиболее существенные проблемы современного этапа электронного развития города.
Разработанный в рамках «Электронной Москвы» и реализованный в системе мониторинга движения Москвы к информационному обществу подход находится в русле последних тенденций развития аналитических и статистических исследований информационного общества и основан на концептуальной схеме оценки «электронной готовности» (e-readiness assessment). Его отличительной особенностью является комплексный анализ факторов электронного развития (человеческого капитала, государственного регулирования, делового климата, доступа к ИКТ, информационной безопасности) наряду с анализом использования ИКТ в ключевых сферах деятельности (образование, здравоохранение, культура, бизнес, государственное управление, повседневная жизнь).
Подход к мониторингу использования ИКТ для развития различных сфер деятельности повторяет концептуальную схему мониторинга электронного развития города в целом. Мониторинг электронного развития отдельных отраслей (образования, здравоохранения и др.) проводится как по показателям готовности отрасли (факторов электронного развития), так и по показателям использования ИКТ. Готовность рассматривается в двух основных аспектах: доступ к ИКТ (обеспеченность электронным и компьютерным оборудованием, доступом к интернету и др.) и готовность человеческого капитала (наличие навыков и специальной подготовки у персонала, информированность и др.). Мониторинг использования ИКТ, в свою очередь, осуществляется с точки зрения показателей интеграции информационно-коммуникационных технологий в профессиональную деятельность, а также по показателям предоставления услуг на основе ИКТ и их использования «клиентами» отрасли – населением и, в ряде случаев, предприятиями города.
Факторы электронного развития и ключевые сферы деятельности составляют 12 объектов (предметных областей) мониторинга. Для каждого объекта мониторинга определены параметры, по которым производится наблюдение и разработана система показателей. Показатели и методологический инструментарий для получения их значений разрабатывались с учетом международного опыта, поэтому результаты мониторинга по целому ряду показателей позволили проводить международные сопоставления.
Следует сказать, что задача создания полноформатной методологии мониторинга развития информационного общества, включающей концептуальные основания, систему показателей, классификации, статистический и социологический инструментарий, в полном объеме еще не решена ни в мировой практике, ни в России. В силу этого выполняемая в рамках «Электронной Москвы» работа во многом носит пионерский характер, и по ряду предложенных новых показателей сопоставимые данные других регионов и государств отсутствуют.
В последние годы, по мере все большей интеграции ИКТ в различные сферы деятельности происходит специализация приложений ИКТ, отвечающая специфике каждой предметной области. Мониторинг должен учитывать эти особенности, поэтому для каждой отрасли была разработана собственная система показателей, а для проведения полевых исследований и сбора данных – специализированный инструментарий.
В общем случае система опросов (обследований), предназначенная для сбора данных и комплексного анализа использования ИКТ в той или иной сфере деятельности, состоит из нескольких компонентов:
1. Опрос организаций, действующих в этой сфере (сбор сведений об ИКТ-инфраструктуре организаций отрасли).
2. Опрос профессионального сообщества этой сферы деятельности (сбор сведений об использовании ИКТ в профессиональной деятельности, навыках и специальной подготовке персонала).
3. Опрос населения и предприятий города как «клиентов» (пользователей услуг) этой сферы деятельности.
4. Специальные исследования (анализ сайтов, экспертные опросы).
В рамках полевых исследований первого этапа мониторинга опросы в основном проводились профессиональными социологическими службами – компанией РОМИР Мониторинг (опрос населения) и Центром социального прогнозирования по заказу ИРИО. Основными источниками информации для получения значений показателей на этапе 2004 г. были:
Вместе с тем показатели проникновения интернета, доступа к сети домохозяйств и предприятий города (особенно в бюджетной сфере) заметно уступают аналогичным показателям ЕС, США и европейских метрополисов. Недостаточный уровень развития интернета сочетается с еще двумя проблемами – низкими темпами роста (число пользователей интернета в Москве в последние два года растет медленнее, чем в России в целом) и ограниченным использованием широкополосных каналов, прежде всего в бюджетной сфере и домохозяйствах.
Проведенные в ходе первого этапа мониторинга исследования дают основание говорить о целом ряде проблем и диспропорций, относящихся как к существующим в Москве условиям (факторам) электронного развития, так и к использованию ИКТ.
2) предоставления и использования услуг на основе ИКТ для граждан и организаций.
Например, при относительно неплохой вооруженности компьютерами и телекоммуникациями школ менее 12% учителей-предметников используют в преподавании компьютерные технологии и менее 5% учителей используют интернет на занятиях со своими учениками, по сравнению, соответственно, с 68% и 53% учителей в среднем по ЕС. Наблюдением пациентов с использованием интернета (включая переписку с использованием электронной почты) занимается незначительный процент врачей муниципальных учреждений (по результатам опроса – около 6%), в то время как в среднем по ЕС этот показатель составляет 26,5%, а для Дании – 75,8%.
Низкий уровень интеграции ИКТ в профессиональную деятельность учителей, врачей, работников культуры является отражением общего низкого уровня автоматизации профильных деловых процессов в муниципальных учреждениях города. Пока компьютеризация и автоматизация, как правило, охватывают административно-финансовый блок, использование ИКТ для осуществления основной деятельности, как и соответствующая ИКТ-инфраструктура учреждений, находятся на начальных этапах развития.
Полученные данные свидетельствуют о том, что по номенклатуре, качеству и реальному использованию онлайновых услуг и информационных ресурсов, предоставляемых органами власти и организациями города, показатели Москвы значительно хуже, чем в развитых странах.
Так, номенклатура, глубина реализации (с точки зрения уровня интерактивности) и реальное использование услуг электронного правительства жителями Москвы существенно меньше, чем в странах ЕС. Дальше информирования об услуге и предложения для скачивания образцов форм реализация услуг электронного правительства для жителей в Москве практически не продвинулась. Реально использует различные формы взаимодействия с органами власти на основе сетевых технологий менее 5% населения столицы. Особенно неудовлетворительным является положение дел с использованием ИКТ органами власти и организациями города для взаимодействия с населением и предприятиями по наиболее близким к повседневной деятельности вопросам (при обращении в ДЭЗ, управу, префектуру, БТИ, районное управление социальной защиты и т.п.).
При в целом неплохой оснащенности учреждений культуры Москвы цифровым оборудованием, компьютерами и телекоммуникациями городские и муниципальные библиотеки обеспечили оцифровку для электронных каталогов только около 10% фондов (в большинстве стран ЕС этот показатель варьируется от 70% до 100%), а в доступе для читателей через интернет – 4,5%. Еще хуже обстоят дела с оцифрованными изображениями музейных предметов: лишь 3,7% от общего фонда музейных предметов Москвы имеют свое цифровое представление.
Аналогичная ситуация в сфере здравоохранения: услуги удаленной регистратуры, телемедицинские услуги, качественную онлайновую медицинскую информацию предоставляют только единичные медицинские учреждения города.
Так, уровень информационной грамотности жителей города значительно ниже, чем населения ЕС и, тем более, США, имеющих наиболее грамотное в этом отношении население. Доля уверенно владеющих базовыми навыками использования ПК и интернета в Москве примерно в 1,5 – 2 раза меньше, чем в странах ЕС, и в 3 раза меньше, чем в США. Подсчитанный по сопоставимой методологии индекс информационной грамотности населения Москвы в три раза ниже показателей США и в 1,7 раза – ЕС. Существенно, что различия в уровне информационной грамотности молодежи (до 25 лет), хотя и меньше, чем у населения в целом, но сохраняются высокими – индекс информационной грамотности молодых москвичей более чем в два раза ниже, чем у их сверстников в США, и в 1,5 раза ниже, чем у молодежи стран ЕС.
Из приведенных данных следует, что отставание закладывается на уровне системы образования, которая не дает необходимой подготовки для жизни и работы в информационном обществе.
Как показали опросы, менее развита в Москве и система обучения населения использованию компьютеров, а также специальной подготовки для использования ИКТ в профессиональной деятельности – доля населения и профессиональных групп, получивших такую подготовку, значительно ниже, чем в странах ЕС.
Причем в плане повышения информационной грамотности населения и специальной подготовки к использованию ИКТ «недорабатывает» не только государство, но и бизнес. Удельный вес предприятий, выделяющих средства на обучение сотрудников в сфере ИКТ, в Москве значительно ниже, чем в ЕС, и составляет всего 6% (в отличие от 83% предприятий Евросоюза). Это свидетельствует об общей недооценке лицами, принимающими решения в бизнесе и органах власти, необходимости соответствующих инвестиций в человеческие ресурсы и представляет особую и важную проблему человеческого капитала как фактора электронного развития города.
К указанным проблемам примыкает и во многом с ними связана проблема достаточно низкой мотивации населения к использованию ИКТ. Как показывают результаты опроса, население Москвы заметно более консервативно и намного реже предпочитает использовать ИКТ для осуществления взаимодействия с органами власти и совершения покупок, чем население ЕС, больше ориентируясь на традиционные каналы.
Есть также целый ряд проблем делового климата, которые ограничивают платежеспособный спрос предприятий на товары и услуги ИКТ – высокие издержки, связанные с преодолением административных барьеров, коррупцией, криминальными проявлениями (затраты на которые превышают расходы предприятий на ИКТ), высокий уровень налогов, а также неразвитость рыночных институтов, обеспечивающих доступ к инвестиционным финансовым ресурсам.
ИКТ-инфраструктура должна развиваться, но она в настоящее время не является тормозом и зоной отставания электронного развития. В рамках ГЦП «Электронная Москва» должен произойти сдвиг приоритетов в сторону предоставления услуг на основе ИКТ гражданам и хозяйствующим субъектам, обеспечения эффективного использования ИКТ в социальной сфере, развития человеческого капитала. Центральными пунктами повестки дня должны стать несколько взаимосвязанных направлений:
1. Онлайновые информационные услуги и ресурсы для граждан и организаций. Это направление должно стать сквозным, относящимся ко всем отраслям, а не только к государственному управлению. Услуги на основе ИКТ, оцифрованные информационные ресурсы в сфере здравоохранения, культуры, образования, коммунального хозяйства востребованы жителями города, вопрос в их предоставлении и качестве. Без создания и реализации социально значимых, необходимых в повседневной жизни горожан и качественных электронных ресурсов и услуг невозможен переход к новому этапу электронного развития города. Успешное развитие этого направления может дать новый толчок развитию интернета, формируя мотивацию и спрос на телекоммуникационные услуги.
2. Развитие информационной грамотности и навыков у населения и профессинальных групп. Эффективное использование ИКТ для развития города невозможно без повышения информационной грамотности населения и специальной подготовки к использованию ИКТ в профессиональной деятельности. Очевидно, что необходимо ускорить разворачивание системы обучения базовым навыкам использования ИКТ населения города, прежде всего, его социально незащищенных слоев. Отдельная проблема – специальная подготовка к использованию ИКТ в профессиональной деятельности. Модели и способы использования ИКТ в различных сферах деятельности постоянно совершенствуются, затрагивают все более существенные аспекты деятельности, требуют перестройки деловых процессов и не могут сегодня эффективно реализовываться без специальной подготовки персонала. Это комплексная задача, требующая соответствующей перестройки системы переподготовки кадров и создания нормативной базы (квалификационные требования и т.п.).
3. Широкополосный доступ, доступный интернет, центры общественного доступа. Оказание современных онлайновых услуг, развитые формы использования ИКТ невозможны без скоростного доступа к интернету, который сейчас недоступен большинству населения и значительной части предприятий и организаций. В рамках этого направления необходимо стимулировать решение проблемы «последней мили» на основе широкополосных технологий, доступное для большинства домохозяйств, последовательно реализовать мероприятия по созданию пунктов бесплатного общественного доступа к интернету, разработать и реализовать меры, способствующие дальнейшему снижению тарифов на высокоскоростной доступ к сети (особенно для малых предприятий и бюджетной сферы).
3. Комплексное решение проблемы эффективного использования ИКТ в сфере образования, культуры, здравоохранения и государственного управления. Актуальным как для различных отраслей бюджетной сферы города в целом (образования, здравоохранения, культуры и др.), так и для отдельных организаций является смещение акцентов информатизации с создания информационных систем и ресурсов для целей управления на автоматизацию основных видов деятельности. Особое внимание требуется в этом плане уделить муниципальному здравоохранению, как наименее развитому с точки зрения использования ИКТ, и московскому образованию, учитывая его стратегическую важность для электронного развития города. Реализация этого направления потребует разработки и претворения в жизнь целого ряда взаимоувязанных мероприятий для каждой сферы деятельности:
Хохлов Юрий Евгеньевич - Председатель Совета директоров Института развития информационного общества, Первый заместитель Генерального конструктора ГЦП «Электронная Москва».
© Информационное общество, 2004, вып. 3-4, сс. 4-10.