Введение
В статье показано место Казахстана в мировом информационном сообществе, приведены некоторые факторы, на основе которых можно судить о достижениях Казахстана в сфере развития ИКТ. Обозначены также приоритеты развития, определенные в законодательной базе (в частности, в Государственной Программе формирования и развития информационной инфраструктуры РК), дана характеристика основным участникам рынка – правительственным структурам, неправительственным и международным организациям.
В заключение дана оценка рекомендациям, которые были выработаны в ходе конференции по развитию электронной коммерции в Казахстане. По мнению автора, сфера их применения достаточно широка, поэтому их будет полезно принять к сведению российским коллегам. Эти рекомендации структурированы в соответствии с основными секторами (правительство, представители частного сектора, неправительственные, а также международные организации).
Место Казахстана в мировом сообществе
За последние несколько лет стала очень популярной идея проведения оценки электронной готовности стран. Данные исследования были осуществлены в нескольких целях:
Сейчас мне бы хотелось остановиться только на одном исследовании, которое было предпринято в мае 2001 года консалтинговой компанией McConnell International http://www. mcconnelinternational.org. Копию данной работы на английском языке можно найти на http://mcconnelinternational.com/ereadiness/ereadinessreport2.htm.
В ходе данного исследовании были оценены 53 страны мира, в число которых входил и Казахстан. Параметры, по которым оценивалась готовность, включали в себя: "коннективность", е-лидерство, информационная безопасность, человеческий потенциал и существующий климат для развития электронного бизнеса. Уровень развития каждого из вышеперечисленных параметров определялся по трехбалльной шкале – "слабо", "средне", "высокоразвито". Внизу приведен график (рис. 1) из данного исследования, где четко видно место Казахстана по отношению к другим странам. Для целей графического воспроизведения уровней развития были присвоены следующие цвета:
Рис. 1. Место Казахстана по готовности к электронному развитию среди других стран.
Рис. 2. Место Казахстана среди других стран по уровню внедрения инновационных идей.
Казахстан законодательно определил приоритеты своего развития в информационной сфере через формирование национальной инфраструктуры (НИИ), которая рассматривается как часть Глобальной информационной инфраструктуры (ГИИ)2 , реализуемой мировым сообществом на основе концепции открытых систем.
Основным документом является Государственная программа формирования и развития информационной инфраструктуры Республики Казахстан (утверждена Указом Президента № 573 от 16.03.2001). Данная Программа содержит законодательные приоритеты в государственном и коммерческом секторах.
Государственная программа формирования и развития информационной инфраструктуры РК (НИИ) – среднесрочная, на 2001-2003 гг.
ЦЕЛЯМИ данной программы являются:
1. построение НИИ на принципах открытых систем, которые обеспечивают переносимость, взаимосвязь и масштабность информационных ресурсов;
2. стандартизация, унификация и сертификация средств и систем информатизации;
3. обеспечение регламентируемого универсального доступа к ресурсам НИИ для всех потребителей и поставщиков информации;
4. самоорганизация НИИ на базе правового регулирования со стороны государства и доступности информационных ресурсов государственных органов;
5. расширение сферы применения государственного (казахского) языка в информационных технологиях;
6. использование созданных ранее информационных систем и миграция уже имеющихся программных комплексов, баз данных и персонала на новые аппаратно-программные платформы;
7. учет, регистрация информационных ресурсов и обеспечение регламентируемого доступа к информации об их составе, размещении и условиях использования для всех заинтересованных организаций и граждан;
8. оптимизация затрат бюджетных средств на формирование, использование и защиту государственных информационных ресурсов;
9. обеспечение информационной безопасности и независимости страны
Реализация программы НИИ осуществляется через исполнение следующих ПОДПРОГРАМ:
ПРАВИТЕЛЬСТВО:
НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ СЕКТОР
Здесь следует остановиться на проекте "Глобальная Инициатива по Политике Интернет" (GIPI), координатором которого я являюсь в Казахстане. Реализация данного проекта в нашей республике началась в 2001 году.
Учредители проекта – неправительственные общественные организации: Центр Демократии и Технологий (Center for Democracy and Technology, CDT) и Интерньюс (Internews Network). Проект GIPI финансируется при поддержке Института Открытого Общества, America Online, Microsoft, Markle Foundation и других фондов и корпораций. В настоящий момент проект GIPI реализуется в 16 странах мира.
Основная цель GIPI – способствовать развитию политики государства, направленной на создание открытого и демократического интернета. Проект работает в тесном сотрудничестве со всеми секторами общества — государственным, неправительственным и частным, а также международными и донорскими организациями. Работая в партнерстве, Проект GIPI добивается решения следующих задач:
Международные организации
Основными участниками рынка развития информационных технологий в Казахстане являются:
ИНСТИТУТ ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО (Фонд Сороса, Казахстан) – реализует проекты ИОО, имеющие отношение к построению информационного общества.
Проекты 2002:
UNDP – находится в стадии планирования своей деятельности в области развития ИКТ. Приоритетное направление - развитие электронного правительства. За более подробной информацией можно обратиться к Юлии Вильчик, советнику по внедрению Информационных Технологий (julia.vilchik@undp.kz).
BRITISH COUNCIL – находится в стадии планирования деятельности по развитию ИКТ. Приоритетное направление - электронное правительство, семинары для государственных служащих высшего и среднего звена, подготовка учебных материалов. За более подробной информацией можно обратиться к Татьяне Поповой Tatiana.popova@britishcouncil.kz
PRAGMA (USAID) – проект по Развитию Торговли и Инвестициям. Приоритеты – развитие электронной коммерции, развитие системы электронных закупок (e-procurement), интерес к развитию электронных таможен. За более подробной информацией можно обратиться к Полу Папье, руководителю проекта (ppieper@pragma.kz ).
IREX (IATP) – создает пункты открытого доступа в интернет в регионах, предоставляет dial-up доступ в интернет для выпускников государственных программ США и неправительственных организаций, организует и предоставляет тренинги в области ИКТ, стимулирует информационное наполнение на местных языках, проводит конкурсы на получение малых интернет-грантов, организует летние интернет-лагери. За более подробной информацией можно обратиться к Дэвиду Джеа, заместителю Регионального менеджера (Djea@freenet.kz).
Рекомендации
Рекомендации по развитию экономики, основанной на знаниях и развитии ИКТ, были выработаны участниками конференции по развитию электронной коммерции (организованной PRAGMA (USAID) в ноябре 2002 года). Рекомендации были выработаны отдельно для правительства, представителей частного сектора, неправительственных и международных организаций. Для каждого из секторов рекомендации были разбиты по отдельным областям:
Рекомендации для ПРАВИТЕЛЬСТВА:
В области разработки стратегии и проведения политики:
В области развития законодательной базы:
В области развития инфраструктуры:
Рекомендации для ЧАСТНОГО СЕКТОРА
Рекомендации для НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО СЕКТОРА:
Просветительский процесс/процесс по повышению осведомленности:
Рекомендации для МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИИЙ
В области развития концепции и стратегии:
Последние рекомендации – ДЛЯ ВСЕХ НАС:
Ссылки
1 "Оценка Готовности Казахстана к электронной коммерции": Отчет, подготовленный PRAGMA (USAID) в рамках проекта по Развитию торговли и инвестициям.
2 Глобальная информационная инфраструктура – качественно новое информационное образование, формирование которого начала в 1995 году группа развитых стран мирового сообщества. По их замыслу ГИИ будет представлять собой интегрированную общемировую информационную сеть массового обслуживания населения нашей планеты на основе интеграции глобальных и региональных информационно-коммуникационных систем, а также систем цифрового телевидения и радиовещания, спутниковых систем и подвижной связи.
© Информационное общество, 2002, вып. 1, сc. 83-88.