Казахстан на пути к информационному обществу

Л.Ю. Скорынина



Введение

В статье показано место Казахстана в мировом информационном сообществе, приведены некоторые факторы, на основе которых можно судить о достижениях Казахстана в сфере развития ИКТ. Обозначены также приоритеты развития, определенные в законодательной базе (в частности, в Государственной Программе формирования и развития информационной инфраструктуры РК), дана характеристика основным участникам рынка – правительственным структурам, неправительственным и международным организациям.

В заключение дана оценка рекомендациям, которые были выработаны в ходе конференции по развитию электронной коммерции в Казахстане. По мнению автора, сфера их применения достаточно широка, поэтому их будет полезно принять к сведению российским коллегам. Эти рекомендации структурированы в соответствии с основными секторами (правительство, представители частного сектора, неправительственные, а также международные организации).

Место Казахстана в мировом сообществе

За последние несколько лет стала очень популярной идея проведения оценки электронной готовности стран. Данные исследования были осуществлены в нескольких целях:


Методологии исследования электронной готовности отличаются по целям, детализации и направленности. Список имеющихся методологий можно найти на сайте http://www.infodev.org/ereadiness/methodology.htm

Сейчас мне бы хотелось остановиться только на одном исследовании, которое было предпринято в мае 2001 года консалтинговой компанией McConnell International http://www. mcconnelinternational.org. Копию данной работы на английском языке можно найти на http://mcconnelinternational.com/ereadiness/ereadinessreport2.htm.

В ходе данного исследовании были оценены 53 страны мира, в число которых входил и Казахстан. Параметры, по которым оценивалась готовность, включали в себя: "коннективность", е-лидерство, информационная безопасность, человеческий потенциал и существующий климат для развития электронного бизнеса. Уровень развития каждого из вышеперечисленных параметров определялся по трехбалльной шкале – "слабо", "средне", "высокоразвито". Внизу приведен график (рис. 1) из данного исследования, где четко видно место Казахстана по отношению к другим странам. Для целей графического воспроизведения уровней развития были присвоены следующие цвета:


Рис. 1. Место Казахстана по готовности к электронному развитию среди других стран.


Экспертами McConnell International был также составлен график, приведенный ниже. Здесь страны рассматриваются немного в другом аспекте – по уровню наличия и использования инновационных идей и потенциального резонанса инициатив, которые имеют место на данный момент. Страны с более высоким уровнем внедрения инновационных идей имеют более высокий шанс выйти вперед в будущем и позволить успешно развиваться бизнесу и правительству, повышая уровень жизни своих граждан. Взглянув на данный график (рис. 2), можно убедиться, что Казахстан занимает далеко не лидирующее место.


Рис. 2. Место Казахстана среди других стран по уровню внедрения инновационных идей.


В то же самое время хочется отметить, что данное исследование было подготовлено McConnell International в мае 2001 года и с тех пор в стране произошли заметные изменения. Ниже приведены некоторые факты, подтверждающие данный тезис.
Приоритеты развития в сфере информационных технологий, определенные в законодательной базе

Казахстан законодательно определил приоритеты своего развития в информационной сфере через формирование национальной инфраструктуры (НИИ), которая рассматривается как часть Глобальной информационной инфраструктуры (ГИИ)2 , реализуемой мировым сообществом на основе концепции открытых систем.

Основным документом является Государственная программа формирования и развития информационной инфраструктуры Республики Казахстан (утверждена Указом Президента № 573 от 16.03.2001). Данная Программа содержит законодательные приоритеты в государственном и коммерческом секторах.

Государственная программа формирования и развития информационной инфраструктуры РК (НИИ) – среднесрочная, на 2001-2003 гг.

ЦЕЛЯМИ данной программы являются:


Основные МЕРОПРИЯТИЯ Программы:
Основные ПРИНЦИПЫ реализации государственной политики в информационной сфере:

1. построение НИИ на принципах открытых систем, которые обеспечивают переносимость, взаимосвязь и масштабность информационных ресурсов;

2. стандартизация, унификация и сертификация средств и систем информатизации;

3. обеспечение регламентируемого универсального доступа к ресурсам НИИ для всех потребителей и поставщиков информации;

4. самоорганизация НИИ на базе правового регулирования со стороны государства и доступности информационных ресурсов государственных органов;

5. расширение сферы применения государственного (казахского) языка в информационных технологиях;

6. использование созданных ранее информационных систем и миграция уже имеющихся программных комплексов, баз данных и персонала на новые аппаратно-программные платформы;

7. учет, регистрация информационных ресурсов и обеспечение регламентируемого доступа к информации об их составе, размещении и условиях использования для всех заинтересованных организаций и граждан;

8. оптимизация затрат бюджетных средств на формирование, использование и защиту государственных информационных ресурсов;

9. обеспечение информационной безопасности и независимости страны

Реализация программы НИИ осуществляется через исполнение следующих ПОДПРОГРАМ:


Основные участники рынка

ПРАВИТЕЛЬСТВО:


Особо следует остановиться на основном участнике рынка из правительства – Комитете по Связи и Информатизации. Основными функциями данного комитета являются:
Комитет издает акты, имеющие обязательную юридическую силу, и вносит обязательные предписания для юридических и физических лиц.

НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ СЕКТОР

Здесь следует остановиться на проекте "Глобальная Инициатива по Политике Интернет" (GIPI), координатором которого я являюсь в Казахстане. Реализация данного проекта в нашей республике началась в 2001 году.

Учредители проекта – неправительственные общественные организации: Центр Демократии и Технологий (Center for Democracy and Technology, CDT) и Интерньюс (Internews Network). Проект GIPI финансируется при поддержке Института Открытого Общества, America Online, Microsoft, Markle Foundation и других фондов и корпораций. В настоящий момент проект GIPI реализуется в 16 странах мира.

Основная цель GIPI – способствовать развитию политики государства, направленной на создание открытого и демократического интернета. Проект работает в тесном сотрудничестве со всеми секторами общества — государственным, неправительственным и частным, а также международными и донорскими организациями. Работая в партнерстве, Проект GIPI добивается решения следующих задач:


Основные сферы деятельности ГИПИ подразделяются на законотворческую и деятельность, не имеющую отношение к законотворчеству:

Международные организации

Основными участниками рынка развития информационных технологий в Казахстане являются:


А теперь расскажем поподробнее о деятельности каждой из организаций.

ИНСТИТУТ ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО (Фонд Сороса, Казахстан) – реализует проекты ИОО, имеющие отношение к построению информационного общества.

Проекты 2002:


Проекты 2003 года:
За более подробной информацией по проектам Фонда Сороса можно обращаться к Юлии Леоновой (yleonova@soros.kz)

UNDP – находится в стадии планирования своей деятельности в области развития ИКТ. Приоритетное направление - развитие электронного правительства. За более подробной информацией можно обратиться к Юлии Вильчик, советнику по внедрению Информационных Технологий (julia.vilchik@undp.kz).

BRITISH COUNCIL – находится в стадии планирования деятельности по развитию ИКТ. Приоритетное направление - электронное правительство, семинары для государственных служащих высшего и среднего звена, подготовка учебных материалов. За более подробной информацией можно обратиться к Татьяне Поповой Tatiana.popova@britishcouncil.kz

PRAGMA (USAID) – проект по Развитию Торговли и Инвестициям. Приоритеты – развитие электронной коммерции, развитие системы электронных закупок (e-procurement), интерес к развитию электронных таможен. За более подробной информацией можно обратиться к Полу Папье, руководителю проекта (ppieper@pragma.kz ).

IREX (IATP) – создает пункты открытого доступа в интернет в регионах, предоставляет dial-up доступ в интернет для выпускников государственных программ США и неправительственных организаций, организует и предоставляет тренинги в области ИКТ, стимулирует информационное наполнение на местных языках, проводит конкурсы на получение малых интернет-грантов, организует летние интернет-лагери. За более подробной информацией можно обратиться к Дэвиду Джеа, заместителю Регионального менеджера (Djea@freenet.kz).

Рекомендации

Рекомендации по развитию экономики, основанной на знаниях и развитии ИКТ, были выработаны участниками конференции по развитию электронной коммерции (организованной PRAGMA (USAID) в ноябре 2002 года). Рекомендации были выработаны отдельно для правительства, представителей частного сектора, неправительственных и международных организаций. Для каждого из секторов рекомендации были разбиты по отдельным областям:


Рекомендации для ПРАВИТЕЛЬСТВА:

В области разработки стратегии и проведения политики:


В области развития законодательной базы:


В области развития инфраструктуры:


Рекомендации для ЧАСТНОГО СЕКТОРА

В области разработки стратегии и проведения политики:


В области развития законодательной базы:


Рекомендации для НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО СЕКТОРА:

В области разработки стратегии и проведения политики:


В области развития законодательной базы:


Просветительский процесс/процесс по повышению осведомленности:


Рекомендации для МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИИЙ

В области развития концепции и стратегии:


Просветительский процесс/процесс по повышению осведомленности:


В области развития инфраструктуры:


Последние рекомендации – ДЛЯ ВСЕХ НАС:


Может быть, это и есть цели сетей партнерства?

Ссылки

1 "Оценка Готовности Казахстана к электронной коммерции": Отчет, подготовленный PRAGMA (USAID) в рамках проекта по Развитию торговли и инвестициям.

2 Глобальная информационная инфраструктура – качественно новое информационное образование, формирование которого начала в 1995 году группа развитых стран мирового сообщества. По их замыслу ГИИ будет представлять собой интегрированную общемировую информационную сеть массового обслуживания населения нашей планеты на основе интеграции глобальных и региональных информационно-коммуникационных систем, а также систем цифрового телевидения и радиовещания, спутниковых систем и подвижной связи.


Скорынина Людмила Юрьевна - Координатор проекта "Глобальная Инициатива в политике Интернет" (ГИПИ) в Казахстане, Республика Казахстан.


© Информационное общество, 2002, вып. 1, сc. 83-88.