Опыт развития региональной некоммерческой сети и ее взаимодействия с организациями, не относящимися к сфере науки и высшей школы

Г.П. Вяткин, Б.Р. Гельчинский, В.А. Кривощеков
Южно-Уральский государственный университет,
Челябинский научный центр Уральского отделения РАН





Южно-Уральская некоммерческая научно-образовательная сеть как составная часть российской сети FREEnet является важным фактором в информационном обеспечении работы научных центров и вузов региона. Речь идет о проектах РФФИ №№ 97-07-90374 и 99-07-90272 в рамках федеральной межведомственной программы «Национальная сеть компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы».

Существует ряд причин, по которым в сеть вовлекаются организации, непосредственно не относящиеся к науке и высшей школе. Это, прежде всего, образовательные учреждения – школы и детские сады, а также негосударственные вузы и колледжи; негосударственные научно-производственные структуры, культурные, экологические и медицинские центры; различного рода общественные организации. Некоторые технические возможности научно-образовательной сети привлекают внимание и чисто коммерческих организаций. Это, например, возможность транзита трафика к коммерческим провайдерам Интернет-услуг для организаций, которые находятся в непосредственной близости от телекоммуникационных узлов некоммерческой сети.

Сотрудничество с этими организациями, вовлечение их в электронное информационное пространство способствует и формированию информационного общества на региональном уровне – на Южном Урале, и поддержке функционирования самой научно-образовательной сети.

Условия работы научно-образовательной сети с точки зрения предоставления организациям-пользователям максимально возможного сервиса требуют тесного сотрудничества с работающими в регионе операторами связи и другими Интернет-провайдерами. Эта заинтересованность взаимна, т. к. интеграция телекоммуникационных и информационных ресурсов (обеспечение свободного взаимного доступа к открытым ресурсам, взаимный обмен трафиком) облегчает работу пользователей и ведет к росту их числа.

Существующие и развиваемые в рамках научно-образовательной сети информационные системы, в первую очередь различного рода ресурсы научных организаций и вузов, ориентированы в основном на использование в самих научно-образовательных организациях. Тем не менее, данного рода информация представляет интерес и для школ, негосударственных вузов и колледжей, общественных организаций, культурных центров, органов местного самоуправления. В последнее время успешно осуществляются проекты, направленные на развитие распределенных информационных систем, охватывающих сразу несколько организаций-пользователей, например, несколько вузов или научных центров РАН. Причем, одной из задач таких проектов является привлечение к представляемым информационным массивам внимания общественности. В качестве примера можно привести три реализуемых сейчас проекта:

Появление такого рода информационных ресурсов в региональном сегменте Интернета не только вызывает интерес к ним со стороны различного рода организаций и частных лиц, но и является хорошим стимулом к созданию аналогичных информационных систем с использованием Интернет-технологий в других областях деятельности человека. Сейчас такими областями становятся две: муниципальное управление и деятельность общественных организаций.

Именно прогресс в развитии научно-образовательных сетевых информационных массивов и наличие квалифицированных специалистов, способных создавать и поддерживать такого рода информационные системы, вызвал интерес к ним сторонних организаций. Такого рода интерес вполне закономерен, так как он указывает, что Интернет-технологии в российских регионах достигли уровня, когда становятся востребованы самим обществом. Определяющими причинами этого интереса стали:

В решении проблемы информационного наполнения сетевого пространства важное место принадлежит именно некоммерческим сетям. Причин здесь несколько.

Во-первых, одной из основных задач, стоящих перед некоммерческими сетями, является внедрение сетевых технологий в жизнь общества, привлечение внимания к ним со стороны самых широких его слоев.

Во-вторых, некоммерческий статус делает их более доступными для организаций социальной сферы (образование, наука, культура, экология, здравоохранение).

В-третьих, ориентация на обслуживание научно-образовательного сектора (т. е. самого требовательного в плане развития технологий) требует наличия высококвалифицированных специалистов, способных в короткие сроки выполнять информационные проекты высокой сложности (или оказать необходимую помощь в выполнении). Причем стоимость этих проектов будет значительно ниже той, которую называют специализированные коммерческие фирмы.

В-четвертых, некоммерческие сети по определению являются уникальной образовательной средой, которая формирует не только программистов и системных администраторов, но и высококвалифицированных пользователей.

В силу вышеперечисленного некоммерческие сети (научно-образовательные в особенности) представляют собой полигон по созданию и отработке сетевых информационных систем для социальной сферы, служат центрами притяжения для развития ее сетевой инфраструктуры.

Сотрудничество между научно-образовательными сетями и организациями, не относящимися к науке и высшей школе, оказывает благоприятное влияние на развитие самих сетей, приносит ощутимую пользу научным организациям и вузам – основным их пользователям. Это выражается в значительном увеличении сетевых информационных массивов, которые раньше можно было найти только в бумажном виде или их просто не существовало. Появление этих информационных ресурсов напрямую связано с деятельностью в сети организаций, не имеющих прямого отношения к науке и высшей школе, хотя создаваемая ими информационная база представляет определенный интерес для вузов и научных центров. Взаимодействие организаций социального сектора с научно-образовательными сетями способствует привлечению грантов российских и зарубежных фондов на выполнение совместных проектов, что оказывает благоприятное влияние на развитие самих сетей. Такой взаимный интерес является важным фактором для развития информационного общества.

В качестве примера можно привести совместные проекты Южно-Уральского государственного университета и администрации Челябинска. Один из них связан с созданием информационных систем в области здравоохранения и школьного образования с учетом их интеграции в Интернет через региональную научно-образовательную сеть. Второй проект – «Челябинская гражданская сеть» (поддержан грантом фонда «Друзья и партнеры»), также основывается на инфраструктуре региональной некоммерческой сети с вовлечением в нее общественных организаций.

Следует сказать несколько слов и о финансовой стороне дела. Известно, что основными источниками развития научно-образовательных сетей в России являются федеральные бюджетные средства (федеральная межведомственная программа «Национальная сеть компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы») и средства международных фондов (фонд Сороса, NATO и др.). Основная часть этих средств расходуется на развитие сетей: закупку телекоммуникационного оборудования, разработку и адаптацию сетевого программного обеспечения и информационных систем и т. п. Эти средства не предусматривают затрат на поддержание работоспособности самих сетей: аренду оконечных линий связи, зарплату обслуживающего персонала, ремонт оборудования. Подключение к сетям организаций, не имеющих отношения к науке и высшей школе, обслуживание частных лиц также может вызвать много вопросов со стороны перечисленных выше финансирующих структур.

С другой стороны, обязательным условием функционирования региональных научно-образовательных сетей, обслуживающих какие-либо организации, является наличие лицензий Министерства РФ по связи и информатизации (Госкомсвязи) на возможность предоставления услуг телематических служб и услуг по передаче данных. По условиям этих лицензий в силу несовершенства законодательной базы (нет правовых различий между некоммерческими и коммерческими телекоммуникационными сетями) научно-образовательные сети обязаны предоставлять сервис любым организациям (в том числе и коммерческим) и частным лицам, если таковые пожелают его получить. Другое дело, что сервис научно-образовательных сетей больше ориентирован именно на обслуживание некоммерческих организаций, которые не так требовательны к скорости передачи информации, степени ее защиты от несанкционированного доступа, отсутствию потерь при передаче информации. Поэтому на практике коммерческие структуры предпочитают пользоваться услугами тех или иных коммерческих Интернет-провайдеров.

Такая ситуация приводит к тому, что некоммерческие сети начинают распространять сферу своей деятельности на большую часть сектора некоммерческих организаций: здравоохранение, культура, экология, общественные организации. Причем организации-провайдеры вынуждены заключать договора на предоставление соответствующих услуг со всеми обслуживаемыми организациями. Это – непременное условие лицензируемой деятельности.

В действительности переход на договорные взаимоотношения между некоммерческим провайдером и организацией-потребителем телекоммуникационных услуг является благом для обеих структур.

Во-первых, в договоре оговариваются права и обязанности каждой из организаций, включая соблюдение необходимых технических условий работы. Такие договоренности имеют юридическую силу, и при правильности оформления договора могут четко регламентировать деятельность провайдера и организации-пользователя.

Во-вторых, договор может иметь (или не иметь) финансовую сторону. Организация-пользователь может по договору брать на себя некие финансовые обязательства перед организацией-провайдером. Финансовая сторона договоренностей между провайдером и пользователем может учитывать некоммерческий статус сети и ее направленность на обслуживание организаций социального сектора. Наиболее приемлемой, на наш взгляд, формой финансовых отношений между организацией-провайдером Интернет-услуг и организацией-пользователем может стать механизм ежемесячных (ежеквартальных) взносов, не зависящих от таких коммерческих показателей, как трафик и фактическое время работы в сети. Последнее имеет место для пользователей, работающих в режиме dial-up – наиболее популярном у коммерческих провайдеров. Многолетний опыт работы российской научно-образовательной сети FREEnet показал, что финансовые взаимоотношения, построенные на принципе ежемесячных (ежеквартальных) взносов со стороны организаций-пользователей, являются эффективной формой сотрудничества. В этом случае соблюдается основной принцип работы научно-образовательных сетей – отсутствие зависимости от объема полученной и передаваемой информации.

Современные условия функционирования региональных научно-образовательных сетей заставляют их стремиться к взаимодействию (сотрудничеству) с коммерческими провайдерами. Это, в первую очередь, обусловлено требованиями со стороны крупных некоммерческих организаций-пользователей (вузы, крупные научные центры) повышения качества сервиса. Не секрет, что международные линии связи у крупнейших российских некоммерческих Интернет-провайдеров чрезвычайно перегружены. Поэтому иногда является хорошим выходом из ситуации (низкая скорость передачи данных по международным каналам) аренда телекоммуникационного порта с гарантированной пропускной способностью у коммерческого провайдера. Конечно, за работу через такой порт приходится платить в зависимости от объема трафика (часто сюда добавляется и плата за величину пропускной способности этого порта). Но выгоднее покупать такого рода услугу у коммерческого провайдера оптом, в расчете на всю региональную научно-образовательную сеть, чем каждой организации заключать договор с коммерсантом самостоятельно.

Более чем полуторагодичный опыт взаимодействия с коммерческими Интернет-провайдерами имеет Южно-Уральская научно-образовательная сеть (головная организация – Южно-Уральский государственный университет в Челябинске), основным Интернет-провайдером которой является FREEnet. Среди пользователей этой региональной сети есть не только государственные вузы и научные центры, но также и другие образовательные организации (школы, негосударственные вузы, колледжи, коммерческие образовательные центры), медицинские и экологические учреждения, культурные центры и различного рода общественные организации. Для обслуживания этих организаций создана специальная система распределения информационных потоков, составной частью которой является система сбора и обработки статистических данных о работе пользователей.

Кратко действующую систему можно описать следующим образом. Все организации-пользователи делятся на две группы: бюджетные научно-образовательные организации и все остальные. Информационные потоки также делятся на два вида: трафик через некоммерческие линии связи и трафик через телекоммуникационные порты коммерческих провайдеров. Если первая группа организаций в своей деятельности может использовать оба вида трафика, то для второй группы организаций открыты только телекоммуникационные порты коммерческих провайдеров и кэш региональной системы proxy-серверов (без возможности выхода на внешние некоммерческие каналы). В задачу системы сбора и обработки статистической информации входит ведение баланса трафика для каждой зарегистрированной в сети организации.

Использование данных такой информационной системы при выполнении договорных обязательств перед организациями-пользователями позволило решить одну из основных задач, стоящих перед региональной научно-образовательной сетью – обеспечение финансирования функционирования сети на бесприбыльной основе. Получаемых по договорам с организациями-пользователями средств хватает не только на оплату внутрирегиональных линий связи и услуг коммерческих провайдеров, но и на поддержание жизнеспособности самой сети (ремонт оборудования, оплата труда операторов и техников). Такой принцип организации работы региональной сети позволяет обеспечивать информационные потребности как основных пользователей (наука и образование), так и других заинтересованных некоммерческих организаций (приемлемый сервис за умеренную цену).

Таким образом, на современном этапе развития российского информационного общества научно-образовательные сети становятся надежным партнером в информационном обеспечении деятельности организаций социальной сферы.



© Информационное общество, 2000, вып. 2, с. 16 - 19.