Материалы методического семинара, состоявшегося в Москве 16 апреля 2010 года

___________________

Щёголев И.О.



Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Руководитель межведомственной рабочей группы по вопросам формирования национальной телекоммуникационной инфраструктуры и обеспечения доступности на ее основе населению на территории страны современных инфокоммуникационных услуг

Я рад, что наши встречи носят регулярный характер – и в этом формате, и в ходе наших поездок по регионам.

Хотел бы воспользоваться сегодняшней встречей для того, чтобы рассказать о целях, направлениях и системе мероприятий будущей государственной программы «Информационное общество», а также о подходах, которыми мы руководствовались при её подготовке.

В первую очередь, наверное, не лишним будет определить, что же мы понимаем под информационным обществом. Думаю, не ошибусь, если скажу, что это – общество, отличительными чертами которого является создание, распространение и потребление информации с помощью различных технологий и устройств, а также эффективное информационное взаимодействие людей и их доступ к информационным услугам.

Основанием для разработки нашей программы послужили ключевые стратегические документы, утвержденные Президентом и правительством, включая Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации, о которой сегодня достаточно подробно говорилось, и Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.




Программа, о которой мы говорим, является инструментом для реализации целей государства, заявленных в этих документах. Важно не ограничиваться только функциями электронного правительства, поскольку задачи развития информационного общества значительно шире.

Мы говорим о горизонте 2018 года. Учитывая, что Концепция рассчитана на период до 2020 года, в рамках доработки программы мы постараемся совместить эти данные – и в интересах лучшего наблюдения за достижением необходимых показателей, и в интересах общего, в том числе бюджетного, планирования.

Структура программы основана на балансе интересов всех участников. Такой подход развивает наши предыдущие наработки и делает структуру и приоритеты этой программы более понятными для тех, чьи проблемы она призвана решать. Принцип программы состоит в том, что результаты должны быть привязаны к конкретной группе потребителей. Должны быть ясно видны преимущества использования информационных технологий для каждой группы. К таким результатам мы относим следующее.

Во-первых, повышение качества жизни граждан. Оно выражается также и в наличии востребованных и доступных сервисов, которыми люди пользуются практически ежедневно. Мы занимаемся этим в рамках перевода услуг в электронный вид. За этими мудреными словами стоят такие простые вещи, как возможность записаться на прием к врачу через интернет, оплатить штрафы, не выходя из дома, если у кого появится такая потребность, иметь доступ к недорогому и высокоскоростному интернету дома и в общественных местах и другие.

Во-вторых, для развития бизнеса с помощью информационно-коммуникационных технологий субъектам хозяйственной деятельности будет обеспечена юридическая значимость обмена электронными документами, причем как между собой, так и с органами власти. Таким путем мы рассчитываем добиться снижения давления на бизнес, устранения барьеров. В конечном счете, и это, наверное, главное – это поможет добиться повышения производительности труда и придания нашей экономике более инновационного характера.

В-третьих, результатом программы должно стать повышение прозрачности и управляемости, устойчивость и конкурентоспособность экономики.

В-четвертых, с точки зрения взаимодействия с мировым сообществом, мы, конечно, ожидаем повышения инвестиционной привлекательности и технологической независимости страны, улучшения ее положения в мировых рейтингах.

В разделе, посвященном повышению качества жизни граждан и улучшению условий развития бизнеса, хотелось бы выделить два момента.

Прежде всего – развитие средств доступа к информации. В кругу специалистов иногда говорят о всеобщей «мобилизации» населения, но не в привычной смысле этого слова. Речь идет о том, что наше население оказывается все более и более оснащенным мобильными средствами связи. Мобильные телефоны становятся чуть ли не основным средством доступа к информации. При этом если по уровню компьютеризации наших домохозяйств мы пока находимся не в первых рядах, то по уровню проникновения средств сотовой связи у нас, по сравнению с мировыми стандартами, все в порядке. И это признается ведущими международными организациями. Мы наблюдаем, что именно в сторону мобильной связи, мобильных устройств смещается все больше и больше сервисов. Конечно, это те благоприятные позиции, которыми мы просто обязаны воспользоваться, создавая условия для развития информационного общества. Кроме того, мы должны опережающими темпами создавать функциональные сервисы и обеспечивать доступ к ним.

В первую очередь это касается развития государственных услуг, о чем уже говорилось. Другого рода предложение – средства «электронной демократии».

Для эффективной работы государства необходимо, во-первых, обеспечить современными инструментами систему государственного управления. Причем как на федеральном уровне, в виде внедрения и интеграции уже созданных информационных систем, так и на региональном уровне в рамках программы «Электронный регион», а также на муниципальном уровне в рамках программы, которую, по аналогии, можно назвать «Электронный муниципалитет». Во-вторых, необходимо повысить уровень компьютерной грамотности госслужащих, чтобы эти дорогостоящие системы использовались полноценно.

Надо сказать, что важный раздел программы «Информационное общество» – это развитие российского рынка информационно-коммуникационных технологий, поскольку здесь необходимы как разработка целого ряда национальных электронных приложений, так и действия по повышению конкурентоспособности наших компаний на международном уровне.

Одним из принципов построения информационного общества в России должна стать технологическая самостоятельность и независимость от иностранных информационно-технологических решений. Создание инфраструктуры для решения этих задач включает и чисто технологические шаги, а именно развитие широкополосного доступа и технологий подключения к интернету, и работу по стимулированию граждан к использованию информационных технологий, в частности, популяризацию мобильных сервисов. Широкое применение средств ИКТ на всех уровнях позволит накопить необходимую критическую массу и дать толчок к развитию общества и государства в целом, а не только в рассматриваемой сегодня сфере.

Обратим внимание на крайне важную для современного общества проблему информационной безопасности. Это и надежность хранения информации, и в конечном итоге – доверие наших граждан к создаваемым технологиям. Говоря об информационной безопасности, мы имеем в виду создание и использование национальных программных продуктов, в том числе, что крайне важно, – программной картографической платформы. Необходимо создание собственных систем и решений в области сетевых технологий.

И, наконец, то, о чем раньше мы говорили не так часто, затрагивая тему информационного общества – это полноценная жизнь общества в целом, будь оно информационным или другим. А это подразумевает насыщенную, активную культурную жизнь, доступ к средствам массовой информации и другим информационным ресурсам. Поэтому мы выделили тему цифрового содержания, или цифрового контента, в отдельное направление. Это и электронные музеи, и электронные библиотеки, и электронные архивы, и электронные энциклопедические ресурсы. В рамках наших программ первичной все равно остается информация. И мы должны, создавая те или иные технические решения, иметь ее в виду прежде всего. Техника не должна заслонять то, ради чего мы все это делаем – полезную и востребованную информацию. И от того, насколько удачно нам удастся решить эту задачу, будет зависеть успех нашего движения к полноценному информационному обществу.

Направления, выделенные в государственной программе, полностью охватывают направления Стратегии развития информационного общества в России и плана ее реализации. При разработке нашего проекта мы воспользовались накопленным у нас опытом, а также опытом зарубежных стран. Основной принцип программы – максимально полно использовать возможности ИКТ, изменить сам подход к этому, превратив ИКТ из подспорья в основной рабочий инструмент. Мы расширили отдельные отраслевые направления и объединили их общими стратегическими целями. Дополнительным направлением, которое появилось, и я об этом сказал выше, является тот самый цифровой контент.

Достижение намеченных результатов программы связано с рядом сложностей. Это – комплексный проект национального масштаба. Признавая особую роль для обеспечения преемственности Стратегии и программы, необходимо создать эффективный механизм управления такой деятельностью национального масштаба. Это тоже отражено в отдельном разделе нашего документа.



Структура мероприятий Программы охватывает все ветви и все уровни власти и управления: федеральные, региональные, муниципальные. Безусловно, предполагается увеличение и нашего бизнес-сообщества – от самостоятельных компаний до саморегулируемых организаций. Программа – это не только цели и мероприятия, это еще и финансирование ключевых проектов. Учитывая, что речь идет о тех направлениях, которые в современном обществе меняются наиболее динамично и имеют большое количество участников, мы предполагаем ежегодно уточнять структуру мероприятий, а также их финансирование на правительственном уровне. Хотелось бы, чтобы это был максимально гибкий рабочий инструмент, который учитывал бы изменения и в технологиях, и в подходах, а также опыт – как уже наработанный, так и тот, который нарабатывается в ходе реализации решений.

Крайне важную роль в построении информационного общества играют наши регионы. Региональная власть находится ближе всех к гражданам и организациям, которые живут и работают на их территориях. Именно к региональной власти они приходят со своими насущными проблемами. Если помните, в последний раз достаточно широко вопрос этот освещался на заседании Комиссии по региональному развитию, которая проходила в Уфе в феврале. Нам надо вместе прикладывать максимальные усилия, чтобы развивать и технологии, и строить ячейки этого общества на муниципальном и региональном уровнях. Только так мы сможем получить ощутимый эффект от реализации программы для граждан и бизнеса. Речь идет о внедрении и использовании наших технологий в детских садах, школах, поликлиниках. Надо создавать условия, которые позволят сократить бесконечные очереди и проредить докучливые «пробки». А сэкономленное в результате время использовать для обучения, творчества, комфортного быта и отдыха. Мы рассчитываем получить очень серьезный эффект от увеличения интеллектуального потенциала страны и роста производительности труда.



Для методической проработки этих процессов нашим министерством разработан план-проект «Электронный регион». Его основными целями является перевод госуслуг в электронный вид и повышение эффективности госуправления. План предполагает решение целого ряда взаимосвязанных задач. Это и анализ полученного опыта региональной информатизации, и организационное обеспечение электронного взаимодействия федеральных и региональных органов власти. В идеале должны как можно скорее получиться те апробированные, оттестированные решения, которые можно максимально быстро и с минимальными издержками начать тиражировать в других субъектах Российской Федерации.

Для реализации запланированного будут отобраны несколько регионов, каждый из которых будет развивать конкретное решение – то, которое будет лучшим в соответствующем регионе. Будем вести эту работу в ключе максимальной открытости, с тем, чтобы и остальные могли следить за ходом реализации пилотных проектов. И, если регионы увидят, что применяемые решения удачны и могут быть внедрены, то они смогут начинать «обкатывать» их у себя.

Речь идет о решениях, которые должны быть связаны с предоставлением услуг в сфере образования, здравоохранения, соцзащиты, занятости населения, безопасности граждан, малого предпринимательства, жилищной политики, коммунального хозяйства, транспорта, строительства, экономики. И, конечно же, здесь требуется эффективно использовать опыт Ю.М. Лужкова и его команды по обобщению лучших региональных решений. Мы знаем их уже более тысячи. И в этом направлении будем активно взаимодействовать в рамках межведомственной рабочей группы, которую возглавляет Юрий Михайлович.

Очень не хотелось бы, чтобы наш диалог строился исключительно по вертикали или по какому-то «кустовому» принципу. Мы говорили об этом в марте. И, как тогда мы договаривались, мы запустили социальную сеть, которую решили назвать неформально «Регионал.ру», чтобы показать, что ее задача – содействие неформальному общению. Надеемся, что она поможет распространить лучший опыт среди профессионалов, которые будут использовать ее в своих регионах.

На сегодня имеется уже свыше 400 зарегистрированных участников. Сеть включает в себя полный функционал, который, как правило, ждут от такого рода сервиса – от простого обмена мнениями в тематических группах до координации встреч и организации мероприятий. Это наш с вами общий инструмент. Но это всего лишь оболочка. Ее наполнение в равной степени зависит от всех нас. Рассчитываем, что это будет одно из средств, которое послужит максимально быстрому распространению нашего опыта и в конечном счете внедрению результативных технологий – с наименьшими финансовыми издержками и с наибольшей эффективностью для общества.


© Информационное общество, 2010, вып. 4, с. 13-17.