_________________________
Коблова Ю.А.
Статья рекомендована Т.В. Ершовой 28.01.2014 г.
Аннотация
В статье исследуется специфика формирования информационных издержек в условиях информационно-сетевой экономики. Выявлены две противоположные тенденции: снижение издержек доступа к информации и увеличение издержек выбора значимой информации. Доказано, что минимизация информационных издержек посредством их распределения через сеть приводит к формированию информационных каскадов и появлению сетевого типа рациональности.
Ключевые слова: информация, информационные издержки, информационно-сетевая экономика, информационный каскад, сетевая рациональность.
Информация и информационные издержки стали предметом исследования экономической науки только в ХХ в., что связано с информатизацией экономических систем и становлением информационной экономики. Классическая экономическая теория постулировала полноту информации. Считалось, что каждый экономический агент обладает полной информацией о ситуации на рынке и принимает рациональные решения. Ученые неоинституционального направления подходят к информации с позиции трансакционных издержек: наличие информации выступает необходимым условием осуществления трансакций, а издержки на ее приобретение и производство относятся к трансакционным.
Современная информационно-сетевая экономика многократно актуализирует проблему информационных издержек. Широкое развитие информационно-коммуникационных технологий создает принципиально новые мотивации и возможности для активизации информационных механизмов развития социально-экономических систем. Очевидно, что в этих условиях роль, масштабы и структура информационных издержек трансформируются и приобретают новое значение. Целью настоящей статьи является выявление особенностей формирования и динамики информационных издержек в рамках информационно-сетевой экономики.
Само возникновение и классификация информационных издержек обусловлены их поведенческими и организационными предпосылками. Поведенческие предпосылки характеризуют человеческую натуру, которой присуща ограниченность познавательных способностей. Она выражается в неадекватности представлений и недостаточной осведомленности участников о хозяйственном процессе, предполагаемых выгодах и убытках. Это означает, что в реальной экономической жизни индивиды не могут принимать решения исходя из предпосылки «полной (неограниченной) рациональности», которая чаще всего лежит в основании неоклассического анализа хозяйственной деятельности. Разрешить такое противоречие предлагается посредством модифицированных форм рациональности, в частности, понятия ограниченной рациональности. Ограниченная рациональность предполагает, что экономические агенты стремятся рационально принимать решения или рационально объяснять свои поступки, хотя на деле им это удается не в полной мере.
Закономерным следствием невозможности достижения полной рациональности является возникновение проблемы «информационной недостаточности» как одного из существенных ограничителей в производственной деятельности. Соответственно, требуются солидные затраты от каждого участника хозяйственной деятельности по снижению риска неопределенности, чем и обусловлено появление информационных издержек.
Информационные издержки можно разделить на три категории [1]:
• издержки на просмотр, обусловленные изучением различных рынков и определением спектра возможностей;
• издержки на восприятие, связанные с определением релевантных характеристик товаров, включенных в выбранное множество, а также условий обмена;
• издержки на оценку, позволяющие оценить, какова степень присутствия искомых атрибутов и насколько аутентичны рыночные сигналы в отношении качества товаров.
На величину информационных издержек влияет длительность информационного поиска, степень поисковых усилий, надежность источника информации и свойства информации.
Новые информационно-коммуникационные технологии позволяют распространять информацию среди многих людей почти одновременно, создавая лавинообразный эффект ее движения. В результате интенсивной интеграции всевозможной информации о разнородных по назначению, расположению и собственникам объектов – людей, машин, технических систем, природных объектов – в информационном пространстве формируется конвергентная информационная гиперсеть [2].
Данный процесс вполне можно охарактеризовать как период первоначального накопления информации, который, в отличие от первоначального накопления капитала, не имеет четких временных и географических границ. Применяя промышленную метафору, мы сейчас заняты массовым производством знаний и информации, как раньше массово производили, например, автомобили. Именно в рамках информационно-сетевой экономики у агентов появляются невиданно широкие возможности отбора информации из множества альтернативных вариантов, и это стало источником экономических преимуществ.
Однако есть и обратная сторона этого процесса – переизбыток информации. По словам А. Гора, большие объемы неиспользуемой информации превращаются в своего рода загрязнение окружающей среды: «Библиотека Конгресса США, например, получает более десяти тысяч периодических изданий в год только из Индии!… Отслеживание этих данных становится столь же важной, сколь и трудной задачей» [3].
С одной стороны, став полноправными пользователями интернета, экономические агенты получили доступ к огромному числу информационных ресурсов, измеряемых сотнями миллионов документов. Поиск необходимой информации в информационно-сетевой экономике осуществляют поисковые системы. Они извлекают гипертекстовые ссылки, в автоматическом режиме индексируют информацию и выстраивают базы данных. В результате технологии поиска информации и возможность ее мгновенной и безвозмездной передачи через сеть делают ее широко доступной и приводят к практически полному сокращению издержек на поиск и передачу информации.
С другой стороны, рост объемов доступной для экономических агентов информации не обеспечивает ее достоверность, точность и полноту. Поэтому возникает необходимость выбора необходимой информации из огромного массива данных, а также анализа, обобщения, обработки и представления информации в соответствии с целями ее использования, что также требует затрат времени и других ресурсов.
Таким образом, в информационно-сетевой экономике одновременно прослеживаются две противоположные тенденции: снижение издержек доступа к информации и увеличение издержек отбора информации. При этом мы усматриваем обратную зависимость между ними: чем ниже издержки доступа к информации, тем выше издержки отбора.
Ситуация, когда получение дополнительной информации связано с определенными издержками, породило феномен рационального неведения (незнания, невежества). Его суть состоит в том, что издержки на получение некоторого знания оправданы лишь в той мере, в какой они позволяют ощутимо лучше решать поставленную задачу, то есть процесс получения знаний продолжается до тех пор, пока предельные издержки их приращения не сравняются с предельной отдачей от их использования [4, с. 26].
Если в традиционной рыночной экономике можно в определенных пределах «оставаться в неведении», то в информационной экономике, учитывая роль знаний и информации, неведение чревато потерей конкурентных преимуществ, рыночной позиции, доли доходов и другими негативными последствиями. Поэтому возникает потребность в информации, позволяющей уйти от избытка информации. Другими словами, у экономических агентов возникает потребность в значимой информации, которая снимает проблему выбора и связанных с ним затрат. Значимая информация может быть определена как информация, представляющая собой результат поиска, отбора, анализа, обработки, модификации доступной информации на основе особых профессиональных знаний и опыта. Этот процесс предполагает личный вклад и участие познающего субъекта. Имеющиеся знания преобразуются посредством интеллектуального труда в новые знания, с которыми ранее субъект не имел дела. Между теми знаниями, которые он прежде использовал, и теми, которые получил, можно установить лишь слабую опосредованную связь [5, с. 52].
Источниками значимой информации в условиях информационно-сетевой экономики и общества выступают блоги, профессиональные сообщества, социальные сети, свободные энциклопедии (например, Википедия), видеохостинги (YouTube) и иные ресурсы. Они представляют собой механизмы агрегации и редактуры рассеянного в мире знания, благодаря которым перерабатываются чудовищные объемы информации. Ю.В. Наседкина характеризует интернет как энциклопедию нового типа, основанную на гипертексте, дающую доступ к огромным массивам аккумулированных знаний в Сети [6, с. 18].
Стремление агентов получать значимую информацию и одновременно минимизировать информационные издержки приводит к формированию информационных каскадов. В общем виде понятие «каскад» обозначает множество идущих друг за другом объектов, схожих по общим признакам. Впервые понятие информационного каскада было предложено С. Бикчандани, Д. Хиршлайфером и И. Уэлшем в 1992 г. [7, p. 992–995]. Информационный каскад возникает, когда люди, принимающие решения последовательно, один за другим, игнорируют собственную информацию, опираясь на информацию, извлеченную из выбора других. В условиях риска и неопределенности агент теряет уверенность в своих оценках и стремится поступать «как все», игнорируя получаемую лично им информацию. Так возникают массовые революционные и религиозные движения, процессы в сфере экономики и финансов, в бизнесе, политике и повседневной деятельности. Среди множества исторических примеров – «лихорадка дощатых дорог» в СШA, распространение феминизма, студенческие волнения 60-х годов ХХ века, переход на новые технологии во многих отраслях.
Трудности при осуществлении выбора связаны, как уже отмечалось, с ограниченностью индивидуального знания. Большая часть человеческих знаний носит неявный характер, воплощаясь в разнообразных практических навыках, умениях и привычках. Отдельный человек бесконечно зависим от чужих знаний. По сравнению с общим массивом информации его индивидуальные познания ничтожно малы, очень часто их недостаточно для принятия решения. Осознавая ограниченность собственных знаний, человек пытается использовать по мере возможностей знания и опыт других людей и , как правило, больше доверяет им, чем собственным аргументам и свидетельствам. Ему важно понять, идут ли люди по улице под зонтами, вкладывают ли они деньги в определенные акции, какова нынешняя мода на одежду, на музыку, на лекарства и методы лечения и т.д. [8, с. 1072].
Возможны два типа информационных каскадов – неверный (incorrect) каскад и верный (correct) каскад.
Информационные каскады легко моделируются в искусственных условиях, что позволяет анализировать факторы их возникновения и выявлять закономерности формирования и распространения. В результате экспериментов были получены следующие выводы [9, с. 24]:
Практика формирования информационных каскадов свидетельствует о появлении нового, сетевого, типа рациональности, понимаемого с точки зрения сети взаимосвязанных агентов, что обусловлено развитием прямых телекоммуникационных связей между участниками совместной деятельности. То, что является рациональным в том или ином сетевом сообществе, автоматически становится рациональным для каждого присоединяющегося к нему агента. Таким образом, сетевая рациональность – это частный случай ограниченной рациональности, когда происходит следование совокупности правил и норм, принятых в рамках определенного сетевого образования.
На основании вышеизложенного представим схематично механизм и факторы снижения информационных издержек в информационно-сетевой экономике (рис.).
Рис. Механизм и факторы снижения информационных издержек
в информационно-сетевой экономике
Таким образом, информационные издержки представляют собой затраты экономических агентов на снижение риска неопределенности их деятельности. Такие издержки неизбежно присутствуют в рыночной экономике, однако в условиях информационно-сетевой экономики роль, масштабы и структура информационных издержек трансформируются и приобретают новое значение. Развитие информационно-коммуникационных технологий запустило процесс интенсивной интеграции информации и формирования конвергентной информационной гиперсети, что ознаменовало собой период первоначального накопления информации. Результатом этого процесса явились две противоположные тенденции в динамике информационных издержек: снижение издержек доступа к информации и увеличение издержек отбора значимой информации. Стремление агентов получить значимую информацию и минимизировать издержки ее отбора посредством их распределения через сеть приводят к формированию информационных каскадов и появлению сетевого типа рациональности – неотъемлемых атрибутов новой информационно-сетевой экономики.
Литература
1. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. СПб.: Наука, 1996.
2. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Нооэкономика: определенная экономика в неопределенном будущем // Экономические стратегии. 2011. №11. С. 24–31.
3. Гор А. Земля на чаше весов: В поисках новой общей цели // Новая постиндустриальная волна на Западе. М.: Academia, 1999.
4. Тамбовцев В.Л. Теории институциональных изменений: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2011.
5. Совцова Ю.А. Институт интеллектуальной собственности в рыночных условиях. Дисс. … канд. экон. наук. Саратов, 2003.
6. Наседкина Ю.В. Компьютерные виртуальные реальности как феномен современной культуры. Дис. … канд. культурологии. Спб., 2005.
7. Bikhchandani, S., Hirshleifer D., Welch I. A Theory of Fads, Fashion, Custom, and Cultural Change as Informational Cascades // Journal of Political Economy. 1992. 100 (5).
8. Горвиц Г.Г. Принятие индивидуальных решений: массовые движения, координация действий и подражательное поведение. Доклады пятой международной конференции «Параллельные вычисления и задачи управления». PACO’ 2010. М.: Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, 2010.
9. Коновалов А., Паклина Т. Информационные каскады с участием экспертов: теория и эксперимент // Научные доклады Института экономики Уральского отделения РАН. Екатеринбург, 2010.
__________________
КОБЛОВА Юлия Александровна
Кандидат экономических наук, доцент кафедры институциональной экономики Саратовского государственного социально-экономического университета
© Информационное общество, 2014 вып. 1, с. 17-23.