Весьма далекий от науки голландский коллекционер Теодор ван Герен в начале прошлого века образно сформулировал чрезвычайно важную мысль: «Пропасть жизни можно перепрыгнуть только в два прыжка: первый совершает мужчина, второй – женщина». Это он о браке, институт которого в наше время подвергается нешуточным испытаниям. По данным официальной статистики, в России желающих зарегистрировать свои отношения в абсолютном измерении пока еще больше решивших расторгнуть брачные узы, однако с каждым годом разница между этими показателями сокращается. Так в 2014 году по сравнению с предыдущим регистраций браков у нас было на десять тысяч меньше, а вот разводов – напротив, на пятнадцать с лишним тысяч больше. Наивысший показатель разводов отмечен в Магаданской и Ленинградской областях, самый низкий – в Чечне, Ингушетии и Дагестане. Вот вам еще один параметр разрыва между Севером и Югом, только теперь в пользу Юга.
Хотя наш журнал и не демографический, затронутая тема не может не волновать редакцию, поскольку брак и семья лежат в основе воспроизводства человеческого капитала и во многом определяют его качество. А человеческий капитал, как известно, является одним из ключевых факторов развития информационного общества. Как же может оно постоять за этот фактор в условиях, когда налицо депопуляционный взрыв, а семья переживает настоящий кризис, толкая социум к деградации?
Проблему защиты семьи уже не в первый раз обсуждает наш автор, доктор наук Тамара Ростовская, которая вместе с соавторами рассматривает различные варианты укрепления ценности семейного образа жизни с использованием арсенала информационно-коммуникационных технологий. В этом номере, в частности, предлагаются подходы к организации масштабной информационной кампании, ориентированной на самые разные целевые аудитории. При этом проводится очень важная идея: такая кампания должна стать частью целенаправленной государственной политики, при настойчивой и последовательной реализации которой средства массовой информации будут способны направить ощутимую часть своего потенциала на благое дело. И тогда, несмотря на объективное изменение традиционных ролей мужчины и женщины в обществе, появится надежда на возрождение института семьи и брака.
Вообще этот номер журнала выдался весьма социологичным: здесь, помимо семейных ценностей, и социальная поддержка молодежи в информационном обществе, и особенности нового, «цифрового» поколения, и современные, основанные на использовании ИКТ, методы переписи населения – важнейшего инструмента регулирования демографической политики да и социальной политики в целом. А тут есть над чем задуматься: по данным последней переписи население России в 2010 году по сравнению с 2002 годом сократилось более чем на 2 млн человек (на 1,6%), в результате чего наша страна перешла по численности населения с 7-го места в мире на 8-е.
Так уж получается, что одни рубрики журнала наполняются исключительно активно, а другие чуть ли не годами пустуют. К последним можно отнести, к примеру, «Спорт и туризм в информационном обществе». Но этому номеру повезло: доктор наук Валентина Егозина представила работу, посвященную физическому воспитанию в информационном обществе. А физическое развитие, бесспорно, – один из столпов развития упомянутого выше человеческого капитала.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ТАТЬЯНА ЕРШОВА