Настоящая Концепция разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 1994 г. № 1390 "О совершенствовании информационно-телекоммуникационного обеспечения органов государственной власти и порядке их взаимодействия при реализации государственной политики в сфере информатизации".
Концепция базируется на принятых решениях органов государственной власти, касающихся вопросов информатизации. К ним, в частности, относятся: "Концепция правовой информатизации России", утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. № 477; Указ Президента Российской Федерации "Вопросы формирования единого информационно-правового пространства Содружества Независимых Государств" от 27 декабря 1993 г. № 2293; Указ Президента Российской Федерации "О дополнительных гарантиях права граждан на информацию" от 31 декабря 1993 г. № 2334; Указ Президента Российской Федерации "Об основах государственной политики в сфере информатизации" от 20 января 1994 г. № 170; Указ Президента Российской Федерации "Вопросы деятельности Комитета при Президенте Российской Федерации по политике информатизации" от 17 февраля 1994 г. № 328; Указ Президента Российской Федерации "О совершенствовании деятельности в области информатизации органов государственной власти Российской Федерации" от 21 февраля 1994 г. № 361; Закон Российской Федерации "О государственной тайне", проект Закона Российской Федерации "Об информации, информатизации и защите информации" (принят на втором чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации), а также ряд других документов, в частности, одобренные руководством Министерства обороны Российской Федерации "Основные направления информатизации Вооруженных Сил Российской Федерации", концепция создания информационно-телекоммуникационной системы специального назначения (ИТКО ФАПСИ, концепция создания единой теле коммуникационной системы Минобороны России "Широта".
В разработке Концепции приняли участие специалисты Комитета при Президенте Российской Федерации по политике информатизации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Госкомстата России, Госкомоборонпрома России, Госстандарта России, Минобороны России, других органов государственной власти, непосредственно связанных с важнейшими направлениями формирования и развития единого информационного пространства, представителями администраций г. Тверь и Калужской области, а также специалисты общественных объединений и средств массовой информации.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основные Положения
2. Основные направления государственной политики формирования и развития единого информационного пространства России
2.1. Формирование и использование информационных ресурсов
2.2. Развитие информационной инфраструктуры
2.3. Информационная инфраструктура, формируемая в интересах силовых структур общества
2.4. Формирование и использование информационного пространства органов государственной власти
3. Правовая основа единого информационного пространства России. Обеспечение информационной безопасности
3.1. Законодательное обеспечение формирования и развития единого информационного пространства
3.2. Основные принципы защиты информации и обеспечения информационной безопасности субъектов единого информационного пространства
4. Организация и координация работ по формированию и развитию единого информационного пространства России
4.1. Координация действий органов власти в едином информационном пространстве
4.2. Международное сотрудничество при формировании и развитии единого информационного пространства России
4.3. Организация работ по формированию и развитию единого информационного пространства России
5. Заключение
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В последние десятилетия мир переживает переход от "индустриального общества" к "обществу информационному". Происходит кардинальная смена способов производства, мировоззрения людей, межгосударственных отношений. Уровень развития информационного пространства общества решающим образом влияет на экономику, обороноспособность и политику страны. От этого уровня в значительной степени зависит поведение людей, формирование общественно-политических движений и социальная стабильность государства- Целями информатизации во всем мире, и в том числе в России являются наиболее полное удовлетворение информационных потребностей общества во всех сферах деятельности, улучшение условий жизни населения, повышение эффективности общественного производства, содействие стабилизации социально-политических отношений в государстве. В России перестройка политических и социальных структур общества, формирование рыночной экономики объективно привели к необходимости существенного изменения информационного взаимодействия между хозяйствующими субъектами и повлияли на структуру их информационных потребностей. Несмотря на значительное расширение в последнее время рынка информационных услуг и продуктов, информационное обеспечение органов государственного управления, хозяйствующих субъектов и отдельных граждан остается на низком уровне. Возможность доступа к информации, как правило, ограничивается ее ведомственной принадлежностью и определяется зачастую должностным положением и социальным статусом потребителя. Остается проблема доступа к территориально удаленным информационным ресурсам. Для большинства населения доведение информации сохраняется в традиционном виде — печатные издания, радио, телевидение и т.д.
Информационное пространство России сегодня можно условно представить состоящим из слабо связанных между собой информационных секторов (ведомственных, региональных, коммерческих), каждый из которых в силу различных причин мало доступен отечественным пользователям.
Информационно-телекоммуникационные системы функционируют, в основном, в интересах государственных органов власти и, как правило, без необходимого их взаимодействия. Такое положение дел приводит к дублированию работ, избыточности, в сборе первичной информации, удорожанию разработок и эксплуатации систем. Кроме того, как отмечалось, ведомственная разобщенность затрудняет обмен информацией и доступ к ней.
Анализ распространения информационных услуг, ресурсов и программных продуктов (информационного потенциала) по территории России показывает их крайне неравномерное распределение, причем в основном ими обеспечены центральные области. Это распределение соответствует распределению основных научных и информационных центров России. Проблема выравнивания информационного потенциала по регионам России требует немедленного решения.
Указанные проблемы можно решить только путем ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ.
Отличительной чертой процесса формирования единого информационного пространства России является не только создание технической и технологической структуры информатизации для обеспечения взаимодействия производителей и потребителей информации, распределения накопленных и произвольных знаний в виде информационных банков данных, но и учет социальных, экономических и политических аспектов его формирования и интеграции в мировое информационное пространство.
В социальной системе объективные знания, хранимые в информационных банках данных, только тогда могут стать решающим фактором прогрессивных социально-экономических качественных изменений, когда они доступны многим заинтересованным в них потребителям и понятны им.
Сфера информационной деятельности, как совокупность информационных процессов в обществе, определяет экономический потенциал общества наравне со сферой материального производства.
Основным политическим аспектом формирования единого информационного пространства России является борьба с информационным монополизмом управленческих и коммерческих структур на открытые информационные ресурсы — переход от принципа презумпции закрытости информации к презумпции открытости информации на законодательной и экономической основе, поскольку информационный монополизм является основой бюрократизма, волюнтаризма и питательной средой экономической и политической коррупции.
Юридическая поддержка открытости государственных информационных ресурсов является необходимой предпосылкой обеспечения интеграции единого информационного пространства России с европейским и мировым информационным пространством.
Единое информационное пространство представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих и Взаимодействующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей. Иными словами единое информационное пространство включает следующие главные компоненты:
информационные ресурсы; Содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;
организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в ЧАСТНОСТИ, сбор; обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;
средства информационного взаимодействия граждан и Организаций и их доступа к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающих программно-технические средства и организационно-нормативные документы.
Организационные структуры и средства информационного взаимодействия образуют информационную инфраструктуру.
Особый сектор единого информационного пространства представляют средства массовой информации, играющие большую роль в деле широкого распространения общественно-политической и иной социально-значимой информации И оперативного доведения ее до граждан.
Этот сектор развивается по своеобразным принципам и правилам. Поэтому интеграция средств массовой информации в единое информационное пространство России должно осуществляться с учетом этих принципов и соответствующих информационных технологий. Эта проблема имеет самостоятельное значение и в данной Концепции не рассматривается.
ЦЕЛЯМИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ ЯВЛЯЮТСЯ:
обеспечение гарантий прав граждан на информацию, провозглашённых Конституцией Российской Федерации;
создание и поддержание необходимого уровня информационного потенциала;
повышение согласованности решений, принимаемых федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления;
повышение уровня правосознания граждан путем предоставления им свободного доступа к правовым и нормативным документам, определяющим их права и обязанности;
предоставление возможности контроля со стороны граждан и общественных организаций за деятельностью федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления;
повышение деловой активности граждан путем обеспечения им равной возможности пользоваться открытой научно-технической, социально-экономической, общественно-политической информацией, а также информационными фондами сфер образования, культуры и т.д.;
интеграция с мировым информационным пространством.
Проблема формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов носит межотраслевой и межрегиональный характер, требует решения сложных организационно-технических вопросов, значительных затрат и не может быть решена одномоментно. Формирование единого информационного пространства России предполагает необходимость комплексного учета социально-экономических, правовых и политических проблем информатизации общества, проблем создания и применения информационных технологий и средств их реализации, использование организационного, технологического, технического и нормотворческого опыта, полученного при развитии информационных пространств ведущих стран мира.
Проблема создания единого информационного пространства может быть успешно решена при наличии необходимой экономико-правовой основы, включающей:
законодательные и нормативные акты, определяющие права и обязанности юридических и физических лиц по формированию и использованию информационных ресурсов, средств их обработки и доставки;
экономические регуляторы, стимулирующие активное формирование и использование информационных ресурсов.
Формирование и развитие единого информационного пространства России предусматривает в первую очередь создание информационных ресурсов и средств оперативного доступа к ним.
формируемые информационные ресурсы, включаемые в единое информационное пространство, должны быть на законном основании доступны органам управления государственной власти, хозяйствующим субъектам и гражданам.
Единое информационное пространство по своей сути является открытой организационно-технологической системой, уровень развития которой во многом определяется реальными возможностями используемых средств сбора, обработки, распространения, хранения и поиска информации.
Действующие и разрабатываемые в настоящее время информационно-управляющие системы отдельных федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации, ведомственные и межведомственные территориально-распределенные системы и сети сбора, обработки и распространения информации могут служить базой внедрения новых информационных технологии. Они должны обеспечить основу формирования единого информационного пространства России и гарантировать сопряжение новых средств информационных технологий с традиционными средствами распространения информации и организации доступа к Ней: печатные и электронные средства массовой информации, журнальные и книжные издания, библиотеки и архивы, почта, телеграф и пр.
В условиях недостаточного насыщения большинства регионов России современными средствами информатизации целесообразна организация СИСТЕМЫ ДЕПОЗИТАРИЕВ государственных информационных ресурсов, обеспечивающая возможность открытого доступа к информации физических и юридических лиц имеющимися традиционными средствами.
Современное состояние информационного пространства России препятствует включению ее в мировое информационное сообщество в качестве равноправного члена и делает ее слабо защищенной от экспансии зарубежных информационных технологий, продуктов и услуг. Эта экспансия, о одной стороны, способствует развитию информационного пространства России, а, с другой стороны, представляет собой серьезную внешнюю угрозу информационной безопасности страны. Это необходимо учитывать при формировании и развитии единого информационного пространства России. При этом необходимо учитывать международный опыт борьбы с внешними угрозами информационной безопасности.
Так, примером защиты информационного пространства государства может быть законодательство Франции, ограничивающее распространение американской кино- и телепродукции на ее территории, а примером защиты информационных источников может быть законодательство США, ограничивающее публикацию и распространение за рубежом результатов исследований, выполненных за счет государственных средств.
Работы по развитию информационного пространства в передовых странах мира проводились и проводятся по инициативе и под патронажем высших должностных лиц государства. Так, в США со времени окончания второй мировой войны развитие сетей телекоммуникации и связи, вычислительной техники и информационных систем велось по инициативе Администрации Президента и при значительной финансовой поддержке из фондов государственного бюджета.
В настоящее время по инициативе Президента Клинтона разворачиваются работы по новому витку развития Национальной Информационной Инфраструктуры» призванного укрепить позиции США как наиболее развитого информационного общества в мире.
В России ведутся работы по развитию отдельных составляющих единого информационного пространства по федеральным программам, программам субъектов федерации органов местного самоуправления. Разрабатываются и реализуются федеральные Целевые программы комплексной информатизации отдельных секторов единого информационного Пространства и важнейших составляющих информационной инфраструктуры. Много делается в рамках программ информатизации отдельных федеральных органов власти и органов власти субъектов федерации. Комитетом при Президенте Российской Федерации по политике информатизации подготовлена и направлена в Правительство Российской Федерации федеральная целевая программа "Информатизация России", предусматривающая выполнение большого объема работ по созданию систем информатизации различного назначения.
Для координации усилий всех органов государственной власти при решении проблемы формирования и развития единого информационного пространства России необходимо разработать по инициативе Президента Российской Федераций Комплекс организационных мер.
Они должны устанавливать порядок определения основных показателей и этапов формирования и развития единого информационного пространства, ' |*< очередность разработки законодательных и нормативных актов, определяющих функции И правила взаимодействия субъектов этого пространства, стимулирующих физических и юридических лиц на активное формирование и использование информационных ресурсов в едином информационном пространстве, а также стандартов на различные виды информационных продуктов и услуг.
В комплексе мер должны быть представлены Мероприятия, обеспечивающие пропаганду Нёлей, задач и возможностей единого информационного пространства, обучение граждан основам информационной грамотности. Это усилит мотивацию граждан и общества в Целом на обращение к информационным ресурсам при решении возникающих проблем, значительно ускорит развитие информационной инфраструктуры страны, упорядочит рынок информационных ресурсов, технологий и услуг.
С учетом закрепленного Конституцией Российской Федерации: расширения полномочий субъектов Федерации, координации работ, выполняемых в сфере информатизации в отдельных регионах, может реализовываться в форме отдельных региональных программ информатизации, ориентированных на особенности социально-экономических, общественно-политических и других проблем, стоящих перед конкретными регионами, В комплексе мер должно быть предусмотрено сопряжение информационных пространств субъектов федерации с информационными системами федеральных органов государственной власти.
Единое информационное пространство России должно стать основой информационного пространства стран Содружества Независимых Государств. В соответствии с Решением Координационно-консультативного Комитета СНГ осуществляется создание автоматизированной системы информационного обмена между государствами-участниками Содружества (АСИО СНГ). Генеральным заказчиком АСИО СНГ является Исполнительный Секретариат СНГ, Генеральным исполнителем — Федеральное Агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации. Настоящая концепция не противоречит концепции создания АСИО СНГ. В комплексе мер необходимо предусмотреть увязку работ по формированию и развитию единого информационного пространства России с программой создания АСИО СНГ и обеспечение выполнения Россией взятых обязательств.
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ
Государственная политика формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов должна осуществляться с учетом интересов федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов федерации, органов местного управления, юридических и физических лиц. Она должна учитывать возможности международного сотрудничества в сфере информационных технологий, продуктов и услуг, реальные возможности отечественной информационной индустрии в условиях рыночной экономики.
Государственная политика должна быть направлена на:
создание необходимых условий для общения граждан и организаций;
расширение и укрепление информационных связей между общественными структурами, укрепление доверия, общественного согласия и повышение заинтересованности в коллективных действиях;
эффективное использование государственными и негосударственными организациями, а также гражданами информационных ресурсов;
обеспечение полноты, точности, достоверности и своевременности представления информации организациям и гражданам, независимо от их территориального размещения;
интеграцию информационных ресурсов, формируемых в различных сферах деятельности общества;
интеграцию информационных технологий с производственными (операционными) технологиями;
совместимость и взаимодействие систем информатизации на базе современных информационных технологий, международных стандартов, общероссийской системы классификации и кодирования информации;
применение эффективных средств и методов обеспечения безопасности информации в едином информационном пространстве России.
Формирование и использование информационных ресурсов — одна из ключевых проблем создания единого информационного пространства.
В общем случае информационные ресурсы (как предварительно обработанная информация), формируются в результате деятельности как органов государственной власти, так и государственных и негосударственных предприятий, научных, учебных и общественных организаций.
Информационные ресурсы включают данные и знания, а также языковые средства, применяемые для описания конкретной предметной области и для доступа к данным и знаниям.
В процессе формирования и использования информационных ресурсов осуществляются сбор, учет, регистрация, накопление, хранение, ведение и выдача информации по запросам или регламенту.
По формам собственности информационные ресурсы подразделяются на государственные, межгосударственные, негосударственные (в том числе коммерческие) и смешанной собственности.
Работы последних десятилетий по улучшению информационного обеспечения органов государственной власти и управления, всего общества сосредоточивались главным образом на создании технических средств, соответствующих автоматизированных систем и сетей, предназначенных для передачи и обработки информации.
При этом априори предполагалось наличие достаточных объемов информации и вопрос заключался лишь в ее оперативном и целенаправленном использовании с помощью современной вычислительной техники.
Однако, несмотря на определенное продвижение работ по автоматизации информационных процессов, нужной специалистам и гражданам, информации по-прежнему остро не хватает, хотя созданные автоматизированные системы управления и средства передачи и обработки данных нередко недогружены и используются неэффективно.
Информатизация органов государственной власти до сих пор ориентирована на повышение эффективности собственной деятельности, что привело к созданию значительного числа ведомственных (отраслевых) автоматизированных (локальных и территориальных) информационно-управляющих 'систем, предназначавшихся, как правило, для удовлетворения информационных потребностей ограниченного круга пользователей. Из-за этого внедрение новых информационных технологий не давало ожидаемого эффекта.
Формирование единого информационного пространства России позволит существенно повысить эффективность функционирования всех ветвей власти: законодательной, судебной, исполнительной, представительской за счет повышения уровня информационной поддержки их деятельности на основе использования всей Накопленной информации и более динамической организации информационного взаимодействия при решении комплексных проблем управления обществом.
При всех недостатках информационно-управляющие системы органов государственной власти могут служить основой, которая обеспечит формирование -государственных информационных ресурсов. Для этого требуется решение сложных организационно-технических вопросов, связанных с обеспечением КОЛЛЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ И ВЕДЕНИЯ МИНИСТЕРСТВАМИ И ВЕДОМСТВАМИ государственных информационных ресурсов. Это относится в первую очередь к тем органам государственного управления, которые располагают развитыми территориально распределенными инфраструктурами, ориентированными на сбор информации на всей территории России и ее обработку в интересах федеральных, региональных органов власти, а также всех организаций и граждан Российской Федерации. К ним относятся Государственный комитет Российской Федерации по статистике, Федеральная Служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Комитет Российской Федерации по геологии и использованию недр, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Федеральная служба занятости России, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом, Государственная налоговая служба Российской Федерации и др. К таким структурам относится также координируемая Министерством науки и технической политики сеть специализированных институтов и центров научно-технической информации, включая организации, действующие в составе Российского объединения информационных ресурсов научно-технического развития (Росинформресурс). Именно эти ведомства должны внести решающий вклад в формирование государственных информационных ресурсов. Задача заключается в том, чтобы определить такое взаимодействие министерств и ведомств, которое обеспечит эффективное использование уже имеющейся в их распоряжении информации и средств ее обработки и распространения.
Особое место принадлежит Государственно-правовому управлению Президента Российской Федерации и Министерству юстиции Российской Федерации, на которые возложена ответственность за формирование информационных фондов правовой информации и за организацию доступа к ним организаций и граждан, а также Министерству культуры Российской Федерации, "под патронажем'' которого находится сеть библиотек, непосредственно обслуживающих население. В проекте "Основ законодательства Российской Федерации о библиотечном деле" (принят в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации) библиотечное дело определено как сфера информационной и просветительской деятельности, которая должна обеспечить гарантию прав человека и общества в целом на свободный доступ к информации.
Серьезной проблемой в становлении правового государства является обеспечение общедоступной правовой информации для всех юридических и физических лиц, которая должна быть максимально приближена к пользователям, прокомментирована и иметь простой порядок ее получения населением.
Координация работ министерств и ведомств в области информационных ресурсов может проводиться в рамках разрабатываемой Комитетом при Президенте Российской Федерации по политике информатизации программы "Создание и использование федеральных и межотраслевых баз и банков данных".
На темпы формирования информационных ресурсов, совершенствования доступа к ним может весьма отрицательно повлиять недостаточная ИНФОРМАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ. Единое информационное пространство должно не только обеспечить удовлетворение информационных потребностей, но вместе с тем должно стимулировать деятельность потребителей информации. Для этого необходимо разработать комплекс мер по повышению информационной и компьютерной грамотности населения, включая чтение курсов в учебных заведениях по овладению навыками поиска и использования информации, широкую пропаганду по радио, телевидению, в печати возможностей получения необходимой информации, издание соответствующей массовой литературы и т.д.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ДОЛЖНА ПРЕДУСМАТРИВАТЬ решение следующих задач:
установление порядка формирования и использования информационных ресурсов, обязательного для всех субъектов информационных отношений в рамках единого информационного пространства;,
обеспечение условий, гарантирующих реализацию конституционных прав граждан на информацию;
определение государственных заказчиков, ответственных за создание информационных систем и ресурсов и за их эффективное функционирование в едином информационном пространстве;
определение государственных органов, ответственных за ведение отдельных информационных ресурсов;
обеспечение комплексной защиты информационных ресурсов;
создание системы обязательной государственной сертификации информационных технологий, продуктов и услуг и лицензирования информационной деятельности для обеспечения полноты, достоверности и надежности государственных информационных ресурсов.
В ходе становления рыночной экономики значительная часть информационных ресурсов формируется в негосударственном секторе экономики, в котором уже сегодня действуют сотни организаций — производителей информационной продукции и организаций, специализирующихся на информационном обслуживании. Негосударственные организации в настоящее время доминируют на рынке деловой и коммерческой информации. Негосударственные структуры зачастую существенно опережают государственные в тех случаях, когда имеется платежеспособный спрос на определенные виды информационных продуктов и услуг. В этом секторе создаются базы и банки данных, предназначенные чаще всего для использования в экономической и социальной сферах; это прежде всего финансовая, банковская, биржевая, коммерческая, а также справочная, культурно-историческая и другие виды информации.
Государственная политика в области формирования и использования информационных ресурсов негосударственного сектора экономики должна способствовать:
включению негосударственных организаций — производителей информационных ресурсов в единое информационное пространство как субъектов информационных отношений;
предоставлению возможности негосударственным структурам санкционированного доступа к государственным информационным ресурсам;
доступу граждан и юридических лиц к негосударственным информационным ресурсам;
расширению сферы платных информационных услуг.
Особую поддержку государство должно оказывать тем негосударственным структурам, которые ориентированы на информационное обслуживание массового пользователя.
Основанием для включения негосударственных информационных ресурсов в единое информационное пространство должно являться их соответствие требованиям организационно-нормативных документов, регламентирующих единый порядок формирования и использования информационных ресурсов различных классов.
Негосударственным организациям следует разрешить участвовать в формировании и использовании государственных информационных ресурсов и в оказании на их основе информационных услуг юридическим и физическим лицам при наличии соответствующей государственной лицензии.
К ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИНФОРМАЦИОННЫМ РЕСУРСАМ относятся:
ресурсы, создаваемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и вырабатываемые в результате этой деятельности;
ресурсы, создаваемые негосударственными органами на основании соответствующих лицензий по заказам и в интересах органов государственной власти.
Государственные информационные ресурсы являются основой единого информационного пространства России.
Ответственность за работы по созданию государственных информационных ресурсов должна быть возложена на соответствующие органы государственной власти, выступающие в качестве государственных заказчиков систем информатизации. По каждому виду государственных информационных ресурсов должен быть определен орган государственной власти, отвечающий за организацию их формирования, ведения и обеспечение доступа к ним в едином информационном пространстве России.
Исходя из структуры органов государственной власти целесообразно директивно закрепить за компетентными органами ответственность по формированию и ведению информационных ресурсов, предназначенных для обеспечения деятельности соответствующих уровней государственной власти:
Президента Российской Федерации;
Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
Правительства Российской Федерации и его Аппарат; судебных органов Российской Федерации;
федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации;
органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Эти информационные ресурсы, образуя в едином информационном пространстве информационные сектора. органов государственной власти, должны развиваться взаимоувязано с другими секторами единого информационного пространства.
Один из федеральных органов государственной власти следует наделить правами по координации формирования и развития всех видов государственных информационных ресурсов и включения в единое информационное пространство негосударственных информационных ресурсов.
Порядок и правила взаимодействия органов государственной власти при формировании и использовании государственных информационных ресурсов должны регламентироваться законодательными актами, устанавливающими в том числе меры ответственности за сокрытие, противоречивость и недостоверность информации.
Актуальными проблемами информационного взаимодействия государственных органов власти с гражданами являются:
формирование государственных ресурсов с документированной информацией, представляемой юридическими и физическими лицами в обязательном порядке;
формирование государственных ресурсов с документированной информацией открытого типа.
Трудности в решении этих проблем определяются территориальной разнесенностью источников и потребителей информации, большими объемами и динамизмом изменения информации.
Государственные и негосударственные информационные ресурсы, по существу, должны образовать СИСТЕМУ ВЗАИМОУВЯЗАННЫХ ИНФОРМА-ЦИОНЫХ ФОНДОВ, использующих как традиционные информационные технологии и носители информации, так и автоматизированные базы и банки данных, открытую для включения в нее по мере необходимости дополнительных информационных фондов, баз и банков данных.
Важнейшим этапом формирования государственной политики в области единого информационного пространства является определение приоритетов для конкретных видов государственных информационных ресурсов. На данном этапе развития к приоритетным государственным информационным ресурсам следует отнести:
правовую информацию, связанную с построением правового государства и гарантиями для граждан по реализации их законных прав;
информацию о деятельности органов государственной власти и о бюджетных расходах, обеспечивающую возможность демократического контроля их деятельности и представляющую большой интерес для всех субъектов экономики России;
информацию о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическую, санитарно-эпидемиологическую и др., необходимую для безопасного существования граждан, населения, в целом, а также производственных объектов;
открытую информацию о предприятиях и организациях, поставляемую или в соответствии с законодательством в государственные органы (налоговой инспекции, статистики и др.), и информацию органов государственной статистики, необходимую для поддержания деловой активности организаций, предприятий и отдельных граждан; - информацию о сохранении и использовании культурного наследия общества (научно-техническую, литературно-художественную, музейную, архивную и пр.).
В рамках единого информационного пространства в приоритетном порядке ДОЛЖЕН ФОРМИРОВАТЬСЯ И ВЕСТИСЬ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕГИСТР, содержащий сведения по организациям — держателям государственных, негосударственных и смешанных информационных ресурсов и по видам распространяемой или информационной продукции и предоставляемых информационных услугах. Это может быть обеспечено путем создания:
федерального центра информатизации для накопления сведений о государственных информационных ресурсах и возможностях доступа к ним пользователя, а также для сертификации информационных систем и сетей, баз и банков данных;
региональных государственных и коммерческих центров информатизации для справочно-информационного обслуживания юридических и физических лиц.
Для аналитического и справочно-информационного обслуживания нескольких регионов отдельных экономических районов возможно создание межрегиональных центров- информатизации.
Для обеспечения доступа к государственным информационным ресурсам целесообразно максимально использовать возможности как государственных информационных структур, так и негосударственных образований — частных предприятий, акционерных обществ и т.п.
Многие из этих организаций (центры научно-технической информации, крупные библиотеки, органы Госкомстата России и др.) имеют возможность теледоступа к соответствующим банкам данных или получают необходимую им информацию на машиночитаемых носителях.
Все информационные продукты (печатные издания, базы данных, мультимедиа и др.), созданные для распространения государственных информационных ресурсов, должны быть доступны для библиотек, информационных центров и других служб, являющихся депозитариями этих ресурсов для отдельных организаций и регионов страны.
Формирование и использование государственных информационных ресурсов должно организовываться по принципу многоуровневой иерархической системы.
На федеральном уровне управления государством действуют и создаются банки данных, обеспечивающие, как правило, теледоступ к информации. При этом используются автоматизированные локальные и распределенные информационные системы. Необходимо обеспечить выделение из информационных ресурсов федеральных органов государственной власти открытую часть информации, которую можно отнести к государственным информационным ресурсам, доступным всем организациям и гражданам.
В регионах информационное обслуживание населения должно обеспечиваться распределенной сетью библиотек-депозитариев, специализированных центров, агентств и т.д., которые должны содержать информационные ресурсы данной территории, а также сведения об информационных ресурсах других территорий и о порядке доступа к ним. Реализуемая, в территориальном опорном пункте технология информационного обслуживания пользователей должна обеспечивать автоматизированное получение информации по абонентному обслуживанию и разовым заявкам пользователей.
На местном уровне в качестве депозитариев информационных ресурсов могут выступать городские и районные библиотеки, а также библиотеки предприятий и организаций. Они должны получать информацию, входящую в государственный информационный ресурс, в виде изданий, отчетов и т.д., обеспечивая возможность предоставления информации по заявкам граждан.
По мере оснащения библиотек-депозитариев соответствующими программно-техническими средствами должно быть обеспечено использование машиночитаемых изданий (особенно перспективными представляются такие издания на компактных дисках) и работа в режиме удаленного доступа.
В библиотеках-депозитариях должно быть гарантировано предоставление информации в простейших формах — в виде печатных издании, распечаток, экранных представлений, полученных из баз данных и других хранилищ информации.
При разработке схемы доступа к государственным информационным ресурсам следует учитывать, что все более весомо заявляют о себе коммерческие информационные центры и телекоммуникационные сети, ориентирующиеся в основном на обслуживание финансовых и предпринимательских структур. Они могут использоваться для организации доступа к государственным информационным ресурсам на платной основе.
Порядок и правила использования государственных информационных ресурсов на коммерческой основе и приобретения депозитариями негосударственных информационных ресурсов требуют дополнительной проработки.
Развитие информационной инфраструктуры России во многом связано с созданием современной отечественной индустрии информатизации.
Основными задачами ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ИНДУСТРИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ являются:
развитие производства современных отечественных средств информационных технологий;
развитие производства современных отечественных систем и средств связи, телекоммуникационных сетей;
содействие внедрению информационных технологий, используемых в зарубежных информационных системах национального и транснационального масштаба (ЭДИФАКТ, СВИФТ, CALS, РАСИПО и др.);
подготовка квалифицированных кадров для работы в области информатизации.
Развитие отечественной информационной индустрии с учетом мировых достижений в современных информационных технологиях и средства телекоммуникационного обмена с целью формирования и развития единого информационного пространства позволит России достойно выйти на мировой уровень технического развития и включиться в мировую информационную супермагистраль.
Существенная роль в формировании единого информационного пространства отводится созданию общенациональной телекоммуникационной сети страны, которая позволила бы объединить различные сети, Системы и комплексы средств связи, обеспечив потребителям доступ к соответствующим территориально-распределенным информационным ресурсам, обмен информацией между юридическими и физическими лицами в режимах передачи данных и электронной почты. Значительное место в условиях рынка при создании такой телекоммуникационной сети могут занять коммерческие системы и сети. При этом создание первичных каналов и сетей связи должно опережать в своем развитии формирование телекоммуникационных сетей.
Развитие первичных каналов и сетей связи в настоящее время осуществляется в соответствии с утвержденной Программой "50x50" и координируется Минсвязи России. Задачи по развитию телекоммуникационного комплекса "Связь" изложены в "Концепции программы Российской Федерации в области связи", одобренной Правительством Российской Федерации 25 марта 1993 г.
При проведении государственной политики совершенствования информационной инфраструктуры России следует учитывать значительную территориальную протяженность страны, а также различный уровень развития информатизации в отдельных ее регионах.
В условиях ограниченности бюджетных ассигнований целесообразно:
установить приоритеты информатизации регионов страны;
определить оптимальные средства связи и передачи данных для каждого региона с учетом ожидаемой информационной нагрузки и территориальной удаленности субъектов телекоммуникации (спутниковые каналы связи, оптоволоконные линии связи, радио и радиорелейные, телефонные, телеграфные линии связи и т.д.).
организовать сервисное обслуживание потребителей, применяющих отечественные технологии.
При этом отечественные предприятия информационной индустрии должны взять на себя работу по сопровождению и развитию средств информатизации, приобретенных пользователем, по мере появления новых технических и программных продуктов.
Особым сектором единого информационного пространства России является информационная инфраструктура, формируемая с участием Вооруженных Сил Российской Федерации, Федерального Агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы контрразведки Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации в интересах обеспечения безопасности граждан и обороноспособности государства, создания основы надежного информационного обеспечения соответствующих органов государственной власти и управления в особый период.
Информатизация в Вооруженных Силах должна проводиться как в направлении информационного обеспечения в режиме повседневной деятельности за счет использования современных компьютерных технологий (систем военно-стратегической разведки, мобилизационного развертывания, управления войсками, тыловым, материальным и др. видами обеспечения), так и за счет создания для них специальной телекоммуникационной сети Минобороны России, что позволит создать единую общегосударственную систему обмена информацией по военно-политической обстановке государства в угрожаемый период.
Информатизация в Вооруженных Силах проводится в соответствии с одобренными руководством Министерства обороны Российской Федерации "Основными направлениями информатизации Вооруженных Сил Российской Федерации" и Концепцией создания единой телекоммуникационной системы Минобороны России "Широта".
Развертывание работ по созданию целостной информационно-телекоммуникационной системы Министерства внутренних дел Российской Федераций предполагается осуществить на основе разрабатываемой в настоящее время отраслевой программы.
Основными задачами по информатизации для органов внутренних дел являются:
создание информационно-вычислительных сетей общего пользования и специализированных систем оперативных служб, интегрированных банков данных оперативно-розыскного и справочного назначения на региональном и федеральном уровне;
автоматизация оперативно-сравочных учетов и перевода ручных карточек на машиночитаемые носители информации в органах внутренних дел с организацией прямого доступа к автоматизированным банкам данных непосредственно с рабочих мест пользователя;
централизованное оснащение МВД, УВД современной вычислительной техникой, главным образом базовыми программно-техническими комплексами большой и средней мощности для создания информационных систем регионального уровня, включая городские и районные органы внутренних дел;
реализация проектов информатизации органов внутренних дел, создание и развитие сети надежной связи, магистральной и региональных систем передачи данных;
создание и развитие системы сервисного обслуживания программно-технических комплексов, эксплуатационно-ремонтной базы средств вычислительной техники, а также организация центров обучения работы в автоматизированных информационных системах.
Успешное решение основных задач, возложенных на силовые структуры, по-видимому возможно на основе частичного объединения действующих и создаваемых ими телекоммуникационных систем на принципах обеспечения возможности их взаимодействия на различных уровнях управления. В том числе взаимодействие со службами Аппарата Президента, Правительства, Федерального Собрания, Минюста, Генеральной прокуратуры, Таможенного комитета и других заинтересованных ведомств и организаций.
В рамках выполнения мероприятий по реализации задач федеральной программы по усилению борьбы с преступностью, интеграция автоматизированных информационных систем правоохранительных органов России позволит обеспечить при необходимости обмен информацией через систему передачи данных с правоохранительными органами стран СНГ, а также через бюро Интерпола в России с полицейскими системами других стран.
Решение задач формирования государственных информационных ресурсов силовых структур предполагает реализацию комплекса мероприятий по созданию автоматизированных информационных систем, как локальных, так и территориально-распределенных в интересах соответствующих служб силовых структур. При этом целесообразно рассмотреть возможность интеграции региональных банков данных, создаваемых различными силовыми структурами в отдельных экономических районах. Такие зональные центры (в пределах 10 на территории Российской Федерации) соответствуют экономическим зонам и будут обеспечивать требуемый уровень интеграции информационных ресурсов и способствовать реальному формированию единого информационного пространства в интересах соответствующих служб силовых структур.
Формирование информационного пространства России позволит объединить и развить существующие информационно-аналитические ресурсы государства с целью обеспечения управленческой деятельности органов государственной власти России.
Основу информационного пространства органов государственной власти должны составлять информационно-телекоммуникационные системы,' которые способны обеспечить информационную поддержку принятия органами .государственной власти решений как в сфере управления экономической, так и в области безопасности личности, общества, государства, В качестве таких систем могут быть использованы:
информационно-телекоммуникационная система специального назначения (ИТКС), разрабатываемая ФАПСИ;
информационно-коммуникационная система (ИКС), разрабатываемая для Государственной Думы;
информационно-телекоммуникационная система Министерства по чрезвычайным ситуациям;
единая телекоммуникационная система Минобороны России "Широта".
Эти системы разрабатывались исходя из следующих требований:
формирование единого информационного пространства России в интересах государственной власти;
исключение монополии на представление информации непосредственно Президенту, Правительству России, Федеральному собранию;
доступ органов государственной власти и, прежде всего, Президента и Правительства, ко всем информационным ресурсам;
объединение и развитие независимых источников информации;
защита государственной тайны;
использование современной телекоммуникационной среды.
Для обеспечения указанных требований в перечисленных системах предусматривается их 4-уровневая иерархия. Под этим понимается:
на региональном уровне — информационное обеспечение территориальных органов управления, хозяйствующих субъектов, политических и общественных организаций в установленном законом порядке;
на федеральном уровне — информационное обеспечение руководителей министерств и ведомств, руководства субъектов Федерации;
на аналитическом уровне — информационное обеспечение ситуационных центров Президента, Администрации Президента, Правительства, Совета Безопасности России, Федеральное Собрание, а также их информационно-аналитические подразделения;
на высшем уровне интеллектуальной деятельности — информационное обеспечение принятия решений Президентом и руководством Правительства Российской Федерации, а также законодательными и судебными органами.
Основу интегрированной системы должны создавать информационные ресурсы Госкомстата, МИДа, Минобороны, ФСК, МВД, МЧС, ФАПСИ, Минэкономики, МВЭС, Минфина, других министерств и ведомств. Защищенный информационный обмен должен обеспечиваться соответствующими средствами криптозащиты.
Используемые информационно-телекоммуникационные системы должны обеспечить полноценное и эффективное информационное обслуживание органов государственной власти и доступ всех органов управления к сформированным информационным фондам в соответствии с законодательно установленным регламентом.
Информационный ресурс информационного пространства органов государственной власти можно представить в виде трех основных составляющих:
информационный ресурс особого периода;
информационный ресурс для оперативного управления в мирное время;
информационный ресурс проблемно-ориентированной информации.
Информационные ресурсы характеризуются следующим.
Информационный ресурс особого периода включает Государственную базу экономической информации мобилизационного назначения (Госбаза России), базу военного времени и совокупность баз данных Минобороны.
Информационной основой Госбазы России, ведение которой поручено ФАПСИ, являются задания мобилизационного плана страны на расчетный период, разрабатываемые Минэкономики, паспортные данные об объектах народного хозяйства, городах и регионах. В ее составе предусмотрен банк экономико-географической информации. Вся совокупность Госбазы России может эффективно использоваться в мирное время в интересах организаций различных форм собственности и граждан.
Информационный ресурс для оперативного управления страной в мирное время базируется на экономико-статистических банках, данных Госкомстата, специализированных базой данных для чрезвычайных' ситуаций, информационных ресурсах министерств и ведомств.
Информационный ресурс проблемно-ориентированной информации для целевых программ и поддержки стратегических решений в настоящее время только формируется, определяется его структура, входные и выходные параметры, принципы сбора, обработки и представления информации.
. Кроме того, к государственным ресурсам относится информация открытого доступа и персональные данные о юридических й физических лицах, определенных законодательством.
К этим ресурсам примыкает ресурс специальной информации, формируемый ФСК, СВР, ФАПСИ, ГРУ ГШ, МВД, МИДом.
Таким образом, информационный ресурс органов государственной власти представляет собой совокупность распределенных баз данных, построенных по ведомственному, территориальному и проблемному принципам.
3. ПРАВОВАЯ ОСНОВА ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Правовая основа единого информационного пространства призвана регулировать отношения производителей и потребителей информации, обеспечивать координацию действий органов государственной власти в едином информационном пространстве и гарантировать соблюдение соответствующих конституционных прав и свобод граждан и организаций.
В едином информационном пространстве законодательство направлено на обеспечение:
гарантий соблюдения конституционного права каждого "свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, любым законным способом" (Конституция Российской Федерации, статья 29 п. 4);
гарантий соблюдения конституционного права каждого знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы;
гарантий возможностей контроля со стороны граждан и общественных организаций за деятельностью органов государственной власти; .
соблюдения авторского права и права собственности на документированную информацию и информационные ресурсы, авторского права и права собственности на информационные технологии и средства их обеспечения;
формирования и использования информационных ресурсов в условиях равенства всех форм собственности, через разные формы организации производства товаров и услуг, создание информационного рынка и конкурентной среды, проведение государственной антимонопольной политики;
ответственности субъектов единого информационного пространства за правонарушения при формировании информационных ресурсов и их использовании; -
персональной ответственности руководителей органов государственной власти за качество формирования государственных информационных ресурсов и доступа к ним;
согласованности решений органов государственной власти в области единого информационного пространства;
тесного информационного взаимодействия со странами —членами СНГ и активного информационного обмена в системе международного сотрудничества в целом;
информационной безопасности.
Таким образом, законодательное обеспечение формирования и развития единого информационного пространства, как сфера законодательства Российской Федерации, должно регулировать весь комплекс общественных отношений, связанных с информацией, ее производством, движением и использованием. Цели, задачи и принципы законодательного обеспечения, как одной из основных составляющих формирования и развития единого информационного пространства, изложены в утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 апреля 1998 г. >6 477 "Концепции правовой информатизации России".
Для обеспечения информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации с субъектами стран ближнего и дальнего зарубежья законодательное обеспечение единого информационного пространства. должно предусматривать соответствующие нормативно-правовые акты, регулирующие эти отношения, а также межправительственные соглашения. Основные положения по реализации информационного взаимодействия высших органов власти стран СНГ изложены в подписанном в сентябре 1998 г. "Соглашении об информационном обеспечении выполнения многосторонних соглашений" и в утвержденной в феврале 1994 г. "Концепции создания автоматизированной системы информационного обмена Содружества Независимых Государств".
Единое информационное пространство затрагивает все сферы деятельности в обществе, охватывает все регионы и территории страны, поэтому нормы права информационного законодательства присутствуют в большинстве законодательных актов Российской Федерации.
Разработка информационного законодательства должна осуществляться по следующим основным направлениям;
защита интеллектуальной собственности на произведенную информацию;
обеспечение информационной безопасности государства, общества, гражданина;
реализация прав юридических и физических лиц на информацию; защита прав граждан в условиях информатизации;
ответственность за правонарушения в сфере информации и информатизации.
Работы в указанных направлениях нуждаются в координации, без которой невозможно устранение неоправданного дублирования, выявление и ликвидация пробелов в законодательстве, сокращение сроков создания актов, повышение их качества и эффективности включенных в них правовых норм.
Международный опыт со всей очевидностью подтверждает актуальность проблем информационной безопасности для обеспечения национальной безопасности любого государства.
Информационное взаимодействие субъектов в едином информационном пространстве наряду с правовым обеспечением требует принятия организационных и технических мер защиты информации. Эти меры должны предусматривать:
предотвращение утечки, утраты и подделки информации;
предотвращение угроз информационной безопасности личности, общества, государства;
предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации;
предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечения правового режима документированной информации как объекта собственности;
защиту конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;
сохранение секретности, конфиденциальности документированной информации;
обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения;
анализ программных средств для оценки возможности их применения в безопасных информационных системах единого информационного пространства и выработки рекомендаций по Их применению и адаптации в различных сферах информатизации;
компьютерную безопасность создаваемых и действующих информационных систем от вирусного заражения;
сертификацию создаваемых средств и систем обеспечения безопасности, используемых для создания единого информационного пространства;
подготовку кадров и их обучение для создания соответствующих служб безопасности информации в системах федерального и регионального уровней;
создание информационно-справочного фонда по проблемам информационной безопасности и информационно-аналитического обеспечения организаций, участвующих в разработке И создании единого информационного пространства.
Должны быть установлены правила организационного взаимодействия субъектов единого информационного пространства, обеспечивающие сохранение государственной, коммерческой и личной тайны. Эти правила должны регулироваться законодательством и конкретными подзаконными актами, разрабатываемыми уполномоченными органами государственной власти.
Проблемы информационной безопасности имеют и геополитические аспекты. Информационная экспансия крупных зарубежных' фирм, стремление их навязать национальным информационным и телекоммуникационным сетям и системам такие условия функционирования в глобальном мировом информационном пространстве, которые предоставили бы развитым западным странам односторонние политические и экономические преимущества, что неминуемо приведет к существенным потерям в экономике и может существенно ослабить обороноспособность и суверенитет страны.
Для предотвращения нарушений установленных правил поведения субъектов в едином информационном пространстве, приводящих к раскрытию государственной, коммерческой или личной тайны, к нанесению материального или морального ущерба физическим или юридическим лицам, а также к ущемлению прав граждан на доступ к, информационным ресурсам, правовое обеспечение необходимо дополнить соответствующими нормами, предусматривающими уголовную, административную и финансовую ответственность за несанкционированные действия.
Аппаратно-программные средства должны обеспечивать защиту информации на любом из всех этапов ее электронной обработки, хранения и приема-передачи. Аппаратно-программные средства защиты информации в едином информационном пространстве должны соответствовать требованиям, установленным Государственной технической комиссией при Президенте Российской Федерации, Федеральным агентством правительственной связи и информации при. Президенте Российской Федерации, другими компетентными органами государственной власти.
Реализация указанных принципов и задач позволит обеспечить многоуровневую защиту государственных информационных ресурсов, составляющих основу единого информационного пространства, и будет способствовать его эффективному функционированию.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ И КООРДИНАЦИЯ РАБОТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ
Действия органов государственной власти по всем направлениям создания единого информационного пространства должны координироваться законодательством, определяющим обязанности каждого федерального органа государственной власти, органов власти субъектов федерации и органов местного самоуправления по созданию государственных информационных ресурсов и организации доступа, а также системой стандартизации и унификации форм документов, классификаторов, средств информационных технологий, протоколов связи и других средств информатизации.
При формировании государственных информационных ресурсов необходимо ОБЕСПЕЧИТЬ КООПЕРАТИВНЫЕ СВЯЗИ КАК ПО ГОРИЗОНТАЛИ, ТАК И ПО ВЕРТИКАЛИ.
По горизонтали кооперация выражается в создании методов комплексного сбора информации разными органами государственной власти о первичных объектах учета, таких как юридические лица, географические объекты и др.
Целью кооперации данного вида является сокращение затрат на подготовку первичной информации, которую они должны предоставлять в государственные органы в соответствии с законодательством.
Вертикальная кооперация заключается в использовании на всех уровнях управления информации, созданной на местах, а также в создании межотраслевых банков данных, создаваемых с учетом интересов нескольких ведомств и органов управления субъектов Российской Федерации.
В данном случае кооперация преследует цель сокращения затрат на обработку информации в различных ведомственных информационных системах.
Важным координирующим элементом единого информационного пространства должен стать МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗЧИКА, в рамках которого должна проводиться экспертиза проектов, оценка бюджетных запросов, организация конкурсов на выполнение проектов, а также информирование общества о проведенных затратах и их результатах.
Общероссийским инструментом, обеспечивающим координацию при создании государственных информационных ресурсов, должен стать ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕГИСТР, в котором должны быть представлены описания всех информационных массивов, баз данных и других видов Информационных ресурсов, создаваемых за счет бюджета. Использование данных Государственного информационного регистра позволит существенно снизить затраты на создание и поддержание государственных информационных ресурсов.
Единое информационное пространство России должно формироваться и развиваться на основе международных стандартов и общероссийских систем классификации и кодирования.
На современном этапе для формирования и развития единого информационного пространства России особо необходимо обеспечить комплексность проведения работ по стандартизации, унификации и сертификации средств и систем информатизации.
Сертификация средств информационных технологий и систем информатизации, являясь выходным этапом оценки их качества и .конкурентоспособности, требует полной нормативно-методической и соответствующей инструментальной поддержки, жесткой унификации физических интерфейсов (соединителей, несущих конструкций, питания, сигналов и т.д.), разумного выбора номенклатуры наиболее перспективных аппаратных и программных интерфейсов и протоколов. В связи с этим развитие работ по стандартизации и унификации целесообразно проводить в рамках единой программы создания нормативной» инструментальной и методической базы сертификации средств и систем информатизации.
В программе должен быть представлен порядок разработок и развития комплекса базовых и функциональных стандартов, предназначенных для удовлетворения федеральных требований в области информатизации и обязательных для применения при выполнении работ по формированию и использованию государственных информационных ресурсов и по информатизации органов государственной власти.
Основу комплекса стандартов должны составлять базовые международные, государственные стандарты и документы, направленные на унификацию методологических, процедурных, общетехнических и системных требований, регламентирующих требования экологической безопасности, безопасности труда, надежности, основные системотехнические параметры и типоразмеры, обеспечивающие совместимость отечественных систем информатизации, информационных технологий и информационных продуктов о зарубежными аналогами. Эти документы являются основой регламентации требований к процессам создания средств и систем информатизации на всех стадиях их жизненных циклов, контроля их качества, верификации, испытаний и сертификации как самих средств и систем информатизации, так и аттестации и сертификации выпускающих их производств.
Формирование и исполнение указанной программы является важной формой организации взаимодействия органов государственной власти при реализации государственной политики в сфере информатизации и развития всех составляющих единого информационного пространства России.
Принципиальной особенностью формирования и развития единого информационного пространства России является необходимость установления жесткой технологической дисциплины при формировании государственных информационных, обязательной для всех юридических и физических лиц, а также для органов государственной власти.
Единое информационное пространство России должно являться существенной составляющей мирового информационного пространства. В связи с этим должно осуществляться сотрудничество России в области информатизации с другими странами и международными организациями.
Программы и планы международного сотрудничества должны увязываться с программами развития отечественной промышленности средств новых информационных технологий, имея целью в кратчайшие, сроки существенно уменьшить зависимость России от средств, закупаемых за рубежом и производимых в стране по импортным лицензиям. Программа должна предусматривать координацию международных связей федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и федеральных ведомств, задействованных в области международных отношений, а также представительств России за рубежом.
При этом необходимо предусматривать:
использование организационного и технического опыта передовых стран мира при формировании и развитии единого информационного пространства России;
использование зарубежной информации для формирования отечественных информационных ресурсов;
организацию экспорта отечественных информационных ресурсов;
возможность доступа юридических, и физических лиц России к информационным ресурсам развитых стран мира;
внедрение международных' стандартов на формы представления информации, протоколов связи и коммуникаций для обеспечения вхождения юридических и физических лиц России со своих оконечных устройств в международные системы связи и телекоммуникации;
обеспечение участия России в качестве полноправного члена в международных программах и проектах, связанных с формированием мирового информационного пространства, созданием новых информационных технологий и информатизацией отдельных направлений мирового сотрудничества (создание мировых систем банковской информации, научно-технической информации и пр.);
обеспечение участия в работе международных организаций при разработке документов, связанных с законодательным, правовым и нормативным регулированием в сфере информационных ресурсов, средств, информационных технологий, систем телекоммуникаций и связи, систем информатизации;
заключение контрактов с зарубежными фирмами на закупку средств новых информационных технологий для обеспечения необходимых темпов развития приоритетных составляющих единого информационного пространства России;
закупка лицензий и создание совместных предприятий по производству средств новейших информационных технологий.
В рамках реализации международного сотрудничества и целесообразно предусмотреть формирование, государственного информационного ресурса по всем событиям, происходящим в рамках этого сотрудничества от заключения двусторонних и многосторонних соглашений, до закупок средств информационных технологий для федеральных и региональных органов исполнительной власти.
Работы по формированию и развитию единого .информационного пространства России в настоящее время ведутся федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов федерации и муниципальными органами по программам, касающимся отдельных составляющих этого пространства.
Наиболее общей из этих программ является федеральная целевая программа "Информатизация России", разработанная Комитетом при Президенте Российской Федерации по политике, информатизации совместно с заинтересованными федеральными министерствами, ведомствами, и Администрациями субъектов федерации.
Для координации усилий всех органов государственной власти при решении проблемы формирования и развития единого информационного пространства России необходимо разработать по инициативе Президента Российской Федерации комплекс организационных мер по реализации положений и рекомендаций настоящей Концепции.
Формирование и развитие единого информационного пространства является главной целью государственной политики в области информатизации России. Поэтому разработку комплекса мер по реализации Концепции целесообразно поручить Комитету при Президенте Российской Федерации по политике информатизации с привлечением заинтересованных органов государственной власти,- предприятии, организации и общественно-политических объединений.
В комплексе мер целесообразно уточнить функции Координационного совета по информатизации Администрации Президента Российской Федерации, дополнив их функциями, координации формирования государственных информационных ресурсов, доступных физическим й юридическим лицам.
Этот совет должен работать в тесном взаимодействии с Межведомственной комиссией Совета Безопасности Российской Федерации по информационной безопасности с целью выработки сбалансированных решений, способствующих уменьшению ущерба гражданам, организациям и государству от необоснованного ограничения доступа к информационным ресурсам под давлением требований безопасности.
Необходимо также установить порядок взаимодействия федеральных, региональных и межрегиональных коллегиальных органов, создаваемых для координации работ по формированию и развитию единого информационного пространства России.
Комплекс мер по реализации Концепции должен обеспечить сопряжение всех федеральных целевых программ, нацеленных на развитие отдельных направлений и составляющих этого пространства, в том числе программ развития производства вычислительной и информационной техники, средств связи й телекоммуникационного оборудования (подготавливаемых соответствующими правительственными органами), а также программ информатизации отдельных органов государственной власти всех ветвей и уровней, выполняемых ими в настоящее время, в том числе вне федеральных целевых, программ.
Координацию работ по отдельным, направлениям формирования и развития единого информационного пространства России целесообразно возложить на органы государственной власти — государственных заказчиков по направлениям» а в целом по формированию и развитию единого информационного обеспечения на Комитет при Президенте Российской Федерации •по политике информатизации и на Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации.
Следует также определить государственных заказчиков по государственным информационным ресурсам, по системе государственных депозитариев, по средствам телекоммуникации и связи, по вычислительной технике и пр. В качестве государственных заказчиков могут выступать органы всех ветвей государственной власти на федеральном уровне.
Важным условием успешного выполнения в сжатые сроки работ по формированию единого информационного пространства' России является УСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ первых руководителей органов государственной власти за информатизацию этих органов, формирование своей ' части государственных информационных ресурсов и организацию доступа к ним физических и юридических лиц, а также за эффективное использование государственных информационных ресурсов подчиненными подразделениями и организациями.
Общие затраты на формирование и развитие единого информационного пространства России будут складываться из затрат на программы развития отдельных направлений и составляющих этого пространства.
По мере развития сферы коммерческих информационных услуг, приватизации предприятий промышленности средств новых информационных технологий, а также демонополизации и приватизации предприятий связи и телекоммуникационной индустрии, который обеспечит подавляющую часть инвестиций в развитие единого информационного пространства России.
Государственная поддержка приватизированных предприятий неновых коммерческих структур должна выражаться в закупке средств информационных технологий, услуг связи и информационных услуг для нужд государственных учреждений на льготных условиях.
Наибольшую тяжесть для государственного бюджета могут составить расходы на развитие разработок и производства новейших отечественных средств информационных технологий, обеспечивающих нужные темпы развития единого информационного пространства. Объемы расходов можно существенно сократить за счет использования средств информационных технологий двойного применения, разработка и организация производства которых оплачивается за счет оборонного бюджета.
В комплексе мер по реализации Концепции необходимо предусмотреть разработку порядка определения источников и объемов финансирования по отдельным направлениям развития единого информационного пространства России, таким как развитие федеральных систем информатизации, развитие систем информатизации субъектов Российской Федерации, формирование государственных информационных ресурсов широкого использования, развитие систем связи, развитие и обеспечение деятельности сети государственных депозитариев и др.
Источники и объемы финансирования по каждой программе развития отдельной составляющей единого информационного пространства должны определяться заказиком этой программы по согласованию с государственными заказчиками по направлениям развития.
Для выполнения работ по формированию и развитию единого информационного пространства России можно использовать следующие источники финансирования:
средства бюджетов всех уровней, выделяемые в рамках отдельных программ;
средства внебюджетных фондов, выделяемые на отраслевые, региональные и другие программы информатизации;
средства коммерческих структур, привлекаемые на выгодных для них условиях (льготные условия доступа к информации, совместные предприятия с долей государственной собственности, льготные экономические условия);
плата юридических и физических лиц за предоставленный им информационный ресурс.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря на трудности переходного периода в экономике страны работы по формированию в сжатые сроки единого информационного пространства России необходимо начать как можно быстрее, ибо без создания приоритетных государственных информационных ресурсов (правовая информация, информация о юридических лицах, информация о деятельности органов государственной власти и некоторые другие виды информационных ресурсов), доступных всем юридическим и физическим лицам, построение в России правового демократического государства с развитой рыночной экономикой оказывается проблематичным.
С целью координации работ по формированию и развитию единого информационного пространства необходимо СОЗДАТЬ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ. Эти центры могут также выполнять на. соответствующем уровне функции государственного информационного регистра и проводить работы по информационно-справочному обслуживанию юридических и физических лиц, сертификации систем и их элементов, лицензировании информационной деятельности.
Первоочередными действиями государства по формированию и развитию единого информационного пространства России должны быть:
1. Назначение государственных заказчиков по важнейшим направлениям развития единого информационного пространства России по представлению органов государственной власти.
2. Создание межотраслевого, межрегиональных и региональных советов по формированию и использованию государственных информационных ресурсов, создаваемых в Администрации Президента Российской Федерации, Федеральном собрании Российской Федерации, Правительстве Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации и в органах власти субъектов федерации.
3. Определение приоритетных видов государственных информационных ресурсов, под которым гарантируется доступ всем гражданам России.
4. Определение организаций — депозитариев государственных информационных ресурсов в субъектах федерации и в органах местного самоуправления,
5. Определение перечня первоочередных законодательных и нормативных актов, обеспечивающих правовую основу формирования и развития единого информационного пространства России,' стандартизацию технологических процессов и обязательную сертификацию технических и программных средств и информационных продуктов.
6. Разработка государственными заказчиками отдельных проектов программ по закрепленным за ними направлениям развития единого информационного пространства России.
7. Организация широкого обсуждения проблем формирования и развития единого информационного пространства России с привлечением массовой информации. Проведение конкурсов на лучшие предложения, касающиеся развития отдельных направлений единого информационного пространства и информационных технологий. :
8. Разработка учебных программ и пособий для обучения граждан России основам информационно-правовой грамотности.
Председатель Комитета при Президенте Российской Федерации по политике информатизации А. Голубков
© Информационное общество, 1995, вып. 4