Одним из наиболее важных факторов, определяющих развитие современного общества, является продолжающаяся «информационная» революция. Во многом благодаря ее результатам существенно расширились возможности реализации права человека на свободу информационной деятельности как в каждой отдельной стране, так и во всем мире. Информационная индустрия превратилась в один из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики, имеющих значительные перспективы дальнейшего роста, складываются новые общественные отношения, объектами которых становятся информация и элементы как национальной, так и международной информационной инфраструктуры. Возникли качественные изменения в содержании национальных интересов, национальной и международной безопасности, в методах их обеспечения, в военном искусстве и средствах ведения вооруженной борьбы. Национальные интересы многих стран мира стали включать в себя активное участие в формировании так называемого информационного общества и связываться с развитием глобальной информационной инфраструктуры, с созданием и использованием современных информационных технологий в целях обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, поддержания национального согласия, укрепления демократии и стабильности в международных отношениях. Безопасность этих интересов во все большей степени определяет содержание национальной и международной безопасности.
Согласование усилий международного сообщества в области формирования информационного общества становится важной темой международной политики. Это подтверждает и подписание руководителями восьми развитых стран мира в 2000 году Окинавской хартии глобального информационного общества. В Хартии отмечается необходимость сделать так, чтобы современные «информационные технологии служили достижению взаимодополняющихся целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия и полной реализации их потенциала в области укрепления демократии, транспарентного и ответственного управления международного мира и стабильности».
Политически вопрос об участии России в этой деятельности международного сообщества решен. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Хартию и тем самым поставил задачу перед органами государственной власти по определению форм и способов этого участия. Концептуальную основу для решения этой задачи задает утвержденная Президентом Российской Федерации в 2000 году Доктрина информационной безопасности, в которой определено содержание национальных интересов в информационной сфере, задачи по достижению этих интересов и обеспечению их безопасности от воздействия внешних и внутренних угроз.
В настоящее время продолжается активная работа по реализации Доктрины. Одним из важных направлений этой деятельности является обеспечение информационной безопасности в субъектах Федерации. Для решения этой проблемы имеется значительный задел.
Так, в федеральных округах активно действуют комиссии, координирующие деятельность территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения информационной безопасности. Развивается система информирования населения о деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Развивается информационная инфраструктура, сеть сотовой связи, сети пунктов коллективного пользования для доступа в интернет, эффективно действуют региональные системы защиты информации.
В то же время, как представляется, в решении ряда задач имеются определенные недостатки.
Медленно совершенствуется информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации. Несмотря на значительный потенциал региональной составляющей системы массовой информации, включающей основную часть из почти 6700 электронных и 37 тысяч печатных средств массовой информации, добиться качественного и достаточно полного освещения в регионах наиболее важных событий федерального уровня пока не удается. Недостаточно эффективно в этой области действуют региональные государственные средства массовой информации, которые в ряде случаев в значительной степени ориентированы на информационное обеспечение политики глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Не в полной мере используется имеющийся потенциал для развития отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, недостаточное развитие рынка отечественных средств защиты информации. Это часто приводит к использованию в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, учреждениях, организациях и предприятиях несертифицированных средств защиты, а также технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, незащищенных от несанкционированного доступа. Достаточно остро в регионах стоит проблема информационного обмена между территориальными представительствами федеральных органов исполнительной власти, а также между субъектами Российской Федерации. Недостаточно активно ведется работа по противодействию преступности в области компьютерной информации, отличающейся, как известно, значительной динамикой роста и большой латентностью.
Отмеченные недостатки отчасти обусловлены недостаточной согласованностью компетенции федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Так, в соответствии с Конституцией РФ, задачи обеспечения безопасности отнесены к ведению Российской Федерации. В то же время вопросы информатизации, развития информационных инфраструктур отнесены к ведению субъектов Российской Федерации, что обусловливает необходимость защиты национальных интересов России в их информационных сферах и, соответственно, обеспечения информационной безопасности субъектов Российской Федерации. Решение этой задачи должно осуществляться на основе согласованной деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В связи с этим становится актуальным определение основных направлений государственной политики в области обеспечения информационной безопасности субъектов Российской Федерации. Эти направления должны конкретизировать положения Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, касающиеся механизма взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, а также по вопросам реализации федеральных программ в этой области.
Представляется, что государственная политика в области обеспечения информационной безопасности субъектов Российской Федерации является частью государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и должна базироваться на следующих основных положениях.
а) Обеспечение информационной безопасности субъектов РФ осуществляется на основе конституционного разграничения полномочий между Федерацией и ее субъектами. Объектом обеспечения безопасности являются информация, создаваемая субъектами Федерации за счет средств своего бюджета, информационные и телекоммуникационные системы, обрабатывающие эту информацию, права и свободы человека и гражданина на информационную деятельность и, в частности, на сбор, поиск, получение и распространение создаваемой органами государственной власти субъектов Федерации открытой информации.
б) Исходя из того что безопасность в целом отнесена к ведению Федерации, деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации в области обеспечения их информационной безопасности должна осуществляться во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти. Это взаимодействие затрагивает, прежде всего, методическое обеспечение этой деятельности и консультативную помощь. По просьбе руководства субъектов Федерации взаимодействие может осуществляться и в других согласованных формах.
в) Государственная политика субъектов Федерации направлена на реализацию жизненно важных интересов Российской Федерации в их информационной сфере, к числу которых относятся:
е) В решении проблем обеспечения информационной безопасности субъекты Федерации самостоятельно осуществляют правовое регулирование, которое не должно противоречить федеральному законодательству.
Реализация этих направлений будет способствовать укреплению информационной безопасности России.
© Информационное общество, 2003, вып. 4, сс. 7-9.