В отличие от других направлений модернизации образования, для организации массовой подготовки нового поколения IT-специалистов необходимо выполнение в школе всего двух условий:
Второе условие является приоритетным – процесс внедрения инициативы является долговременным и требует постоянного внимания и развития.
Стимулом к развитию инициативы по широкому обучению информационным технологиям в школе стало введение Министерством образования концепции профильного обучения и выделение в качестве одного из основных информационно-технологического профиля.
Новый базовый учебный план для этого профиля позволяет обеспечить преподавание до 6 часов в неделю дисциплин, связанных с информатикой и информационными технологиями.
Федеральной экспериментальной площадкой по реализации информационно-технологического профиля стал Образовательный центр «Школьный университет» Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУРа).
Сегодня в профильных IT-классах Школьного университета обучается 15000 учащихся из 43 регионов России, Казахстана и Киргизии. Это действительно будущие IT-специалисты, подготовленные не только в области информационных технологий и программирования, но и умеющие реально строить информационные модели и реализовывать индивидуальные и групповые проекты.
Каждый учащийся в процессе обучения обеспечивается индивидуальным комплектом учебных материалов, бесплатной методической и организационной поддержкой со стороны учебного отдела Школьного университета. Выпускники профильных классов после первого года обучения получают сертификат «Оператор ПК», а после второго года обучения – сертификат «Программист». За время обучения в 9–11 классах ребята осваивают (более 600 часов) программы профильной подготовки.
Особенность методик Школьного университета заключается в комплексном обеспечении учебного процесса: школе предоставляется стандартное обеспечение в виде учебных пособий, рабочих программ, комплектов контрольных работ, а также предлагается система электронных практикумов, которая позволяет обеспечить индивидуальный учебный процесс для каждого учащегося и равные условия как сельским, так и городским школьникам. Кроме того, Школьный университет перешел от стандартной схемы обеспечения учебного процесса (обычно все ограничивается поставкой учебников в школы) к системе обеспечения и учебно-методического сопровождения. В условиях профильного обучения в сопровождении учебного процесса нуждаются как педагог, так и учащийся.
В модели учебно-методического сопровождения учебного процесса должны быть учтены региональные ситуации перехода на профильное обучение с акцентом на специфику региональных запросов и методических особенностей сопровождения групп со специальными условиями (малокомплектные сельские школы, разновозрастные группы, обучение на базе ресурсных центров и др.).
Для исследования региональных ситуаций перехода на профильное обучение мы выбрали метод «кейс-стади». Под «кейсом» (ситуацией) мы понимаем письменное описание конкретной реальной ситуации, которая анализируется участниками исследования.
Использование ситуационного подхода для описания ситуаций, связанных с образовательными процессами, позволяет уменьшить разрыв между теорией и практикой, выявить управленческие проблемы обеспечения образовательных процессов и, как результат, предложить варианты действий для решения имеющихся проблем.
Разноуровневое исследование эффективности использования учебно-методического сопровождения образовательного процесса позволяет оценить общую эффективность организации профильных классов, а выделение форм внешнего и внутреннего контроля позволяет организаторам и разработчикам УМК реагировать на потребности участников образовательного процесса (учеников и педагогов), а также на мнение родителей, администрации школы, управлений образования и общественности.
С нашей точки зрения, такой организационной формой может быть модульная система организации учебного процесса.
Модульность комплекса позволяет обеспечить индивидуализацию учебного процесса за счет возможности изменения (при неизменном объеме часов) структуры учебного плана в ориентации на уровень подготовки, индивидуальные особенности учащихся. С точки зрения учащегося индивидуализация обеспечивается за счет использования электронных средств обучения и выбора нужного уровня изложения материала, выполнения проектной и исследовательской деятельности.
Построение содержания и форм организации профильного обучения зависит от целей, которые определяет для себя каждое образовательное учреждение при переходе на профильность.
Как правило, профильное обучение вводится для того, чтобы обеспечить подготовку учащихся к поступлению в вуз. Однако, на наш взгляд, также необходимо подготовить школьников к организационной системе обучения в вузе. Для этого во время обучения ребята в IT-классах сдают сессии, обучаются по семестрам, выполняют индивидуальные проекты (курсовые), имеют зачетные книжки, участвуют в научных конференциях и праздниках ТУСУРа.
Школьники знают все очень поверхностно, даже о периферийной технике. При работе с цифровыми фотоаппаратами часто лень читать и разбираться в предлагаемых режимах, например, в режиме коррекции белого. Все это необходимо рассказывать, начиная с 8-9 классов, чтобы в дальнейшем дать технологию организации процессов.
Для обучения основам цифровой обработки информации компания НР установила в ТУСУРе первую в России специальную лабораторию.
Школьный университет взял на себя подготовку методических материалов по устройству и использованию цифровой техники, а также разрабатывает электронные практикумы для имитации возможных ситуаций.
В 10-м классе учащиеся должны понимать, зачем на предприятиях устанавливают целые серверные комнаты – что такое сервер и за что каждый из 20 серверов отвечает. Для этого рассматриваются примеры реализации проектов компании НР, которых более чем достаточно, причем все они реализованы на высшем уровне. Например, один из проектов, который сейчас активно обсуждается в прессе – это социальная карта гражданина. На примере этого проекта в 10-м классе учащиеся смогут изучить общую технологию реализации проекта, систему коммуникационных соединений, серверные решения, оборудование, необходимое при реализации проекта.
В 11-м классе, если брать тот же пример, учащиеся освоят технологию внедрения комплексных систем автоматизации. То есть какие направления необходимо автоматизировать и какая отдача и польза будут от внедрения таких систем.
Таким образом, в 9-м классе учащиеся освоят всю периферийную технику и системы цифровой обработки данных, в 10-м классе познакомятся с сетевыми и серверными решениями, а в 11-м классе освоят на понятийном уровне системы комплексной автоматизации.
Другое важное направление сотрудничества компании НР и Школьного университета – подготовка преподавателей.
Для более эффективной организации обучения необходима комплексная система повышения квалификации для преподавателей профильных классов, включающая в себя не только ежегодные курсы, но и тематические семинары, постоянную методическую поддержку и консультирование. Содержание курсов касается не только методических вопросов, но и вопросов подготовки к работе с контрольно-измерительными материалами, определяющими качество подготовки выпускников школ.
Школьный университет за 5 лет работы смог не только отладить подготовку школьных преподавателей информатики (только в 2004 году обучено 375 преподавателей), но и предложил схему привлечения молодых перспективных выпускников педагогических вузов в школы. Будущих преподавателей привлекает то, что за 2 года можно существенно повысить свою квалификацию как педагога и как специалиста в сфере современных компьютерных приложений: программирование в различных средах, компьютерная графика и трехмерная анимация, веб-дизайн. Школа, в свою очередь, в рамках договора со Школьным университетом старается обеспечить таких преподавателей достойной заработной платой.
Благодаря применению технологий НР появляется дополнительная возможность подготовки преподавателей с использованием дистанционных технологий. Базовым продуктом является разработка компании НР «Virtual Class» – это система, позволяющая в режиме on-line при звуковом сопровождении проводить семинары и организовывать форумы одновременно для многих преподавателей из различных городов и сельских районов. При этом требования к уровню связи минимальны и доступны каждой школе.
Ярким примером настоящего праздника, организованного Школьным университетом, стал «Цифровой бум» (март, 2005 г.). Праздник собрал в команды старшеклассников из 35 образовательных учреждений Томска, Северска, Тюмени, Кемеровской области, Красноярского края, Республики Казахстан. В программу «Цифрового бума» вошли:
Была и развлекательная программа – викторина «Смайлики», дискотека, экскурсия по городу.
Конкурсы для ребят проходят регулярно, как очно, когда ученики со всей страны приезжают на фестиваль, так и заочно, в режиме on-line. Например, «Мисс Школьный университет», «On-line Коктейль». Вскоре стартуют проекты «F1 (взаимопомощь)», «Школа делового успеха», «Сам себе Кутюрье», с информацией о которых можно ознакомиться на сайте Школьного университета www.school.tusur.ru. В январе у Школьного университета появится собственная виртуальная галерея. Уже сейчас ребята постоянно присылают свои стихи, рисунки, веб-странички и музыку собственного сочинения.
Мы считаем, что огромный педагогический опыт сообщества Школьного университета в сфере информационных технологий помогает не только дать ребятам основы современной компьютерной грамотности, но и создать, сохранить и развивать единое образовательное и коммуникативное пространство. Школьный университет – это общность талантливых людей, увлеченных своим делом и не мыслящих своей жизни без современных знаний, устремленных в будущее.
Тимошина Виктория Владимировна - Заместитель директора ОЦ "Школный университет".
© Информационное общество, 2005, вып. 4, сс. 52-54.