О Федеральной целевой программе развития электронной торговли в России на 2001 — 2006 годы

И.Н. Курносов





Использование в торговле новейших информационных технологий, прежде всего, Интернета, становится в настоящее время главным фак-тором, обеспечивающим существенное сокращение расходов на проведение торговых операций. Функционирование национального рынка товаров и ус-луг, его интеграция в мировую экономическую систему сегодня невозможны без развития электронной торговли, понимаемой в широком смысле как ис-пользование электронного документооборота на всех этапах проведения торговых операций, включая заказ товара, проведение платежей и достав-ку.

Мы наблюдаем стремительный рост электронной торговли во всем мире. В России также функционирует около 500 электронных магазинов и торговых площадок. В стадии реализации находится большое количество инвестиционных проектов с участием отечественного и иностранного капи-тала. Однако широкому внедрению электронной торговли в нашей стране препятс-твует ряд факторов, главные из которых:

Сложившаяся в стране ситуация с электронной торговлей вызвала не-обходимость обращения Минсвязи России совместно с Минторгом России в Правительство Российской Федерации, в котором был поставлен вопрос о необходимости решения проблем развития электронной торговли в России путем реализации специальной федеральной целевой программы.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Минсвязи России совместно с Минторгом России, ФАПСИ, Российским агент-ством по системам управления, ТПП России и другими заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями разработал и представил в Правительство в апреле этого года проект Феде-ральной целевой программы развития электронной торговли в России на 2001–2006 годы.

Основная цель Программы – создание условий для развития электронной торговли, способствующих свободному движению товаров и услуг.

На первом этапе (2001–2003 гг.) предусматривается создание правовой базы и благоприятных инвестиционных условий развития инфраструктуры электронной торговли. На следующем этапе, до 2006 года, осуществляется комплекс мер по созданию «критической массы» электронной торговли в России, переход на новые технологии торговли государственных заказчиками.

Одной из первоочередных задач, которую предстоит решить в рамках Программы, является формирование, с учетом международного законодательства, правовой базы национальной системы электронной торговли, которая способствовала бы росту ее объемов и повыше-нию доверия к таким торговым операциям, обеспечивала бы защиту их прав и интересов.

Было бы неправильным утверждать, что в России полностью отсутствуют право-вые нормы, распространяющие свое действие на область электронной тор-говли. В законодательстве Российской Федерации есть такие положения, которые допускают возможность заключения торговых сделок путем элект-ронного обмена данными. Так, в пункте 2 статьи 434 Гражданского Кодекса (ГК) Российской Федерации установлено, что договор может быть заключен путем обмена документами посредством «…телеграфной, телетайпной, те-ле-фон-ной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно устано-вить, что документ исходит от стороны по договору», а в пункте 2 статьи 160 ГК Российской Федерации указано, что «использование при со-вершении сделок электронной цифровой подписи» допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или согла-шениями сторон. Проекты ряда законодательных актов, регулирующих пра-воотношения субъектов электронной торговли, находятся в разработке. Вместе с тем необходимо более целенаправленно подойти к этому вопросу.

Представленная в Правительство Российской Федерации Программа включает комплекс мероприятий, направленных на формирование и развитие правового обеспечения сферы электронной торговли. В рамках этих мероп-риятий предполагается не только внести изменения в существующие феде-ральные законы, но и разработать новые законопроекты, другие норматив-ные ак-ты. По мнению авторов данного проекта, целесообразно раз-работать следующие федеральные законы:

Одним из приоритетных назван закон «Об электрон-ной цифровой подписи», разработку которого в настоящее время осущест-вляют Минсвязи России, ФАПСИ, Гостехкомиссия России, Минюст России, ФКЦБ России, ТПП Российской Федерации при участии ЦБ России.

Важной составной частью национального рынка является сектор госу-дарственных закупок, в котором участниками рынка выступают органы го-сударственной власти, осуществляющие закупку продукции (работ, услуг) для государственных нужд. Развитие электронной торговли в сфере госу-дарственных закупок требует внесения изменений и дополнений в феде-ральные законы «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выпол-нение работ, оказание услуг для государственных нужд» и ряд других нормативных актов.

Использование Интернета как глобальной информационной и тех-нологической среды для электронной торговли также вызывает необходимость внесения изменений в федеральные законы «Об участии в междуна-родном информационном обмене» и «О государственном регулировании внеш-неторговой деятельности».

Кроме того, предусматривается проработка вопросов, связанных с изменением ряда положений Гражданского кодекса, законодательства о ли-цензировании видов деятельности.

Помимо разработки федеральных законов, в Программе намечено уточ-нить положения «Правил продажи товаров по образцам», утвержденные пос-тановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.97 г. № 918.

Другим важным направлением работ Программы является развитие инф-раструктуры электронной торговли в России. Этот блок мероприятий прог-раммы предусматривает:

Большую часть этих ресурсоемких мероприятий планируется финансировать из бюджетов субъектов Российской Федерации и заинтересованных организаций. Важная роль в привлечении инвестиций отводится Торго-во-промышленной палате Российской Федерации и Государственной инвести-ционной корпорации.

В проекте Программы намечено проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области электронной торговли за счет средств, выделяемых заинтересованным федеральным органам исполнитель-ной власти из федерального бюджета. Из проблем научно-исследователь-ского характера можно отметить:

Ключевой принцип реализации Программы состоит в том, что рост электронной торговли в России будет осуществляться, прежде всего, за счет частных инвестиций. Роль государства заключается в создании бла-гоприятных условий, прежде всего правовых и экономических, для инвес-тиций частного капитала в развитие электронной торговли.

Для выполнения первого этапа Программы (формирование правовой базы и реализация первоочередных пилотных проектов) потребу-ется 54,2 млн. рублей из федерального бюджета.

В настоящее время проект Программы дорабатывается Минсвязи России совместно с Минэкономторгом и будет еще раз внесен в Правительство. Учитывая важность развития электронной торговли в России для формиро-вания новой структуры российской экономики, ориентированной на «цифро-вую экономику», хочется надеяться на поддержку Программы всеми заинте-ре-со-ван-ны-ми организациями и специалистами.



Курносов Иван Николаевич - заместитель руководителя департамента информатизации Министерства Российской Федерации по связи и информатизации




© Информационное общество, 2000, вып. 3, с. 47 - 48.