____________________________
Ю.Е. Хохлов
Развитие информационных технологий и современных коммуникаций, появление в клиниках большого количества автоматизированных медицинских приборов, следящих систем и отдельных компьютеров привели к возникновению телемедицины, или иначе – медицины на расстоянии. Это дистанционное консультирование и обучение, телемониторинг состояния пациентов и домашняя телемедицина, удаленная диагностика и телехирургия, наконец, военная, космическая телемедицина и телемедицина катастроф.
Телемедицина, будучи с формальной точки зрения прямым продолжением существовавшей ранее дистанционной диагностики, развивается на качественно иной основе и предполагает возможность диалога (видео- и аудиоконтакт) между специалистами, включая анализ статической (рентгенограммы, ЭКГ, ЭЭГ и др.) и динамической (видео- и аудио-фрагменты) информации о больном. Возможность совместного обсуждения всего комплекса медицинских данных предоставляет система видеоконференцсвязи.
Многие авторы данного номера полагают, что государственным структурам необходимо усилить участие в решении вопросов телемедицины, в том числе планирования ее развития и всех основных связанных с этим направлений, включая здравоохранение, образование, связь, науку и технику, бюджеты различных уровней, разработать и осуществить комплекс мер, направленных на внедрение телемедицинских технологий в региональные системы здравоохранения. Важную роль в разработке и реализации программ развития здравоохранения на основе ИКТ играет налаженная система мониторинга, однако в России на федеральном уровне ни одна из задач по созданию мониторинга электронного здравоохранения пока не решена и официально даже не поставлена.
Современные подходы к использованию ИКТ в здравоохранении не ограничиваются телемедициной. В их основе – объединение электронных записей о больных с архивами медицинских изображений и финансовой информацией, с данными мониторинга и результатами работы автоматизированных лабораторий и следящих систем. Обязательным элементом является наличие современных средств обмена информацией, необходимость повышения интеграции и т.д. В ряде статей данного номера показано, как на практике уже реализуются поставленные задачи.
Тема информационно-коммуникационных технологий для здравоохранения продолжается в рубрике «Электронное правительство», где вниманию читателей предлагаются решения корпорации «Майкрософт» для медицинских учреждений.
Материалы рубрики «Наука и инновации в информационном обществе» (совместного проекта нашего журнала и Российского научно-исследовательского института экономики, политики и права в научно-технической сфере) дают исчерпывающее представление об основных направлениях реформ в российской науке и проблемах перехода России к инновационной модели развития. Выводы однозначны: у России нет иного пути возрождения и развития, как через реализацию стратегии инновационного развития, концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях научно-инновационной политики, придание инновационного характера инвестициям.
_______________________________________
Хохлов Юрий Евгеньевич - главный редактор
© Информационное общество, 2006, вып. 1, с. 1.