Инновационное образование в информационном обществе

_______________________________

И.Н. Бабич, Г.Ю. Ризниченко





Идеи синергетики в образовании

С развитием процессов глобализации мир будет становиться все более единой и целостной системой; в большей мере к нему будет применим подход, связанный с системной динамикой. Воплощением такого подхода является Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества, призванная поставить потенциал цифровой революции в области ИКТ на службу человечеству [1]. В этом многостороннем процессе взаимодействуют органы государст­венного управления, межправительственные и неправительственные организации, частный сектор и гражданское общество.

Современный общецивилизационный кризис, угроза глобальной экологической катастрофы как никогда остро ставят вопрос взаимоотношения человека и окружающего его мира, взаимопонимания человека и других людей, стратегического планирования, анализа исторических процессов, взаимодействия естественно-научного и гуманитарного знания, взаимосвязи науки и искусства, моделирования образовательных систем [2]. Информационная интеграция образования России в мировую образовательную систему приводит к созданию глобальной образовательной сети, виртуальных университетов и лабораторий, обеспечению самостоятельности учебных заведений в определении информационных связей, повышению их международной мобильности. Возникает необходимость новой стратегии научного и образовательного сотрудничества, где глобальные телекоммуникации объединяют усилия преподавателей, студентов, учителей, научных работников, специализирующихся в различных областях естественно-научного и гуманитарного знания на основании концепции самоорганизации, синергетического миропонимания [3].

Дидактические аспекты адаптации идей синергетики в содержании образования разрабатываются в развивающихся синергетических центрах: в МГУ им. М. В. Ломоносова, в Санкт-Петербургском, Томском, Удмуртском, Белгородском, Саратовском государственных университетах и в других вузах России. Введению в нелинейную динамику, в математическое моделирование и математические основы синергетики посвящен базовый курс лекций на биологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова. Курс лекций о ключевых идеях синергетики, о ее математических основаниях представлен на факультете вычислительной математики и кибернетики МГУ и на кафедре прикладной математики Московского физико-технического института. Подход, реализуемый на гуманитарных факультетах в курсе «Синергетика для гуманитариев», знакомит с новыми ветвями знания, идеями, гипотезами, синергетикой как вестником грядущей культурной парадигмы, формирующей не собирательное знание, а целостное понимание. Курсы «Теоретическая и прикладная синергетика», «Синергетика для программистов», интегрированный курс «Естествознание» и др. позволяют участникам системы непрерывного образования адаптироваться к непрестанному росту объема информации с учетом последних открытий науки.

Преподавание синергетики для педагогов и школьников осуществляется в саратовском лицее при СГУ, в ижевской гимназии 56, московской школе 363, в лицее г. Дубны, в лицее научно-инженерного профиля г. Королева и других школах. Инновационное учебное заведение Саратовский лицей прикладных наук ведет обучение одаренных детей в соответствии с синергетической концепцией, являющейся элементом системы непрерывного образования, в рамках которой учащиеся переходят на вторую ступень (факультет нелинейных процессов Саратовского госуниверситета). В лицее реализуется механизм взаимного усиления творческих способностей учащихся во всем спектре изучаемых предметов, преподается курс «Синергетика: новое мировидение», включающий естественно-научный, гуманитарный и философский разделы. Методология синергетики в качестве научно-теоретического обоснования образовательной деятельности используется и в гимназии 56 г. Ижевска. Создаются модели взаимодействия различных образовательных программ в условиях единого образовательного пространства и модели управления развития гимназии в целом. В учебный процесс общеобразовательной школы 363 г. Москвы в различных областях знаний введен модельный компьютерный эксперимент, в котором компьютер выступает как инструмент исследования, формирующий нелинейный стиль мышления.

Практически невозможно представить идеи синергетики в виде последовательного текста. Адекватным отображением синергетических идей и знаний является гипертекст. Многомерную возможность представления разнородных знаний и связей между понятиями, как и доступность этих знаний для пользователей, предоставляет интернет (портал С. П. Курдюмова http://spkurdyumov.narod.ru). Сергей Павлович Курдюмов (1928—2004), крупнейший российский ученый-математик и философ, член-корреспондент РАН, директор Института прикладной математики им. М. В. Келдыша, генератор и проповедник идей синергетики [4], был идейным вдохновителем деятельности организации «Женщины в науке и образовании», выступал с лекциями и докладами, проводил дискуссии, общался с сотнями участников, учеными и учителями, студентами и школьниками.

Организация «Женщины в науке и образовании» пример самоорганизации российского научно-образовательного сообщества

Межрегиональная общественная организация «Женщины в науке и образовании» (http://www.awse.ru/) действует с 1994 года. Наша цель — самоорганизация российского научного и образовательного сообщества, профессиональная и моральная поддержка ученых и преподавателей, в особенности женщин и молодежи, создание единого культурного и информационного пространства, сохранение и развитие традиций российского образования и науки, интеграция в мировое научно-образовательное сообщество [5]. Ассоциация стала центром притяжения людей, работающих в науке и образовании. Мы придаем огромное значение просвещению и популяризации знаний. Необходимо объяснять всем, от школьников и учителей до администрации всех уровней, что нелинейная наука предлагает методы поиска решений в нашем сложном меняющемся мире. Наша задача — донести идеи синер­гетики до студентов и школьников, и особенно до учителей — людей, которые учат и воспитывают молодое поколение.

Межрегиональная общественная организация «Женщины в науке и образовании» проводит несколько научно-образовательных конференций в год по синергетическому подходу в образовании, методологии синергетики в междисциплинарных исследованиях. На этих конференциях неоднократно выступали с лекциями академик Б. В. Раушенбах, философы В. В. Налимов и В. С. Степин, востоковед Т. П. Григорьева, академики А. А. Самарский, В. В. Воеводин (математика), В. А. Шувалов, М. А. Островский (биология), В. Г. Кадышевский, Ю. Ц. Оганесян (физика), ведущий телепрограммы «Очевидное невероятное» С. П. Капица, директор Института социальных проблем народонаселения РАН Н. М. Римашевская, писатели Зоя Журавлева и Людмила Улицкая, балетмейстер Геннадий Абрамов, хранитель музея «Мураново» Т. Г. Гончарова, десятки профессоров, представляющих разные области знания, деятели культуры и искусства.

В течение пятнадцати лет во время зимних студенческих каникул совместно с МГУ им. М. В. Ломоносова, Объединенным институтом ядерных исследований (ОИЯИ, г. Дубна), Пущинским центром биологических исследований РАН, Институтом прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН, Научным центром прикладных исследований ОИЯИ мы проводим конференции по тематике, состояние которой определяет уровень развития науки и образования в стране в целом в области математического моделирования и информационных технологий: «Математика. Компьютер. Образование».

Нашей организацией инициирован цикл научно-практических семинаров «Синергетический подход в обучении и воспитании» в гимназии 56 г. Ижевска, в МОУ «Гимназия Московской области, в средней общеобразовательной школе 1 г. Котово Волгоградской области. На семинарах рассмотрены особенности применения синергетического подхода на современном этапе развития образования, применение идей синергетики к управлению учебно-воспитательным процессом в гимназии, методы синергетики в проектной деятельности школьников и учителей, модели информатики в начальной школе, использование ИКТ на общеобразовательных уроках и в воспитании.

Эксперимент по формированию синергетически-информационной образовательной среды

Эксперимент по формированию образовательной среды на основании синергетического подхода осуществляется в МОУ «Гимназия г. Юбилейного Московской области под патронажем Межрегиональной общественной организации «Женщины в науке и образовании». Эксперимент включает использование идей синергетики в моделировании и прогнозировании развития образовательной среды гимназии; дидактические аспекты адаптации идей синергетики в содержании образования; применение идей синер­гетики к управлению учебно-воспитательным процессом.

Приоритетными задачами, решаемыми в ходе эксперимента, являются:


Определяющим фактором в решении поставленных задач является обеспечение возможностей для всех участников образовательного процесса активно участвовать в инновационных программах развития на основе ИКТ и создании цифровых ресурсов учебного назначения. Совместно учениками и учителями гимназии, представителями науки и общественности разработаны электронные пособия:
Основные направления инновационной деятельности гимназии на основании синергетического подхода включают:
В исследовании отражены особенности образовательной среды гимназии; специфика обучения и воспитания, обусловленная инновационными методами преподавания с использованием средств ИКТ; автоматизация управления образовательным учреждением; риск информатизации образования; информационная этика и гуманитарные последствия глобализации индивидуального и общественного сознания. Серия семинаров «Глобализация как форма взаимодействия цивилизаций» посвящена обсуждению взаимодействия представителей различных мировоззрений, стилей жизни, религиозных позиций в межцивилизационном диалоге культур, поиску принципов взаимопонимания, толерантности, новых способов коммуникации. Такой диалог восьмиклассников гимназии с ровесниками из 87 стран мира состоялся на девятой Международной выставке молодежных научно-технических проектов «ЭКСПО Наука 2003» Международного движения научно-технического досуга MILSET (International Movement for Leisure in Science and Technology).

В проекте «Креативная коммуникация» подчеркивается, что именно человек является субъектом коммуникаций и развития. На синергетическом семинаре для школьников «Мировая художественная культура единство в многообразии» акцент сделан на межкультурных связях, объединяющих человечество; осмыслении мира каждой культурно-исторической эпохой, запечатленное художественными образами произведений разных видов искусства. Учителями английского и французского языка, информатики и мировой художественной культуры представлено многообразие форм творческого выражения (архитектура, живопись, скульптура, литература, музыка), связанное с особенностями природы, культуры, цивилизации и исторического развития: культуры Западной Европы, Руси и России, Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима.

В качестве результатов междисциплинарных исследований взаимовлияния ИКТ и социально-экономических процессов в образовании выделим следующие: победа МОУ «Гимназия 5» (2008 год) в приоритетном Национальном проекте «Образование» среди образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы; проведение научно-практических семинаров «Синергетический подход в обучении и воспитании», «Синергетический подход к информатизации начальной школы»; создание учебных программ и электронных пособий для всех ступеней гимназии, обеспечивающих возможность эффективно находить, оценивать, создавать информацию для достижения личных, профессиональных и образовательных целей; осуществление цикла «Синергетические семинары для школьников», формирующих новую образовательную культуру через активную самостоятельную деятельность учащихся и взаимодействие с учеными и учителями-предметниками; организация курсов повышения квалификации педагогических кадров в области информатизации предметных областей на базе образовательной среды гимназии.

Курс обучения педагогического коллектива на основании синергетического подхода включает:


В результате подобного подхода осуществляется подготовка учащихся, получивших широкое гуманитарное образование и обладающих достаточным кругозором в области естественных наук [7].

Становление информационного общества связано не только с технологическим развитием и количеством используемой информации, сколько с ее качеством и характеристиками, определяемыми новыми условиями ее распространения по компьютерным сетям [8]. Воплощением сетевого взаимодействия явилось виртуальное сотрудничество гимназии с Партнерством для развития информационного общества на Северо-Западе России (ПРИОР Северо-Запад) в рамках рекомендованной ими Общественной программы «Чистый интернет». Целью программы является формирование цивилизованной и толерантной информационной среды в Российском сегменте сети интернет (http://www.prior.nw.ru/projects). Предлагая молодежи новые возможности, ИКТ одновременно несут в себе потенциальные угрозы, жестокость, доступ к неподобающему контенту. Поэтому так важно вплетать язык этики и основополагающих ценностей в проектную деятельность, в эксперименты и моделирование с использованием MP3-технологий, мобильных телефонов, электронных изданий на всех технологических платформах (CD, DVD, интернет, мобильный интернет). Свобода и совместная ответственность, социальная сплоченность и терпимость становятся необходимыми условиями обучения и воспитания в информационном обществе.

По предложенным на сайте материалам проведена одноименная школьная конференция «Чистый интернет», объединившая историю и общество­знание, английский язык и информатику, социологию и психологию, основы безопасности жизнедеятельности. Учащиеся выступили с сообщениями о становлении интернета, его роли в информационном обществе, безопасности пользователей, представили результаты социологического исследования молодежной среды. Так, в качестве основных источников информации молодежь сегодня выбирает интернет, на втором месте идут школа и вуз, далее телевидение. 52% старшеклассников использует интернет с целью узнать новую информацию, 35% для того, чтобы «поболтать в чате», и 13% для игр. На вопрос «Сколько времени вы проводите в интернете в день?» 38% опрошенных ответили больше часа; 36% много часов и 26% меньше часа.

Подавляющее большинство опрошенных школьников (92%) придает более важное значение традиционному личному общению, и лишь 8% виртуальному, считая его более интенсивным и насыщенным. При этом три четверти опрошенных школьников чаще всего посещают http://vkontakte.ru/, остальную четверть поделили между собой поисковые системы, почтовые серверы и развлекательные сайты. И лишь 2% старшеклассников чаще других посещают учебные сайты. 76% опрошенных считают, что виртуальная зависимость существует, 21% не согласны с этим утверждением и 3% затруднились ответить.

ИКТ являются основой позитивных изменений в современном обществе: по мнению 60% старшеклассников с развитием новых технологий (в том числе и интернета) общество на нашей планете, личные знания человека, образование и мир в целом будут развиваться позитивно; 20% оценивают перспективы развития как негативные, а 20% затруднились с ответом.

Таким образом, проектирование и развитие образовательной среды гимназии с позиции теории самоорганизации обеспечивают возможности для создания инновационной системы обучения и воспитания, в рамках которой осуществляется взаимодействие образования, науки, экономики и общества, формируют информационную культуру участников образовательного процесса, позволяющую учащимся адаптироваться к изменяющимся социокультурным условиям информационного общества. Вопросы взаимопонимания, взаимодействия естественно-научного и гуманитарного образования, диалог науки и искусства, экологическое образование и нелинейное мышление неразрывно связаны в современном мире. Только осознав их в совокупности, мы получим шанс на будущую жизнь, на выход из цивилизационного кризиса. Только объединив наши усилия, человеческий капитал с технологиями информационного общества и инновациями, мы сможем сохранить и умножить российскую науку и культуру.


Литература


1. Создание информационных обществ, отвечающих потребностям человека. Декларация гражданского общества, принятая на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества (8 декабря 2003 г.) // Информационное общество». 2005. № 6.

2. Капица С. П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. М.: Эдиториал УРСС, 2003.

3. Синергетическая парадигма. Синергетика образования. М.: Прогресс-Традиция, 2007.

4. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. Синергетическое мировидение. М.: КомКнига, 2005.

5. Женщины в науке и образовании. Редактор-составитель Н. А. Винокурова. М.: Прогресс-Традиция, 2008.

6. Колин К. К. Социальная информатика: Учебное пособие для вузов. — М.: Фонд «Мир», 2003.

7. Моисеев Н. Н. Необходим синтез гуманитарного и естественно-научного знания // Экология и жизнь. 1999. № 2(10).

8. Ершова Т. В. Информационное общество — это мы! М.: Институт развития информационного общества, 2008.

__________________________________________________________


Бабич Ирина Николаевна - Кандидат педагогических наук, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 5» (г. Юбилейный Московской области)

Ризниченко Галина Юрьевна - доктор физико-математических наук, профессор, профессор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, председатель Межрегиональной общественной организации «Женщины в науке и образовании»


© Информационное общество, 2008, вып. 5-6, с. 122-127.