Цифровое спутниковое радиовещание
М.П. Казачков, президент Freedom Channel
(Бостон, Соединенные Штаты Америки)
Представьте себе, что мы живем во времена Маркони и Попова. Радио уже изобретено, однако технология его эксплуатации до конца не отработана. Радиостанций нет, но мечты о том, как весь мир будет слушать радио, есть. Примерно то же самое происходит сегодня с цифровым спутниковым вещанием. Оно не требует наземной инфраструктуры, не нужны ретрансляторы, передатчики. После того, как сигнал попал на спутник, он в цифровом зашифрованном виде принимается непосредственно приемником. Поскольку это цифровой поток, то в него можно уместить много каналов. Если брать 16-ти килобитные каналы, то около ста. При использовании мультимедийных каналов со скоростью 128 килобит в секунду их будет несколько меньше – до шестидесяти.
Компания World Space, которая занимается этой проблемой, имеет штаб-квартиру в Вашингтоне и представительства в 20 странах на четырех континентах. В ее штате 280 сотрудников, причем ожидается, что в течение ближайших двух лет их число удвоится. Человек, который все это придумал и запустил, эфиоп по рождению и американский гражданин, является специалистом по средневековой философии и космическому праву. Он долго проработал в Женеве, в Международном союзе электросвязи, где занимался распределением спутниковых частот. Понимая, что существующее спутниковое телевидение – слишком дорогая система для стран третьего мира, он придумал прямое спутниковое вещание для бедных государств Африки, которое назвал спутниковым радио.
Что же такое World Space? Идея состоит в том, чтобы через геостационарные спутники вести вещание на всю обитаемую территорию земного шара в так называемом диапазоне LBND – это, примерно, 1,5–1,45 ГГц. Антенна меньше, чем почтовая открытка. Сейчас ее надо направлять на спутник, что не очень удобно, но уже ведется работа над тем, чтобы можно было ее ориентировать как угодно. Важно подчеркнуть, что благодаря так называемому каналу Арлиенга, то есть специальному программному обеспечению сигнал идет не только сверху вниз, но и снизу вверх в диапазоне 7 ГГц. Каждый спутник имеет три луча, что позволяет вести вещание на трех различных языках – к примеру, английском, французском, арабском.
А теперь о спутниках, которые предполагает использовать World Space. Их делают во Франции. Спутники современные, долго живущие, работают не только по принципу «кривого колена», то есть отражая вниз информацию с Земли, но и дают возможность шинковки и переформатирования программ различных станций как на Земле, так и в космосе.
Для приемников фирмой ITT в Германии разработан специальный чип. Выпускать приемники будут крупнейшие японские производители бытовой техники: Matsushita, Sony, Sanyo.
Вспомним знаменитую книгу Тофлера «Третья волна». В ней автор предсказал, что после индустриальной революции, которая создала все массовое, от индустриального государства, городов-мегаполисов до массового производства, придет следующая – информационная. Она будет основана на технологиях информационного общества, которые позволят людям вновь жить в коттеджах, как когда-то на семейных фермах, но работать не индивидуально, а по-прежнему коллективно. Они будут соединены средствами массовой информации.
В рамках концепции Тофлера о «третьей волне» речь шла и о том, что аудитория средств массовой информации в будущем начнет дробиться, появятся очень узкие по интересам журналы, теле- и радиопрограммы. Этот процесс уже начался. В принципе Интернет можно рассматривать как случай дробления аудитории до одного. Однако всякий предел – это некоторый экстремум, который реально не работает. В том же Интернете создаются профили для конкретных пользователей. Так же можно использовать и 60 каналов спутникового радио. Предположим, что один из них будет предназначен для любителей ловли рыбы на удочку. Поскольку система глобальная, можно из коротких эпизодических программ про ловлю рыбы где-нибудь в Канаде, Новой Зеландии, России, Японии сделать отдельную станцию для всех, кто очень любит этот вид отдыха. Матрицу программы можно преобразовывать и на Земле, и на спутнике. Приемник, естественно, будет иметь возможность принимать и традиционное УКВ. World Space уже заключил целый ряд партнерских соглашений. Одна из идей состоит в том, чтобы люди даже в удаленных местах планеты, не имея доступа к обычным информационным потокам, тем не менее получали необходимую информацию.
Как планируется программное содержание? Никакого информационного империализма здесь нет. Примерно половина времени будет отдана местному вещанию. Ведь первоначально проект предназначался для стран третьего мира, где очень чувствительно относятся к тому, чтобы индустриальные запад и север не доминировали в информационных потоках. Будет обязательно уникальная программа, создаваемая специально для этой системы. Уже закончено строительство студии в Нью-Джерси, которая должна готовить свои программы. Будет также и международное содержание: новости бизнеса, рынка, что-то типа радио CNN.
Потенциальный рынок слушателей World Space исчисляется миллиардами людей. В настоящее время компания World Space еще не вышла на фондовый рынок, то есть остается частной компанией, финансирование которой, порядка миллиарда долларов, осуществляется из частных источников. После того, как владельцы компании выйдут на фондовый рынок, их капитал резко возрастет и, следовательно, резко возрастут возможности. Три запуска, если пройдут удачно, – в октябре 1998 года над Африкой, в январе 99-го – над Азией и в мае 99-го над Карибским бассейном, в сочетании с массовым производством приемников определят ее стратегию по отношению к России.
Сейчас уже закуплен запасной четвертый спутник. Первым рынком, на который он будет нацелен, являются Россия и Восточная Европа. Наша консультативная фирма разрабатывает для них стратегию выхода на российский рынок. То есть в случае успеха с предыдущими запусками система начнет работать в России. Что это может дать?
Одна из серьезных проблем российского радио сегодня состоит в том, что система распределения сигнала в стране сильно изношена. В результате государственное вещание просто не в состоянии конкурировать с местными УКВ-станциями. Рынок радиорекламы имеет очень низкие расценки и нет ни малейшей надежды на то, что его доходы смогут профинансировать восстановление всей инфраструктуры. Возникает вопрос – целесообразно ли восстанавливать инфраструктуру XX века, когда на подходе инфраструктура XXI-го? По-видимому, нет, потому что в будущем никакой наземной инфраструктуры вообще не понадобится. Более того, компания World Space очень рассчитывает на то, что производство приемников можно будет наладить в России. Разумеется, чип будет по-прежнему выпускать Германия, но все остальное вполне может производиться здесь и не только для русского рынка и стран СНГ, но и для всей Восточной Европы.
Как это имеет отношение к крупному городу? Точный ответ на этот вопрос даст будущее. Сейчас World Space купила долю в американской компании, которая делала попытки вести цифровое вещание в городе. Выяснилось, что потребуются ретрансляторы и тогда можно будет даже в машине слушать радио. Хотя это промежуточное решение и вскоре должен появиться более простой и дешевый метод.
Я неоднократно встречался с людьми, которые отвечают за развитие радиосистемы России. Они проявляют большой интерес к нашему проекту, но никаких решений еще не принято. Возникшая проблема связана с тем, что плата за частотный спектр для иностранных игроков довольно значительна, и компании World Space трудно понять, почему, если они готовы инвестировать до 200 миллионов долларов в российскую экономику в трудный для нее момент, надо еще отдельно платить за частоты.
© Информационное общество, 1999, вып. 4, с. 41 - 42.