___________________
Рейман Л.Д.
Советник Президента РФ
Секретарь Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества в РФ
Председатель экспертно-консультативной группы Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества в РФ
Уважаемые коллеги!
Региональный аспект российского информационного общества, развитие информационных технологий в регионах России, несомненно, является важнейшей, приоритетной задачей.
При формировании плана развития информационного общества мы проводили анализ уровня проникновения информационных технологий в разрезе регионов. И должен сказать, что, к сожалению, результаты этого анализа не обрадовали.
Хочу напомнить, что одним из ключевых контрольных показателей реализации Стратегии развития информационного общества, утвержденной Президентом Российской Федерации, является сокращение к 2015 году различий между лучшим и худшим регионом по соответствующим интегральным показателям в два раза. Однако, как показали результаты анализа, по отдельным показателям использования ИКТ между регионами в настоящее время наблюдается разрыв в разы, а иногда и в десятки раз, как, например, в случае с объемами бюджетного финансирования на ИКТ по отдельным отраслям в расчете на одного жителя. При этом надо подчеркнуть, что какая-либо связь между объемом расходов на ИКТ и уровнем бюджетной обеспеченности регионов отсутствует – лидирующие позиции в рейтинге развития информационного общества добились не только самые благополучные и самые обеспеченные с финансовой точки зрения регионы. Надо сказать, что в динамике разрывы между регионами не сокращаются, а остаются, причем в иных случаях даже наблюдается их усиление.
Очевидно, что уровень проникновения информационных технологий в подавляющем большинстве случаев зависит от позиции руководителя субъекта, от количества внимания и времени, которые он уделяет этой проблеме.
Приведу несколько примеров. В 2006 году Правительством Российской Федерации была одобрена Концепция региональной информатизации. Летом 2007 года правительством в качестве рамочной была утверждена Типовая программа развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий субъекта Российской Федерации и дано поручение регионам разработать и принять у себя соответствующие программы. Прошло уже почти 3 года, и только 50% регионов имеют хоть какие-то программы. При этом больше половины из разработанных программ фактически направлены на решение задачи внедрения ИКТ в деятельность органов власти. Комплексные же программы, охватывающие основные направления развития информационного общества, утверждены только в 21-м субъекте федерации. А всем требованиям, которые предъявляются к такого рода программам, соответствуют документы только 4-х субъектов.
В феврале 2010 г. Президентом был утвержден Национальный план реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2009-2011 годы. По своей структуре, формату и детализации этот документ ушел значительно дальше по сравнению с упомянутой выше Типовой программой. Регионы в своей дальнейшей работе должны это учитывать. Проблемы, которые могут при этом возникнуть, будут связаны не столько с финансированием, сколько в первую очередь с эффективностью работы в регионах.
До сих пор, к сожалению, вопросы управления информатизацией во многих субъектах федерации не относятся к приоритетным, не признаются важными. В большинстве случаев регионы достаточно формально подошли к выполнению поручения Президента по итогам первого заседания Совета по развитию информационного общества о назначении заместителя главы субъекта, который бы отвечал за это направление. Зачастую эту задачу просто возлагали в качестве дополнительной нагрузки на одного из заместителей руководителя региона, кстати сказать, не самого свободного. Есть, конечно, исключения, и об этом следует сказать: в 9 регионах назначены заместители, которые отвечают только за это направление. В то же время во многих регионах до сих пор отсутствует централизованная система координации работ по внедрению ИКТ, не сформированы соответствующие специализированные органы исполнительной власти.
Нередко управление информационными технологиями осуществляется на уровне начальника отдела какого-нибудь непрофильного министерства, например министерства экономики, министерства транспорта и т.п. И это должностное лицо выполняет, как правило, минимальные функции.
Операторы региональных информационных систем, относящихся к электронному правительству, определены менее чем в половине регионов. На уровне субъектов федерации также не утвержден единый порядок планирования и согласования расходов на внедрение ИКТ. В большинстве регионов отсутствуют органы межведомственной координации (я имею в виду соответствующие комиссии или советы). Во многих случаях заявки на выделение финансирования не проходят соответствующую экспертизу, в результате нередко каждый орган исполнительной власти субъекта федерации в рамках выделенных ему финансовых средств реализует собственные решения без согласования с другими ведомствами и без увязки с работами, которые они проводят.
В рамках подготовки Национального плана от всех субъектов получены данные о планируемых объемах финансирования основных мероприятий по внедрению информационных технологий за счет региональных бюджетов. В указанном плане предусмотрена реализация 26 мероприятий, которые финансируются исключительно за счет средств субъектов Российской Федерации. Для обеспечения согласованного выполнения Национального плана в регионах, а также в целях концентрации усилий и средств на первоочередных мероприятиях Президентом РФ дано поручение о разработке соответствующих региональных планов.
Разработанные планы должны включать в себя региональные мероприятия Национального плана. Одновременно региональный план должен стать интегральным руководящим документом по реализации мероприятий, направленных на развитие и внедрение ИКТ в субъекте федерации. Он должен формироваться на принципах, аналогичных принципам Национального плана, и охватывать все приоритетные направления развития информационного общества, в том числе создание электронного правительства и переход на электронные государственные услуги.
Первоначально план должен объединять все реализуемые регионом проекты – независимо от того, в рамках какой программы или статьи регионального бюджета они выполняются. При этом региональные планы должны учитывать специфику отдельных субъектов и исходный уровень проникновения информационных технологий, который существует на момент формирования планов. Как я уже говорил, региональные планы будут опубликованы на сайте и будут доступны всем желающим – можно будет посмотреть и их содержание, и сроки выполнения. Будет организован общественный контроль за работой, ведущейся в регионах. Об этом уже сказал Сергей Евгеньевич Нарышкин.
Хотел бы отдельно обратить внимание на то, что подготовка региональных планов, собственно говоря, не является для нас самоцелью. Сам план должен стать основой для подготовки программы развития информационного общества в регионе. А программа в переходный период должна быть направлена на реализацию первоочередных мероприятий, на устранение диспропорций, которые имеют место в регионе с точки зрения проникновения ИКТ. В то же время программа должна работать на сокращение отставания того или иного региона от регионов-лидеров. В перспективе эта программа должна охватывать все направления, включать все расходы регионального бюджета на внедрение информационно-коммуникационных технологий.
В качестве примера хочется привести программу, которая утверждена здесь в Москве, раз уж мы собрались в этом зале. Хочу отметить, что программа очень качественная – все направления в ней достаточно хорошо проработаны. Она принята вкупе с соответствующим планом развития информационного общества в Москве и вполне может служить примером для разработки собственных программ в других регионах.
Мы предлагаем двигаться последовательно, с учетом того, что во многих регионах задачи по внедрению информационных технологий решаются в рамках выполнения отдельных отраслевых программ, что достаточно сильно усложняет задачу одномоментного утверждения единой программы.
В рамках подготовки плана должна быть сформирована соответствующая система управления региональной информатизацией. Для этого подготовлены и предварительно проработаны с регионами довольно подробные рекомендации по предлагаемой схеме организации такой работы в регионе. Эти предложения появились в результате анализа регионального опыта, точнее тех предложений, которые поступили со стороны регионов. В рекомендациях определены основные органы управления, их функции, порядок их взаимодействия между собой. Сделаны определенные акценты на то, каким образом должен определяться оператор электронного правительства, как должны быть сформулированы его задачи. Кроме того, предложен порядок контроля хода реализации регионального плана.
Представляется необходимым унифицировать схему управления развитием и использованием ИКТ в регионах, начать проводить соответствующие организационные мероприятия для приведения всех систем, которые сегодня развиваются в различных регионах, к «единому знаменателю».
Думаю, что здесь, конечно, не может быть одной какой-то единой схемы, поскольку региональные различия достаточно значительны. В то же время нужно, чтобы была единая платформа. Поэтому мы постарались сделать рекомендации достаточно гибкими. При этом со стороны Совета по развитию информационного общества будет организован мониторинг качества управления внедрением информационных технологий на постоянной основе.
Надеюсь, что подобные методические семинары будут проходить регулярно. Тогда мы сможем организовать оперативный обмен мнениями по практическим вопросам, связанным с развитием региональной составляющей информационного общества, и вносить соответствующие коррективы. Тогда мы сможем успешно выполнить все решения Президента России.
© Информационное общество, 2010, вып. 4, с. 11-13.