Вопросы регулирования сети Интернет в Российской Федерации
А.В. Шубин
Интернет, как бы к нему не относились, превратился в важный фактор общественной, политической и экономической жизни страны. Достаточно вспомнить последние предвыборные кампании, когда политические партии и даже отдельные кандидаты развернули в виртуальном пространстве активную агитацию. Интернет предоставил ведущим российским политическим лидерам возможность непосредственного общения с массовой аудиторией.
Постепенно глобальная сеть становится и важной сферой экономической деятельности. Не только зарубежные, но и многие отечественные банки и хозяйственные структуры переводят в Интернет часть своих операций с потребителями и деловыми партнерами. Широкомасштабное развитие Сети и превращение ее в сферу полноценного бизнеса сделают ее источником солидных поступлений налоговых средств в федеральный бюджет.
Вместе с тем приобщение России к Интернету ставит на повестку дня ряд социальных проблем, связанных с демократизацией доступа к этой глобальной сети. Интернет не должен быть уделом избранных, а доступ в него не должен жестко зависеть от уровня доходов. Приходится констатировать медленное развитие Интернета в регионах Российской Федерации. В настоящее время более 50 процентов участников сети сосредоточено в Москве.
Нельзя закрывать глаза и на негативные стороны развития Интернета. Речь идет, прежде всего, об обеспечении информационной безопасности страны, бизнеса, отдельных граждан. Не проходит месяца без того, чтобы умельцы-хакеры не взломали очередной коммерческий или информационный сайт. Порой Интернет становится не только средством оперативного получения информации и обмена корреспонденцией, но и местом публикации оскорбительного компромата, рассадником порнографии.
К сожалению, в этой сфере передовых информационных технологий у нас по-прежнему господствует хаос, что заставляет говорить о необходимости государственной политики в области использования российского сегмента Интернета.
Вынесенный на рассмотрение депутатов законопроект – это необходимый, но только первый шаг в данном направлении. Итак, что же должно сделать государство в этой области? Назову несколько важнейших, с нашей точки зрения, моментов.
Во-первых, требуется сформировать условия, способствующие развитию отечественной телекоммуникационной инфраструктуры.
Сейчас в России уровень связи недостаточно высок. Не все население охвачено даже обычной телефонной связью, что является очень серьезным препятствием для развития Сети. Расширение зоны Интернета тесно связано с развитием и самых современных средств доступа, а именно, с мобильной, сотовой, спутниковой связью. Поэтому необходимо разработать и принять соответствующие законодательные акты. Для развития Интернета в России необходимо, прежде всего, удешевить пользование им. Один из путей – развитие собственного российского производства, для стимулирования которого можно ввести налоговые льготы на импортные комплектующие для средств связи и производства компьютеров.
Во-вторых, необходимо законодательно защитить добросовестных пользователей Интернета, а также владельцев его ресурсов от несанкционированного доступа и от действий хакеров.
Для этого следует внести в виде соответствующих поправок в действующее законодательство об уголовной и административной ответственности статьи, предусматривающие ответственность за преступления, связанные с Интернетом: взлом сайтов, преступное овладение номерами кредитных карточек, создание и распространение компьютерных вирусов. В этом плане может сыграть положительную роль проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» в части распространения норм закона на сети типа Интернета для защиты информации от несанкционированного доступа».
В-третьих, государству необходимо создать стройную систему правил для электронного бизнеса, так как одним из ключевых направлений использования Интернета в России является вовлечение глобальной сети в предпринимательскую деятельность.
Для полноценного использования Интернета в бизнесе необходимо принятие закона об электронной подписи. В настоящее время контракт, заверенный электронной подписью, не имеет юридической силы. Проект закона «Об электронной цифровой подписи» стоит в плане законодательных инициатив на 2000 год. Ответственными являются Минсвязи России, ФАПСИ, Гостехкомиссия, Минюст России, ФКЦБ с участием Центрального Банка Российской Федерации. Срок предоставления законопроекта в Правительство Российской Федерации – третий квартал 2000 года, а срок внесения в Государственную Думу – четвертый квартал этого же года. С принятием этого закона использование Интернета в сфере «бизнес-бизнес» может получить свое развитие.
В России ситуация с государственным контролем над деятельностью в Интернете еще далека от мировых аналогов. Остро стоит вопрос о порядке регистрации доменных имен, или, проще, адресов в российском сегменте Интернета. Дело в том, что в силу специфики информационных ресурсов Интернета каждый интернет-проект может быть привязан к определенной территории исключительно за счет регистрации доменного имени в определенном сегменте Интернета.
Как вы знаете, 28 декабря 1999 года состоялась встреча представителей Интернет-общественности с исполняющим тогда обязанности Президента Российской Федерации Владимиром Путиным. Она продемонстрировала, что по поводу развития российского Интернета есть два противоположных взгляда. Первый отражает позицию провайдеров – компаний, обеспечивающих технический выход в Интернет. Они склоняются к необходимости введения государственного регулирования Интернета, главным образом, из-за перспектив развития собственного бизнеса.
Иного взгляда придерживаются производители контента, то есть информационных ресурсов. Они выступают против диктата государства в области Интернета и рассматривают возможность контроля над содержанием его ресурсов со стороны провайдеров, сотрудничающих с государством, как аналог контроля МГТС над содержанием телефонных разговоров населения.
В некоторых проектах предлагалось за регистрацию сетевых СМИ взимать регистрационный сбор в размере полутора тысяч рублей, который увеличивается до 7,5 тысяч – в случае рекламного характера издания, и до 15 тысяч рублей – в случае эротического содержания.
В этих проектах предлагалось предоставить право прекращать или приостанавливать оказание соответствующих услуг клиентам, деятельность которых в качестве сетевых СМИ прекращена или приостановлена в соответствии с законом о СМИ, либо осуществляется без государственной регистрации. Таким образом, контролируемые со стороны государственных органов интернет-провайдеры получали возможность ограничивать деятельность в Интернете неугодных СМИ. При этом регистрация доменных имен также ставилась под контроль государства.
Возникли и споры о причинах желания государственных органов контролировать Интернет. Одни объясняли это устоявшимся мнением о ресурсах Сети как источниках неофициальной информации и различного рода компромата, другие говорили о намерении государственных чиновников произвести передел собственности в российском сегменте Интернета. На наш взгляд, главной целью все-таки является упорядочение и стимулирование развития российского Интернета. Тем более, что отечественное Интернет-сообщество начинает организовываться и превращаться в независимую силу, развивающуюся во взаимодействии с государством. В начале 2000 года был создан Союз операторов Интернета (СОИ), который провозгласил своей главной задачей координацию деятельности организаций, занимающихся проблемами российского сегмента Интернета на профессиональной основе. Однако высказывается мнение, что СОИ, по сути, стал очередной организацией для лоббирования интересов интернет-компаний на разных уровнях, в том числе и на правительственных. Последнее соображение как раз и является наиболее актуальным в связи с намерением государственных органов создать систему контроля над деятельностью Интернета, поскольку уже при создании планировалось, что СОИ будет взаимодействовать с федеральными органами в разработке нормативно-правовой базы.
Так выглядит положение дел в данной сфере на сегодняшний день. Нерешенных проблем в российском Интернете более чем достаточно. Хочется надеяться, что далеко не бесспорные идеи, высказанные автором, послужат важным стимулом для более углубленной дискуссии по поводу развития новой законотворческой темы.
Шубин Александр Валентинович -
заместитель председателя Комитета по информационной политике Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
© Информационное общество, 2000, вып. 4, с. 26 - 27.