Информационные проблемы в правовой сфере


_____________________

Киселев Б.В., Хургин В.М.




Реформа государственного устройства Российской Федерации, преобразование политической системы, становление рыночной экономики, построение демократического правового государства — эти и многое другие проблемы выдвигают на первый план решение глобальной задачи, заключающейся в создании единой правовой сферы России, где обеспечивается правовая информированность всех структур общества и каждого гражданина в отдельности, ибо правовое образование необходимо, чтобы расти в условиях демократии.

По мнению "отца" кибернетики Норберта Винера, в жизни любого государства присутствует весьма ограниченное число гомеостатических процессов, а в наибольшей степени общественному гомеостазу способствует наличие средств приобретения, использования, хранения и передачи общественно доступной информации.

Удобное распределение и использование информации для удовлетворения социальных потребностей является едва ли не главнейшим достоинством в окружающем нас мире и, как следствие, в результате совершенствования информационных коммуникаций внутри и между различными социальными группами общество может развиваться более динамично.

Поступательное развитие демократии возможно лишь тогда, когда между гражданами существует более или менее прочный консенсус, когда их сближают общие взгляды, установки, информация. Современная информационная система должна давать гражданам уверенность в своих знаниях, в способности контролировать все происходящее с ними. Решения, оказавшиеся "неверными", чаще всего бывают связаны с недостатком нужной информации, а не с некомпетентностью или неверным использованием той имеющейся информации, которая попала в официальные информационные каналы.

Между тем на сегодняшний день крайне остро ощущается дефицит даже элементарных информационно-юридических услуг, который наряду с другими факторами оказывает весьма серьезное негативное влияние на все стороны общественной жизни. Отсутствие развитой информационной системы в правовой сфере лишает граждан возможности эффективно участвовать через демократаческие институты в принятии решений из-за недоступности релевантной информации.

Проблема в том, что государство не только не предоставляет гражданам возможность получать информацию о действующем законодательстве, но и само не располагает достаточно эффективными системами правовой информации.

Необходимо создать действенные механизмы повышения эффективности права и его применения, обеспечения полной правовой информированности граждан и тем самым усилить то, что можно было бы назвать "правовой плотностью общества". Этой цели в значительной степени будет способствовать правовая информатизация общества, основанная на решении двуединой задачи: информатизация правовой сферы, с одной стороны, и обеспечение законодательного регулирования, правоотношений в сфере информатизации, с другой.

Под правовой информатизацией России понимается процесс создания оптимальных условий максимально полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных и общественных структур, предприятий, организаций, учреждений и граждан на основе эффективной организации информационных ресурсов России.

Пути совершенствования процесса правовой информатизации общества многообразны, поэтому необходимо четкое определение целей, методов, организационных форм решения поставленной задачи, т. е. формирование ее научных основ.

Информатизация правовой сферы осуществляется путем создания эталонной географически децентрализованной правовой базы, используемой в общенациональном информационном пространстве. Вся совокупность взаимосвязанных подсистем правовой информации, реализованных в виде территориально распределенной сети банков правовых актов, образует Российскую автоматизированную систему информационно-правового обеспечения правотворческой и правореализационной деятельности, правового образования и воспитания.

Очевидно, что подобная глобальная система может строиться только как многоуровневая, начиная от общей гетерогенной сети телекоммуникации высших органов государственной власти и управления, объединяющей локальные сети эталонных банков правовой информации, и кончая региональными сетями с учетом возможной эволюции отдельных компонентов и системы в целом и с обязательным согласованием интересов всех уровней.

Эффективность функционирования информационно-правовой системы в решающей степени зависит от полноты и достоверности информации и регулярности ее поступления не только из центральных, но и из региональных источников. Соответственно и решать эту проблему целесообразно одновременно с двух сторон: из центра и региональных опорных зон информатизации, являющихся одновременно базовыми узлами правовой информации регионов и коммуникационными системами транзитной транспортировки данных для региональных сетей. Принцип комплексного согласованного развития всех элементов системы должен стать основополагающим.

Таким образом, общегосударственная система правовой информации должна строиться на основе информационно-логической модели, учитывающей различный уровень теоретической и практической подготовленности и технической оснащенности всех потенциальных абонентов системы и позволяющей решать самые разнообразные вопросы — от весьма специальных технических, математических и конструктивных проблем проектирования до чрезвычайно сложных политических, правовых, социальных, финансовых, трудовых и этических вопросов, пронизывающих нашу сегодняшнюю жизнь.

Любая сфера деятельности человека регламентируется законами природы, государства, морали. И хотя в настоящее время проблематика информатизации все в большей мере получает отражение в законодательстве Российской Федерации, тем не менее законодательное регулирование информационных процессов удовлетворительным назвать нельзя.

Несколько особняком стоят вопросы правовой информатизации, по которым принят ряд последовательных решений на уровне Президента Российской Федерации: в 1993 г. утверждена Концепция правовой информатизации России, назначен генеральный конструктор правовой информатизации России, определены организации, ответственные за ведение эталонных банков, формирование региональных узлов правовой информации, намечены пути формирования единого информационно-правового пространства государств — членов СНГ.

В то же время правовая информатизация, являясь самостоятельной чрезвычайно сложной задачей, представляет собой и важнейшую часть всей информатизации России. В связи с этим можно констатировать, что общие проблемы информатизации характерны и для правовой информатизации. Более того, без решения таких проблем, без инициализации процесса информатизации России правовая информатизация во многом вообще теряет смысл.

Назрела острая необходимость в проработке проектов, которые позволили бы законодательно определить:


утверждение гарантий права на информацию и охрану прав граждан (защиту права личности на частную жизнь);

порядок проведения государственной политики в области правовой информатизации, в том числе вопросы финансирования;

организацию выполнения принятых в рамках ООН программ оказания помощи России в построении правового государства.


выработать юридически закрепленные требования по организации сбора правовой информации и ее предоставлению;

определить правовой статус Российской автоматизированной системы информационно-правового обеспечения правотворческой и правореализационной деятельности, правового образования и воспитания.

Общенациональная территориально распределенная правовая система помимо своего прямого назначения позволит рационально и эффективно решить проблему информационного взаимодействия государственных структур и их интеллектуальной поддержки, что, в свою очередь, обеспечит повышение оперативности, степени обоснованности и корректности принимаемых решений по регулированию различных сфер общественной жизни.

Дальнейшее совершенствование и развитие правовой информатизации требуют системного подхода, ни одна из принимаемых мер не может рассматриваться в отрыве от другой. Будет ли эта система хорошо финансируемой и координируемой или же ненадежной, трудной в эксплуатации и не способной ответить на нужды конечных пользователей? Ответ зависит от того, будет ли она надлежащим образом спланирована и достаточно профинансирована. Именно поэтому серьезные изменения в информационном механизме, распределении функций, прав и ответственности на всех уровнях, организационных структурах должны дополняться и подкрепляться развитием материальной базы, использованием рациональных процедур и процессов на основе современных информационных технологий.

Создание единого информационно-правового пространства обеспечит "прозрачный" информационный доступ (за исключением особых случаев) ко всей совокупности информационно-правовых ресурсов страны и будет способствовать ускоренному развитию региональных информационных систем (причем не только правовых).

В условиях жесточайшего дефицита материальных ресурсов и, особенно, высококвалифицированных кадров, в первую очередь научных, как никогда необходима консолидация сил для реализации Концепции правовой информатизации России.

Система правовой информатизации поможет достичь конкретных политических и научных целей, но за этим скрывается и гораздо большее. По мнению многих, судьба страны зависит от ее успехов в решении задач правовой информатизации. Таким образом, если проект правовой информатизации России не будет поддержан или окажется сильно урезанным, страна может лишиться своего грандиозного будущего.


Статья поступила в редакцию в декабре 1993 г.

Государственное правовое управление Президента РФ



© Информационное общество, 1994, вып. 1-2, с. 38-40.